15.05.2023

В ГИИ прошел научный семинар «Слово и музыка в творчестве Александра Башлачёва»

27 апреля в Государственном институте искусствознания прошел научный семинар «Слово и музыка в творчестве Александра Башлачёва» (организаторы: Государственный институт искусствознания и МАУК «Череповецкое музейное объединение»). Участники семинара выступили с докладами, посвященными его биографии, поэтическому и музыкальному творчеству.

Александра Башлачёва по праву считают одним из наиболее ярких поэтов своего времени, оказавших заметное влияние на развитие всего русского рока. А его творчество рассматривается не только как часть роковой субкультуры, но и как важная часть русской литературы второй половины XX века. Начиная с 1989 года издано более 30 книг со стихами Башлачёва. О его творчестве написаны монографии и диссертации, более 200 научных статей. Поэзия Башлачёва представляет большой научный интерес, и конференция, прошедшая в Москве, стала еще одним тому подтверждением.

С научными докладами выступили студенты, аспиранты и доктора наук, рок-журналисты и музыканты. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Илья Иткин сопоставил «Грибоедовский вальс» Башлачёва с «Бараном-непомнящим» Салтыкова-Щедрина. Сергей Шаулов, заведующий отделом «Дом-музей М.Ю. Лермонтова» Государственного музея истории русской литературы им. В.И. Даля, рассказал о слуховых и музыкальных образах в поэзии Башлачёва. Виталий Гавриков, профессор РАНХиГС (Брянск), рассуждал о связи поэзии и музыки в творчестве Башлачева. Юрий Доманский, профессор РГГУ, говорил об использовании Егором Летовым поэзии Башлачёва в песне «Свобода».

Еще одна участница встречи — Сара Манци, аспирантка Пизанского университета (Италия), не только изучает поэзию Башлачёва, но и переводит его стихи на итальянский, что является сложной задачей из-за большой разницы в языках, а при переводе необходимо сохранить и ритм, и рифму.

В конференции приняли участие музыканты — Максим Аншуков (группа «Ключевая»), рассказавший о своем опыте «общения» с песнями Александра, и Дмитрий Ревякин («Калинов мост»), который поделился историей о том, как несколько лет назад создавался трибьют-альбом.

На семинаре выступили представители Череповецкого музейного объединения: его директор Светлана Султанова рассказала об истории создания и развитии музея Башлачёва, научный сотрудник Евгений Есельсон познакомил с особенностями музейной экспозиции, а Елена Башлачёва сделала доклад «Музыкальные черновики Александра Башлачёва». Ее выступление вызвало большой интерес: она показала черновики, которые сохранили в семье, и записи, на которых Александр напевает мелодии, заготовки будущих песен. По словам участников семинара, это настоящее открытие, поскольку раскрывает творческий процесс с точки зрения того, как работал Александр и как вообще создаются стихи и песни.

Завершил семинар концерт группы «Ключевая» из Москвы, которая продолжает традиции русского рока с фолк-элементами. Максим Аншуков и Роман Смоленцев исполнили как известные композиции группы, так и песни из недавно вышедшего альбома «Юдоль».