30.06.2025

Сотрудники ГИИ приняли участие в Международном симпозиуме «Музыкальное наследие Сафи ад-Дина аль-Урмави между прошлым и настоящим»

Сотрудники Государственного института искусствознания Гюльтекин Байджановна Шамилли (в.н.с., доктор искусствознания) и Ирина Владимировна Старикова (с.н.с., кандидат искусствознания) приняли участие в качестве приглашенных гостей Международного симпозиума «Музыкальное наследие Сафи ад-Дина аль-Урмави между прошлым и настоящим». Симпозиум был посвящен выдающемуся музыковеду и каллиграфу XIII века, чьи родовые корни связаны с иранским Азербайджаном, городом Урмия, а творческая жизнь — с такими культурными центрами династии Аббасидов (750—1258) и Хулагуидов (1258—1355) как Багдад и Табриз. 

Работа симпозиума проходила в Азербайджанской Национальной консерватории в рамках 7-го международного фестиваля «Пространство мугама» (17—22 июня), который по традиции проводится раз в два года под патронажем фонда Гейдара Алиева, Министерства культуры и Министерства образования Азербайджана. Фестиваль включает в себя разные форматы взаимодействия ученых, музыкантов-исполнителей, арт-менеджеров, такие как гала-концерт, на котором выступают выдающиеся исполнители искусства макам, международный конкурс и научный симпозиум (рис.1).

Рис. 1. Гузель Туймова (вторая слева), Гюльтекин Шамилли (пятая справа) и Ирина Старикова (вторая справа) с советником министра культуры Азербайджана Джангиром Селимхановым (третий справа)


F:\CONFERENCE\2025_06_17-22_Baku\Post-reliz\Участники симпозиума перед гала-концертом.jpg

В работе симпозиума приняли участие три поколения ученых из Азербайджана, Великобритании, Израиля, Индии, Ирана, Канады, России, США, Узбекистана, Таджикистана и Японии. Среди них были как молодые музыковеды, так и известные исследователи, такие как Гениши Цуге, Ричард Дамбрилл, Александр Джумаев и другие ученые, ставшие членами международной редколлегии научной серии ГИИ «Музыка в Культуре», первый том которой подготавливается в настоящее время к печати при поддержке научного фонда Ибн Сины. 

Доклады Г.Б. Шамилли, И.В. Стариковой, а также соискательницы ГИИ (2008 г.), кандидата искусствоведения Гузель Туймовой, ныне педагога Казанского музыкального училища, существенно расширили направления и проблематику симпозиума, направленного на исследование феномена макам и его концептуализации на различных языках Западной и Центральной Азии.

Симпозиум, посвященный музыкальному наследию Сафи ад-Дина аль-Урмави, стал вторым после исфаханского (2017) международным форумом, на площадке которого обсуждались важные проблемы теории и истории музыки, некоторые из которых были впервые представлены вниманию ученых. В частности, большое внимание привлекли лекция и доклад британского музыковеда Ричарда Дамбрилла, показавшего прямую методологическую связь между гептатонической окружностью в самом древнем клинописном трактате о музыке нововавилонского периода CBS 1766 и «Окружностями» Сафи ад-Дина аль-Урмави (рис. 2). Эту концепцию также разделяет иранский музыковед Бабак Хазраи. Данная связь времен, по мнению Гюльтекин Шамилли, могла осуществляться путем сохранения устной теоретической традиции в данном историко-географическом регионе вплоть до наступления ислама и арабского языка как лингва франка науки классического периода (VII—XV вв.).

 Рис. 2. Ричард Дамбрилл. Лекция в Азербайджанской Национальной консерватории 18 июня 2025 г.

F:\CONFERENCE\2025_06_17-22_Baku\Post-reliz\Лекция британского музыковеда Ричарда Дамбрила 18 июня 2025 года.jpg


Гюльтекин Шамилли была приглашена также в качестве ведущего эксперта международного Симпозиума (рис. 3) и организатора выставочной экспозиции (совместно с н.с. ИР НАНА Егяной Рахнулла, рис. 4). 

Рис. 3. Материалы научного симпозиума «Музыкальное наследие Сафи ад-Дина аль-Урмави между прошлым и настоящим». Ред.-сост. Гюльтекин Шамилли, Лала Гусейнова. Баку: Туна, 2025. 74 с.

F:\CONFERENCE\2025_06_17-22_Baku\Post-reliz\IMG-20250611-WA0019.jpg

F:\CONFERENCE\2025_06_17-22_Baku\Post-reliz\Организаторы выставочной экспозии в Институте рукописей НАНА (слево направо) - музыковед Гюльтекин Шамилли (ГИИ), сотрудница Института Рукописей НАНА Егяна Рахнулла.jpg

Рис. 4. Организаторы выставочной экспозиции Гюльтекин Шамилли (в.н.с. ГИИ) и Егяна Рахнулла (н.с. ИР НАНА) 18 июня 2025 г. в здании Института Рукописей Национальной Академии наук Азербайджана

На витринах экспозиции были представлены рукописи трактатов о музыке XIII—нач. XX вв. из коллекций Института Рукописей Национальной Академии наук Азербайджана, а также русский, азербайджанский и английский переводы Г.Б. Шамилли, выполненные в 1992—2007 годы и опубликованные в том числе и в монографиях под грифом Государственного института искусствознания (рис. 5.). 


F:\CONFERENCE\2025_06_17-22_Baku\Post-reliz\4-Витрина экспозиции рукописей трактатов о музыке из коллекций Института Рукописей Азербайджана.bmp

Рис. 5. Фрагмент витрины выставочной экспозиции в Институте рукописей НАНА, 18 июня 2025 г. Рукопись трактата Амир хана Горджи (XVII в.) и монография Г.Б. Шамилли «Классическая музыка Ирана. Правила теории и практики» (2007) с фрагментами русского перевода данного трактата.