28.09.2021

В ГИИ прошла международная конференция «Между Востоком и Западом. Святой Александр Невский, его эпоха и образ в искусстве»

15-17 сентября 2021 г. состоялась Международная научная конференция «Между Востоком и Западом. Святой Александр Невский, его эпоха и образ в искусстве», приуроченная к 800-летнему юбилею. 15 и 16 сентября доклады, дискуссии и мероприятия проходили в очно-дистанционном формате в Государственном институте искусствознания и Музее Русской иконы, 17 сентября — в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

На открытии конференции с приветственными словами выступили директор Государственного института искусствознания Н.В. Сиповская, заместитель директора по научной работе ЦМИАР Г.В. Попов и директор Музея Русской иконы Н.В. Задорожный.

Доклады первого дня были посвящены древнерусскому искусству эпохи святого Александра Невского. XIII век был не только временем разорения русских городов и разрыва традиций, но и периодом грандиозной внутренней перестройки системы функционирования всех видов художественной деятельности. Изменяется уровень мастерства, технологий, характер материалов, заметно затрудняются и замедляются пути осуществления традиционных культурных связей с соседними странами, меняется состав заказчиков произведений искусства и их исполнителей. Эти проблемы на материале архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства были рассмотрены в докладах Л.И. Лифшица (ГИИ, Москва), Э.С. Смирновой (ГИИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва), Т.Ю. Царевской (ГИИ, Москва), И.В. Антипова (СПбГУ, Санкт-Петербург), М.А. Орловой (ГИИ, Москва), И.А. Шалиной (ГРМ, Санкт-Петербург), Е.М. Саенковой (ГТГ, Москва), Д.С. Першиной и Д.С. Першина (ГТГ, Москва), Е.В. Гладышевой (ГТГ, Москва), Т.В. Житковой (Музеи Московского Кремля, Москва), Л.М. Евсеевой (Музей Русской иконы, Москва), А.М. Манукян (Музей Русской иконы, Москва) и др.

Второй день был посвящен искусству византийского мира в XIII веке. В это время не только Русь, но и многие другие средневековые государства Европы и Азии претерпели тяжелые испытания и весьма существенные трансформации. Тем не менее, напряженная борьба создала условия для активного взаимодействия разных культур, что во многом их обогатило и подготовило почву для нового расцвета искусства во второй половине ΧΙΙΙ в. на Балканах и во всем Восточном Средиземноморье. Проблематика взаимодействия художественных традиций Востока и Запада была представлена в докладах Ставроса Мамалукоса (Университет г. Патры, Греция), А.Ю. Виноградова (НИУ ВШЭ, Москва), Варвары Пападопулу (Инспекция древностей Арты и Янины, Греция), Иоанниса Хулиараса (Инспекция древностей Теспротии, Греция), Марии Розарии Маркионибус (Неаполитанский университет Ориентале, Италия), Иоанны Бифы (Центр исследований византийского и поствизантийского искусства Афинской академии, Греция), Ангелики Кациоти (Инспекция древностей Додеканесских островов, Греция), А.А. Адашинской (Институт Востоковедения РАН, Москва), Е.А. Виноградовой (ПСТГУ, Москва), Нады Хелу (Ливанский университет, Бейрут), З.А. Акопян (Ереванский государственный университет, Армения), М.И. Яковлевой (ЦМИАР, Москва), Татьяны Стародубцев (Университет г. Нови Сад, Сербия), Э.Н. Добрыниной (ГИИ, Москва), И.А. Орецкой (ГИИ, Москва), О.В. Овчаровой (ГИИ, Москва) и др.

Отражение почитания святого Александра Невского в искусстве стало центральной темой докладов третьего дня конференции, прошедшего в ЦМИАР. Сложение и трансформация иконографии Александра Невского после его канонизации на соборе 1547 г., различные аспекты его образа в искусстве и церковной поэзии позднего Средневековья и Нового времени, строительство посвященных ему храмов в России и Европе — эти и другие темы были рассмотрены в докладах Л.И. Антоновой, М.А. Маханько, Г.А. Назаровой, Л.И. Алехиной, Ж.Г. Белик, Л.В Кондрашковой (все — ЦМИАР, Москва), Г.П. Черкашиной и М.Е. Соболевой (Сергиево-Посадский музей-заповедник, Сергиев Посад), А.П. Иванниковой (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Д.А. Гуревича (Бостон, США), Ю.Р. Савельева (МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва). В рамках мероприятий, приуроченных к конференции, участники имели возможность посетить экспозиции Музея Русской иконы, ЦМИАР, Московского Кремля и Государственной Третьяковской галереи в сопровождении сотрудников этих музеев.

Некоторые из иностранных коллег после конференции ознакомились также с памятниками и музеями Владимира, Суздаля, Санкт-Петербурга и Новгорода, приняли участие в семинаре по византийскому искусству, регулярно проводимом в Государственном институте искусствознания.

Конференция дала замечательную возможность специалистам разного профиля и представителям разных научных школ встретиться, обсудить научные вопросы, обменяться мнениями. Несмотря на трудности, связанные с пандемией, в Москву смогли приехать девять ученых из Армении, Греции, Италии, Ливана, Сербии, США; другие иностранные участники подключились дистанционно. Всего с докладами выступили более 40 специалистов. Очно и дистанционно в течение трех дней конференцию посетили около двухсот слушателей из России, Армении, Греции, Сербии, Италии, Голландии и др. Трансляция заседаний в зуме и синхронный перевод в течение всех трех дней проведения конференции значительно увеличили ее охват и просветительское значение.