04.12.2023

Ушел из жизни Олег Александрович Кривцун

Ушел из жизни Олег Александрович Кривцун, доктор философских наук, член-корреспондент и член президиума Российской академии художеств, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, шеф-редактор научного электронного журнала «Художественная культура». Многие годы Олег Александрович заведовал отделом теории искусства в Институте теории и истории изобразительных искусств РАХ, преподавал в РГГУ и Литературном институте. Обладатель значительных профессиональных премий, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2004), Лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства (2009).

Олег Александрович Кривцун был выдающимся теоретиком, уникальным знатоком эстетики и психологии искусства. Его учебник по эстетике в свое время получил диплом Всероссийского конкурса «Новые книги для высшей школы» (1996) и с тех пор многократно переиздавался. По нему учились и учатся многие поколения литераторов, искусствоведов, культурологов и социологов. Индивидуальные монографии «Искусство и мир человека» (1996), «Эволюция художественных форм» (1992), «Историческая психология и история искусств» (1997), «Творческое сознание художника» (2008) поражают масштабом философского мышления, глубиной понимания художественного произведения, вниманием к тончайшим нюансам формы, и, вместе с тем, умением прослеживать глобальные эстетические процессы.

Особенно трепетно Олег Александрович относился к работе над коллективными монографиями, сочиняя для них оригинальные, неожиданные темы и всякий раз вдумчиво подбирая авторский коллектив. «Метаморфозы творческого Я художника» (2005), «Феномен артистизма в современном искусстве», «Художественная аура: истоки, восприятие, мифология» (2011), «Пластическое мышление в живописи, архитектуре, кино и фотографии» (2019), «Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика» (2022). 

О.А. Кривцун не принимал жестких градаций в сфере науки об искусстве и полагал, что классическое искусствоведение, эстетика, культурология и антропология являются сообщающимися сосудами, могут успешно взаимодополнять друг друга. Так же, как и микроанализ произведения и макроанализ многовековых линий развития искусства и культуры должны органично подпитывать друг друга, служить постижению многогранности творческих процессов. Эти установки ученого оказались особенно важными и актуальными в нынешний период – в процессе работы над номерами научного журнала «Художественная культура», объединяющего исследования по пяти гуманитарным специальностям. 

Кривцун всегда сопротивлялся излишней рационализации гуманитарной науки, был убежден в ценности индивидуального профессионального восприятия и интерпретации, верил в права интуиции, в плодотворность размышлений о психологии творчества. Любил работать с трудноуловимыми, «невербализуемыми» понятиями, с категориями ауры, атмосферы, воли, почерка художника – и умел сделать свое видение этих элементов формы и творчества убедительным, открывающим в известных авторах и произведениях нечто новое, ранее не замеченное.

Свое понимание искусства и науки Олег Александрович передавал ученикам, коллегам, широкому кругу исследователей, готовых подхватывать и развивать многие его теоретические посылы. Вклад О.А. Кривцуна в отечественное искусствознание весьма значителен, и нам еще предстоит осознать многие его аспекты. 

Кривцун.jpg