29.07.2022

Поздравляем Лидию Чаковскую, старшего научного сотрудника Института, с успехом коллективной монографии «The Synagogue. Marvels of Architecture»

Поздравляем Лидию Чаковскую, старшего научного сотрудника Института, с успехом коллективной монографии «The Synagogue. Marvels of Architecture» (русское издание – «Синагоги. Свет иудаизма»). Книга вышла в нью-йоркском издательстве Rizzoli одновременно на английском языке и в русском переводе и была представлена в Москве в коне декабря минувшего года. Теперь издание пополнило библиотеку ГИИ, и мы попросили Лидию, выступившей в проекте автором и редактором текста, рассказать о проекте подробнее.

Chakovaskaya_Sinagogi.jpg

Синагоги. Свет иудаизма / Отвт. ред.: Лейла Улуханли. Rizzoli New York, 2021 ISBN: 978-0-8478-6650-2

История мировой архитектуры еврейскими глазами: новая книга о синагогах

Книга «The Synagogue. Marvels of Architecture» (русское издание – «Синагоги. Свет иудаизма») вышла в нью-йоркском издательстве Rizzoli в 2021 году одновременно на английском языке и в русском переводе. Книга представляет собой масштабный проект, объединивший американских, израильских и русских ученых, фотографов и культурных деятелей. Однако идея появления этой книги появилась не в академическом, а в художественном сообществе, причем российском. Дело в том, что пять лет назад дизайнером и хозяйкой галереи Лейлой Улуханли было инициировано издание, посвященное мировой архитектуре ислама, с первоклассными фотографиями и обзорными текстами. Книга про мечети «Mosque. Splendor of Islam» вышла в 2017 году на английском и французском языках. Книга имела такой большой успех, что было решено продолжить это проект и выпустить книгу о синогогах. Теперь книга об архитектуре иудаизма образовала мини-серию с книгой об архитектуре мечетей.

В книге представлены фотографии почти 90 синагог из 27 стран. Хотя еврейское архитектурное наследие как кажется, хорошо изучено, есть целые регионы, в которых синагоги доступны исследователям только благодаря экспедициям центра еврейского искусства Иерусалимского университета и фотофиксации, сделанной тогда же. Так, некоторые синагоги Кавказа и Средней Азии были описаны в начале 1990-х и новой съёмки с тех пор просто не проводилось.

Внушительный формат и огромное количество фотографий делают книгу похожей на художественный альбом, но это обманчивое впечатление, поскольку книга объединяет тексты первоклассных специалистов, которые создавались специально для настоящего издания. Задача книги нетривиальна: объединить жанр coffee book (множество фотографий, формат художественного альбома) с серьезными обобщающими исследовательскими текстами, посвященными не просто еврейскому искусству (такие альбомы появляются с определенной периодичностью), но именно архитектуре, то есть искусству, требующему от читателя большой подготовленности и эрудированности.

Структура книги проста и призвана дать максимальный географический охват архитектуры синагог.

В книге две части. Первая часть «Мир синагоги» посвящена устройству синагог и написана Аароном Хьюзом (университет штат Нью-Йорк, США), который также выступил редактором книги. Несмотря на сжатость самого текста, он вводит читателя и в исторический контекст библейской истории, а затем еврейского рассеяния, уже предвосхищая вопрос: а какие черты оставались в синагоге всегда, несмотря на географическую и культурную разницу в местах обитания общин. Визуальный ряд, в котором элементы структуры синагог представлены фотографиями из синагог Марокко, Карибских островов, Мюнхена или штата Огайо, столь же красноречив, сколько текст раздела.

Вторая часть книги – это семь разделов про архитектуру синагог, среди которых рассказ о синагогах римского периода (проф. Стивен Файн), о синагогах Ближнего Востока, Северной Африки и Индии (проф. Мохаммад Гарипур, проф. Макс Файнблум), о синагогах Западной и Центральной Европы (проф. Эдвард ван Волен), о синагогах Польши, Украины, Беларуси и России (проф. Сергей Кравцов), о синагогах Ирана, Кавказа и Средней Азии (проф. Лидия Чаковская), о синагогах Нового Света (Самуэль Грубер) и наконец, венчает книгу раздел о синагогах Израиля (проф. Майкл Левин).

Проводя читателя сквозь века и регионы, авторы книги добиваются неожиданного эффекта: зритель как будто погружается в историю мировой архитектуры, но пропущенную через еврейское сознание. Сопровождающий иллюстрации текст помогает ему в этом. Перед его внутренним взором выстраивается галерея образов, которая начинается с греческого Парфенона и ордерной архитектуры (к ним отсылают нас древние синагоги в Капернауме и в Остии), затем мы вспоминаем готику (старо-новая синагога в Праге) и псевдоготику, любуемся римским Пантеоном (святилище Книги в музее Израиля в Иерусалиме) и капеллой Пацци во Флоренции (синагога в Тбилиси), переходим к неорусскому стилю (шестикупольная синагога в Красной слободе в Азербайджане), классицизму и эклектике (хоральная синагога в Баку). Собранные под одной обложкой, достижения еврейской архитектуры свидетельствуют о важнейшей особенности еврейского искусства: сохранять неизменным смысловую сердцевину образа, варьируя без труда внешнюю форму.

Но на этом путешествие в мир архитектурных форм не заканчивается. Раздел про синагоги Америки и Израиля содержит уникальный материал, недоступный массовому читателю. В обеих названных странах нет такого груза европейского наследия, поэтому архитектура развивается в новаторских модернистских формах.

Держа в руках новую книгу о синагогах, листая ее и изумляясь красоте фотографий, невольно вспоминаешь еще одно издание, наверняка знакомое многим ценителям искусства в нашей стране. В 1967–1994, когда о путешествиях за границу рядовому человеку можно было только мечтать, издательством Искусство было предпринято издание серии Памятники мирового искусства. Всего вышло девять томов, охватывающих практически всю историю искусства до конца XIX века. Ответственный редактор издания, Евсей Иосифович Ротенберг, говорил мне, как он отбирал фотографии, стремясь дать только высокохудожественные, ценные сами по себе образы, причем касалось это именно архитектуры и скульптуры. Так советский читатель мог не только читать тексты, написанные ведущими специалистами, но и видеть такие фотографии, например, света, падающего через световые шахты Кносского дворца, или скульптурный портрет Аменемхета III, драматически подсвеченный снизу, какие и до сих пор мне не приходилось встречать ни на просторах интернета, ни в специализированных мировых изданиях. Удивительным образом, книга про синагоги продолжает и сохраняет эту традицию изданий для ценителей и эстетов.

Л.С.Чаковская