24.11.2021

Международный симпозиум «Музыкальные академические издания: традиции и инновации, знания и идеи, конфликты и компромиссы» закончил работу

Завершил работу международный симпозиум «Музыкальные академические издания: традиции и инновации, знания и идеи, конфликты и компромиссы», организованный Сектором академических изданий  Государственного института искусствознания и Государственным мемориальным музыкальным музеем-заповедником П.И. Чайковского в Клину. В научной программе симпозиума, состоявшемся 16–17 ноября, участвовали исследователи из Великобритании (Лондон, Престон), Нидерландов, Беларуси (Минск), Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Красноярска, Выборга, Клина, города Красный Холм Тверской области. 

Наибольшее количество выступлений было посвящено готовящимся в ГИИ академическим публикациям сочинений отечественных композиторов – П.И. Чайковского (доклады Н.Ю. Плотниковой, Т.З. Сквирской, Ю.В. Васильева, А.В. Комарова, Д.Р. Петрова, О.М. Двоскиной, А.Г. Айнбиндер), М.П. Мусоргского (доклады Е.М. Левашева, Н.И. Тетериной, В.А. Александровой, О.В. Ярош) и С.И. Танеева (доклад Г.У. Лукиной). 

На конференции было представлено Собрание сочинений А.Н. Скрябина в 12-ти томах. Сообщение об автографах Скрябина и презентацию, вышедших в издательстве «Музыка / П. Юргенсон», нескольких томов сделал П.А. Шатский. 

Большой интерес вызвал рассказ ответственного редактора епархиальных изданий Церкви Ингрии Д.А. Шкурлятьевой о подготовке первого русскоязычного научного издания корпуса классических лютеранских хоралов. Вопросам музыкального источниковедения, поискам утраченных сочинений М.-И. Гузикова, автографам  А.К. Глазунова были посвящены выступления Ф.С. Ильина и Э.А. ван Домбург-Окуневой. 

Творческие и текстологические проблемы, встающие при редактировании, окончании и досочинении незавершенных опусов композиторов-классиков были определены в докладе Е.А. Артамоновой «Неоконченная соната для альта и фортепиано М.И. Глинки. Рукописи Глинки и исполнительская редакция В.В. Борисовского». 

О подготовке к печати последнего тома дневников Н.Ф. Финдейзена и   дальнейших фундаментальных исследованиях архива музыканта говорилось в  выступлении М.Л. Космовской «Дневники Н. Ф. Финдейзена 1892–1928 годов (в 6-ти томах) как импульс к изучению его архивных коллекций».

В работе трех авторов – Н.Г. Ганул, Р.Н. Аладовой, С.Н. Немцовой-Абрамян «Издание оперных клавиров в Беларуси: вопросы сохранения национального наследия» был затронут большой круг тем, встающих при исследовании и подготовке к публикации сочинений белорусских композиторов.  

В.А. Александровой и Н.И. Тетериной продемонстрированы новые находки сочинений Мусоргского как в зарубежных, так и в отечественных архивах. Ведь если о вариантах  романсов «Светик Савишна» и «Из слёз моих выросло много» было известно зарубежным музыковедам, то авторские редакции этих романсов до сих пор остаются не известными российским ученым. Обнаружение полной рукописи «Торжественного марша Шамиля» снимает практически все неясные вопросы, связанные с этим сочинением, и позволяет убедительно говорить о том, что считавшиеся безвозвратно утерянными первые две страницы автографа, вернулись в научный обиход и стали доступны для аутентичного исполнения.

Несколько сообщений были посвящены проблемам распространения нотных изданий в печатном и электронном виде, обзору цифровых нотных библиотек, доступ к которым можно получить  через приложение на телефоне, планшете или компьютере (например, nkoda.com) и возникающими сложными вопросами, связанными с разными видами юридических прав. Отметим подробный доклад Е.Э. Чуковской «К вопросу о правах на нотный материал», сообщение Л.А. Пелешева, официального представителя издательства Schott Music на территории России «Особенности распространения собраний сочинений за рубежом» и выступление Ю.В. Тарасовой, посвященное некоторым аспектам регулирования прав при изданиях и исполнениях наследия композиторов. 

Наконец, укажем на интерес, проявленный сотрудниками российских библиотек, к тематике симпозиума. Доклад А.С. Куприяновой «Выявление и атрибуция изданий из личных собраний в Редком фонде нот и книг ЦГПБ им. В.В. Маяковского» показал, что российские библиотеки, благодаря современным цифровым технологиям и доступу к электронным архивам (например, http://eb.pl.spb.ru/) стали систематически оцифровывать свои книжные и нотные редкости, а также размещать наиболее ценные материалы в сети Интернет.  

В заседаниях приняли участие около 30 докладчиков и гостей симпозиума. Среди них – специалисты в области истории искусства, музыковеды, преподаватели высших учебных заведений, исполнители, юристы, работники издательств, сотрудники музеев и архивов, библиографы, студенты высших учебных заведений.

Участники симпозиума выражают признательность и благодарность Государственному институту искусствознания и Государственному мемориальному музыкальному музею-заповеднику П.И. Чайковского, а также Наталии Владимировне Сиповской и Игорю Петровичу Корнилову. 

Важность поставленных тем, их активное обсуждение, продемонстрированное участниками и гостями международного симпозиума, дает возможность надеяться на дальнейшее расширение и углубление научных и организационных контактов, на расширение коммуникации не только внутри научного сообщества, но и в смежных профессиональных сферах так или иначе причастных к выявлению, исследованию и публикациям уникального культурного наследия нашего отечества. 

20211116_125304.jpg

20211116_154209.jpg

20211116_125312.jpg