В ГИИ состоялась конференция, посвященная 120-летию установки органа фирмы «Кавайе-Колль» в БЗК
Закончила работу международная конференция, посвященная 120-летию установки органа фирмы «Кавайе-Колль» в Большом зале консерватории.
15 апреля в Государственном институте искусствознания прошла Международная научная конференция «Органы Аристида Кавайе-Колля: вчера, сегодня, завтра», посвященная 120-летию установки органа фирмы «Кавайе-Колль» в Большом зале консерватории. «Я с особым чувством приветствую участников конференции, поскольку это второе крупное научное собрание, проходящее в стенах Института искусствознания с момента объявления пандемии в очно-заочном формате, когда мы имеем счастливую возможность принять, пусть и частично, наших коллег, - отметила директор ГИИ Наталия Сиповская. – Первое состоялось неделю назад, и было посвящено открытию неизвестного сочинения Мусоргского. Теперь мы отмечаем юбилей французского исторического органа – гордости российской музыкальной культуры. Приятно, что именно музыковеды оказались не только самым многочисленным сообществом среди наших исследователей, но и самым инициативным».
Модераторами конференции выступили ведущий научный сотрудник отдела Теории музыки ГИИ Евгения Кривицкая и старший научный сотрудник сектора ибероамериканского искусства ГИИ Мария Моисеева. Первая часть заседания была посвящена истории органа Большого зала консерватории, о которой подробно, с демонстрацией редких фотоматериалов рассказала хранитель органа БЗК Наталья Малина. Слушатели смогли познакомиться с фильмом «Симфония органа» и услышать выступление автора идеи и режиссера, кандидата искусствоведения Сергея Уварова, рассказавшего об опыте киносъемки внутри органа Большого зала консерватории.
Доктор искусствоведения Евгения Кривицкая посвятила свой доклад истории взаимоотношений органного мастера Аристида Кавайе-Колля и французского органиста и композитора Шарля-Мари Видора. Кандидат искусствоведения Мария Моисеева сделал обзор органов Кавайе-Колля в Испании, а гость из Аргентины Гадриэлла Ландаверрия рассказала об органах Кавайе-Колля на своей родине. Слушатели конференции увидели интересные фотографии и узнали новые исторические факты. В конце конференции дистанционно прозвучали доклады участников из других городов. Солист Красноярской областной филармонии Андрей Бардин рассмотрел, как принципы органостроения Аристида Кавайе-Колля отразились в электронных органах. Денис Писаревский, органист, композитор, аспирант Высшей школы музыки и театра в Штутгарте (HMDK Stuttgart) рассказал об опыте общения с органом фирмы «Кавайе-Колль» в своей композиторской практике. Завершил этот насыщенный день профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, кандидат искусствоведения Владимир Шляпников. В своем выступлении он затронул историю аббата Жубера в контексте русско-французских связей (аббат заказывал русским композиторам сочинения для органа и публиковал их в своей «Антологии современной органной музыки») и акцентировал особенности французской органной школы. Также был продемонстрирован фрагмент из фильма «И Франция, и Россия», в котором в том числе шла речь об органе Кавайе-Колля во французском аббатстве Люсон, где служил аббат Жубер.
Подводя итог, можно сказать, что с историей первого в России французского органа связано много интереснейших событий. Он не только упрочил контакты России с другими странами, но стал связующей нитью между сакральным и мирским в музыкальной поэтике. Он продолжает вдохновлять композиторов и исполнителей на творческие свершения.