24.11.2014

Государственный институт искусствознания отметит свое 70-летие


1 декабря 2014 года Государственный институт искусствознания отметит свое 70-летие. ГИИ является ведущим научным центром, представляя весь масштабный корпус наук об отечественном и зарубежном искусстве всех регионов мира. Институт был создан в 1944 году по решению Президиума Академии наук СССР, в 1962 году – переведен в ведение Министерства культуры СССР. Его основатели – выдающиеся деятели русской культуры и науки: художник и реставратор И. Э. Грабарь – первый директор института, кинорежиссер С. М. Эйзенштейн, музыковед Б. В. Асафьев, историк искусства В. Н. Лазарев, театровед А. К. Дживилегов. Славная история Института связана с именами многих великих исследователей, определявших пути развития отечественной гуманитарии: М.Я. Либмана, Е.И. Ротенберга, А.А. Аникста, Ю.В. Келдыша, В.Д. Конен, М.Г. Арановского, Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, Г.Г. Поспелова и др. Их традиции наследуют нынешние сотрудники старшего, среднего и молодого поколений, научные труды которых получили мировое признание. При этом деятельность ГИИ всегда была ориентирована на активное участие в культурной жизни страны – от социально-просветительских до государственно-политических и законотворческих проектов. Знаменательно, что это событие совпало с проведением в Российской Федерации «Года Культуры». Праздник предоставляет уникальный повод не только вспомнить богатейшую историю Института, но и продемонстрировать значение Государственного института искусствознания и искусствоведческой науки в целом в деле изучения, сохранения, развития и пропаганды культуры нашего Отечества.

Институт реализует фундаментальные проекты по истории европейского и русского искусства, в том числе издание полных академических собраний сочинений великих русских композиторов П.И. Чайковского и М.П. Мусорского, публикует наследие Вс. Мейерхольда. Ведется масштабная работа по созданию Свода памятников архитектуры и монументального искусства России, исторических курсов по искусству зарубежных стран, проводятся исследования по социологии и экономике культуры.

Один из центральных проектов ГИИ – комплексная «История русского искусства» в 22 томах, охватывающая более чем тысячелетний период развития русской художественной культуры и представляющая ее во всей полноте и многогранности видов и жанров. Необходимость и актуальность этого проекта несомненны: благодаря реставрационным и археологическим открытиям, новым публикациям и исследованиям накоплен огромный материал, переосмыслены многие концепции предшествующего издания 1950-1960-х годов, изменился сам подход к изучению русского искусства, феномен которого по-настоящему раскрывается только при рассмотрении его как важной части мирового художественного процесса. Задуманный Алексеем Ильичом Комечем, великим исследователем и подвижником, возглавлявшим Институт более 15 лет, в начале 2000-х годов, проект из стадии тщательной научной подготовки переходит к планомерной публикации.

Одним из главных событий праздника станет презентация 17 тома Истории русского искусства (четвертого по выходу). Он посвящен искусству 1880-1890-х годов — времени напряженного поиска новых содержательных и формальных ориентиров во всех видах художественного творчества: «русский стиль» Александра III и достижения отечественной инженерии, реформа Академии художеств и отмена монополии Императорских театров, создание национальных музеев и триумф российской композиторской школы. Это время стало пиком творческих достижений столпов отечественного искусства – И.Е. Репина и В.И. Сурикова, Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского и расцветом мастеров новой генерации – В.А. Серова и И.И. Левитана, В.Д. Поленова и М.В. Нестерова, К.А. Коровина и М.А. Врубеля, С.В. Рахманинова и С.И. Танеева, М.Н. Ермоловой и Ф.И. Шаляпина.

17 том «Истории русского искусства», как и весь проект, не просто аккумулирует известный на настоящее время материал, но создает представление об общем поле национальной культуры. Через освещение разных видов искусства и раскрывается неповторимое своеобразие образного мышления наших великих соотечественников, становится особенно ясно различимым то, что русское искусство черпает из сокровищницы мирового художественного опыта и чем эту сокровищницу обогащает.

Праздник пройдет в залах Института (Козицкий пер., 5). Начало в 11 часов.