14.06.2022

Прошли премьерные показы музыкально-драматической композиции «Великое посольство Петра Первого»

12 и 13 июня состоялись премьерные показы музыкально-драматической композиции «Великое посольство Петра Первого». Программа имеет жанровый подзаголовок «ода», что означает торжественная, хвалебная песнь, вызывающая чувства благоговения и гордости.

«Именно средствами искусства возможно воспеть память этого великого человека, напомнить о его главных завоеваниях и заслугах во благо Отечества, не превращая это в агитку», –  считает автор идеи этой программы, а также исполнительница партии органа музыкальный критик,  профессор, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Евгения Кривицкая. 

«Невозможно отразить все события и заслуги Петра Первого, столь насыщен был каждый день его жизни. Задача музыкально-драматического действа – дать психологический портрет героя, воссоздав его масштабные образ через отдельные эпизоды его биографии», – говорит автор сценария, режиссер и актер-чтец Петр Татарицкий. 

В концерте-спектакле рассказывается о Великом посольстве Петра I в Европу, организованном им для установления  политических, культурно-экономических и научных связей,  о строительстве города Петербурга, который вот уже более 300 лет является одним из символов России. Зрителей ждало масштабное музыкально-драматическое действо, где соединились разные жанры искусства – хоровое, вокальное, драматическое, видео-арт. Прозвучали премьеры специально написанных произведений наших современных композиторов  – «Русского органного концерта» Анжелики Комиссаренко, фрагментов из музыкальной саги «Русский бал на четыре столетия» Лоры Квинт и Николая Денисова,  «Оды Петру Первому» Петра Корягина. 

В День России «Великое посольство Петра Первого» стартовало в Кафедральном соборе Калининграда при участии Калининградского областного оркестра народных инструментов под управлением Антона Жукова, Молодежного хора Калининграда и Балтийского казачьего хора, московских солистов Марии Челмакиной (сопрано), Дмитрия Хромова (тенор), Родиона Васенькина (бас).  

13 июня команда артистов уже выступала в Большом зале Московской консерватории, завершая V Музыкальный фестиваль «Рожденные Россией». «Урок истории, да, чего уж греха таить – и наставление в современности – преподанные Искусством! Мы недаром назвали проект новым эпосом. Это не просто концерт – набор отдельных номеров «на заданную тему» – но полноценный спектакль со своей драматургией и сюжетом. Со своим главным героем. Петра Татарицкого здесь можно смело наречь Петром Великим (простите за каламбур): словно ожил сам император-реформатор – страстный, увлекающийся и увлекающий; противостоять созидательной энергии которого просто невозможно!» («Литературная газета»). 

«Создатели программы точно почувствовали, что полифонию текстов необходимо оттенить столь же контрастным музыкальным содержанием. Находкой стало участие Калининградского областного оркестра народных инструментов под управлением Антона Жукова, благодаря чему даже такие известные партитуры, как увертюра к “Псковитянке” Римского-Корсакова или “Гимн Великому городу” Глиэра зазвучали с новыми смыслами, с большей почвенностью. Что уж говорить о таких раритетах, как фрагменты из “Политехнической кантаты” Чайковского (солист – тенор Дмитрий Хромов), написанной композитором в год 200-летия Петра Первого, или  Анданте из “Медного всадника” Глиэра с изумительным соло скрипки (Людмила Херсонская).  Академическую классику оттенили канты XVIII столетия, их попеременно исполняли Тульский государственный хор (хормейстер Алексей Зайцев) и Камерный хор Московской консерватории (хормейстер Тарас Ясенков) – задорно, звонко, стильно.  А затем оба хора объединились волей их художественного руководителя Александра Соловьёва, и наступила очередь кантов и песнопений наших современных авторов. Примечательно, что откликнулись молодые композиторы – Алексей Лёвин и Петр Корягин, создавшие музыку тональную, мелодичную, эмоционально приподнятую, говорящую максимально демократичным языком. И публика, оценив этот жест человечности, горячо приветствовала премьеры, их создателей и одухотворенную дирижерскую интерпретацию» («Музыкальная жизнь»).

Об успехе проекта свидетельствует и статистика: трансляцию Телевидения Московской консерватории в социальной сети Вконтакте (https://vk.com/wall-175840014_1130) посмотрело более 150 тысяч человек!

IMG-7942.jpg

20220612_192113-scaled.jpg

IMG_20220613_111202_196.jpg