06.02.2023

В ГИИ подвели итоги конкурса научных публикаций за 2022 год

На Дне института 31 января ГИИ подводил итоги года. 2022-й оказался на редкость плодотворным и в том, что касается работы над исследовательскими проектами, и по обнародованию ее результатов.

Среди главных событий нельзя не выделить  проведение Международного конгресса «Российский опыт изучения нематериального культурного наследия в контексте мировой науки )», приуроченный к Году культурного наследия в РФ (Москва – Санкт-Петербург, 28 сентября – 3 октября 2022 г.). Конгресс проведен ГИИ совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н. А. Римского-Корсакова при участии ГРДНТ им. В. Д. Поленова и Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. Конгресс сопровождался концертами народной музыки, в которых участвовали студенты РАМ им. Гнесиных и Санкт-Петербургской консерватории; а также активное участие сотрудников ГИИ в подготовке закона О нематериальном этнокультурном достоянии России.

К 350-летию Петра I  вышла в свет "Служба благодарственная на заключение Ништатского мира. Служба святому благоверному князю Александру Невскому» (Исследованние и публикация Натальи Плотниковой), проведены Всероссийская научная конференция «Судьбы средневековой традиции в Петровское время» и круглый стол «Веселися, страно Российская!», посвященный викториальным торжествам Петровской эпохи.

К 350-летию театра в России - Международная конференция «350 лет русского театра», посвященной юбилею со дня первых театральных постановок в России при дворе царя Алексея Михайловича в 1672 году (.8-10 декабря 2022 года, организаторы: ГИИ, ГИТИС Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина).

Был издан очередной том АПСС П.И. Чайковского, включающий в себя партитуру с переложением для фортепиано «Всенощного бдения». Его презентации прошли в Музее П.И. Чайковского в Клину и в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории, где студенческий хор консерватории исполнил фрагменты этого сочинения. Электронная энциклопедия «П.И. Чайковский» была пополнена 26 новыми статьями. Подготовлены к публикации  12 том ПАСС М.П. Мусоргского (Вокальный сборник «Юные годы» в авторских вариантах и оркестровке. Партитура); очередной том Свода памятников архитектуры и монументального искусства России (Костромская область, т.1), три тома Истории русского искусства (т. 3 и т. 13 в двух книгах) – выйдут в свет в 2023 году.

Всего в 2022 году Институт организовал и провел 14 международных конференций, 14 Всероссийских конференций, 14 круглых столов, один из которых прошел в рамках церемонии вручения международной общественной премии имени Алексея Комеча «За общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России», учредителем которой является Государственный институт искусствознания. Сотрудниками института было и сделано 433 доклада на научных форумах в России и 42 доклада за рубежом в 16 странах: Франция, Италия, Чехия, Великобритания, Люксембург, Португалия, Греция, Турция, Израиль, Сербия, Эстония, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Беларусь. Опубликовано - 56 докладов. За 2022 г. сотрудниками института опубликовано 198 плановых и столько же внеплановых статей (проиндексированы в Web of science, 14 – в Scopus). А также издано 46 книг (4 - в иностранных издательствах).

Значительная часть этих публикаций были выдвинуты на суд жюри ежегодного конкурса научных публикаций сотрудников ГИИ.

Сообщаем результаты конкурса, которые  были  объявлены на Дне института 31 января и 
поздравляем наших коллег - лауреатов и дипломантов 2022 года!

1. Монографии

Первая премия:

Кононенко Е.И. Эволюция архитектуры османской мечети. М.: Прогресс-Традиция, 2022.

Дипломы:

Кириллина Л.В. Бетховен и русские меценаты. М.: Бослен, 2022.

Раку М.Г. Время Прокофьева. Драматический театр: музыка, люди, замыслы. М.: Слово/Slovo, 2022.

Смолев Д.Д. Движение «Догма-95»: в поисках нового реализма. М.: Государственный институт искусствознания, 2022.

Специальная премия:

Свидерская М.И. Утешение искусствознанием. Западная классика в отечественном искусствознании XX–XXI веков. М.: ГИИ, 2022.

2. Коллективные труды

Первая премия:

Человек в искусстве экспрессионизма: Коллективная монография / Сост. и отв. ред. И.И. Никольская. СПб.: Алетейя, 2022.

Дипломы:

Актуальные проблемы искусства символизма. В 2-х частях. М.: «Река времени», 2022.

Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика / Отв. ред. О.А. Кривцун. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022.

Искусство на обочине. Творчество художников-аутсайдеров и инклюзивные практики в культуре ХХ – начала ХХI века: сборник статей / отв. редактор Н. А. Мусянкова; СПб.: Алетейя, 2022.

Смена вех: отечественное кино середины 1980-х — 1990-х / Ред.-сост. Д.А. Журкова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё. Отв. ред. Е.В. Сальникова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2022.

Специальный диплом:

Русское искусствознание среди европейских школ: архивные материалы из музейных и библиотечных собраний. Материалы IV международного конгресса историков искусства им. Д.В. Сарабьянова / Ред.-сост. Е. Бобринская, А. Корндорф, А. Лосева. М.: ГИИ, 2022.

Специальная премия:

Театр XXI. Экономика, социология, право / под общ. ред. А.Я. Рубинштейна. СПб: Алетейя, 2022.

3. Научная публикация материалов

Первая премия:

Мейерхольдовский сборник. Вып. 4: Дело 537. Документы следственного дела В.Э. Мейерхольда / Вступ. ст. О.М. Фельдмана. Составление и подготовка текстов Н.Н. Панфиловой и О.М. Фельдмана. М.: Издательство «Артист, Режиссёр. Театр», 2022.

Мейерхольдовский сборник. Вып. 5: В.Э. Мейерхольд. Лоскуты для костюма Арлекина / Сост. и подгот. текстов Н.Н. Панфиловой и О.М. Фельдмана. Сопроводительные тексты и коммент. О.М. Фельдмана. М.: Издательство «Артист, Режиссёр. Театр», 2022.

Мейерхольдовский сборник. Вып. 6: Мейерхольд в разные годы / Подготовка текстов Н.Н. Панфиловой и О.М. Фельдмана. Сост., коммент., автор вступ. ст. к публикациям О.М. Фельдман. М.: Издательство ГИТИС, 2022.

Дипломы:

Лебедева-Емелина А.В. Музыка литургии эпохи классицизма. Нотные публикации и исследования / Научн. статьи и коммент. Е.Ю. Антоненко, А.В. Лебедевой-Емелиной, К. В. Постернака. М.: Изд. Дом ЯСК, 2022.

Художественный театр. После революции. Василий Лужский. Беглые воспоминания. 1928. Последний дневник. 1930–1931 / Сост., публ., вступит. статья и комментарии М.В. Львовой. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2022.

Специальный диплом:

Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника 1751−1761. Вып. 3. Кн. 2. / Сост., авт. вступ. ст. и комм. Л.М. Старикова – М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. 2022.

4. Статьи научных сотрудников

Первая премия:

Корндорф А.С. Изобретение древности. Екатерина II как автор программы национальной исторической живописи // Искусствознание. 2022. № 2.  С. 294–349.

Дипломы:

Аронова А.А. Триумфальные маршруты Петра I как прецедент формирования светского публичного пространства: Азов, Полтава, Дербент // Искусствознание. 2022. № 4.

Бобринская Е.А. Михаил Ларионов: зрение/воображение // Искусствознание. 2022. № 3.

Яковлев А.Н. Колонный зал Дворянского клуба (Дома Союзов) в Москве: проблема аутентичности и прототипов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сборник научных статей. Вып. 12 / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022.

Гнедовская Т.Ю. Архитектор Ханс Пёльциг и экспрессионизм: история отношений // Человек в искусстве экспрессионизма / Автор концепции и составитель И.И. Никольская. СПб.: Алетейя, 2022.

Специальные дипломы:

Молок Н.Ю. «Идеолог космополитизма»: Д.Е. Аркин и «чистки» в советской архитектурной среде в 1930–1940-е годы // Русское искусствознание среди европейских школ: архивные материалы из музейных и библиотечных собраний. М.: ГИИ, 2022.

Жуланова Н.И. Многоствольные флейты в русских селах Северо-Западного Прикамья. Из неопубликованных экспедиционных материалов // Традиционная культура. 2022. Т. 23, № 3.

5. Статьи молодых учёных

Первая премия:

Вирен Д.Г. От немецкого экспрессионизма к послевоенному польскому кино // Человек в искусстве экспрессионизма / Автор концепции и составитель И.И. Никольская. СПб.: Алетейя, 2022.

Дипломы:

Горячок К.Л. Дзига Вертов и Лени Рифеншталь: репрезентация реальности в тоталитарную эпоху // Художественная культура. 2022. № 1.

Щербакова Н.В. Маски комедии дель арте: от образа итальянского театра к портрету французского общества // Искусствознание. 2022. № 4.

6. Статьи аспирантов

Первая премия:

Ерофеев Н. Живопись или фотография? Алексей Фёдоров-Давыдов и проблема экспонирования фотоматериалов в Третьяковской галерее // Искусствознание. 2022. № 4.

Дипломы:

Грибкова А.И. Парные сцены «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» в росписи собора Саввино-Сторожевского монастыря 1649–1650 гг.: место в программе и особенности иконографии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45.

Никулина А.А. Подготовка женщин-регентов в учебных заведениях на рубеже XIX–XX веков (на примере Свято-Владимирской церковно-учительской школы) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45.

Ямамото А. Музыкальное просвещение Пролеткульта: идеологическая программа и повседневная практика // Музыкальная академия. 2022. № 2.