В ГИИ прошла Всероссийская научная конференция «Художественная культура советского времени: советское искусство за рубежом и зарубежное искусство в СССР»
18 и 19 сентября в Государственном институте искусствознания состоялась Всероссийская научная конференция «Художественная культура советского времени: советское искусство за рубежом и зарубежное искусство в СССР», организованная совместно с Научным советом Российской академии наук «История мировой культуры» доктором философских наук, профессором Н. А. Хреновым и кандидатом культурологии В. Д. Эвалльё. В научном событии приняли участие 76 исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Саратова, Челябинска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Омска и Могилева (Республика Беларусь), а также из дальнего зарубежья. В рамках конференции состоялась презентация тематического номера журнала «Художественная культура» (2024, № 1), авторы которого обратились к новым темам и методам изучения советской культуры и искусства.
Насыщенная программа конференции была подразделена на секции, посвященные кинематографу, академической и популярной музыке, зрелищным и изобразительным формам искусства. Несколько докладов впервые ввели в научный оборот уникальные архивные материалы, в частности, об итальянских постановках оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (Е. М. Петрушанская, ГИИ), о рецепции советских фильмов в зарубежном прокате (Д. Ю. Асташкин, Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург) и о сотрудничестве Швеции и СССР в области парковых развлечений в 1955-1956 годах (Е. А. Сариева, ГИИ).
В докладе Н. А. Хренова был сделан акцент на актуальности тематики конференции и роли отечественного искусства в мировом художественном процессе. В докладе Н. Б. Маньковской (ИФ РАН) был произведен анализ особенностей отечественного постмодернизма, формировавшегося на закате советской культуры.
На секции «Важнейшее из искусств...» прозвучали доклады и состоялись дискуссии о творчестве Андрея Тарковского и его интегрированности в европейский кинопроцесс (Л. Д. Бугаева, СПбГУ, Р. М. Перельштейн, ВГИК, О. А. Жукова, ВШЭ и др.), об эстетических созвучиях Сергея Эйзенштейна и Питера Гринуэя (Н. Е. Мариевская, ВГИК), экранизации рассказа «Третий сын» А. Платонова режиссером Франческо Рози. Были сделаны сообщения о смысловых аспектах фильма «Трактористы» Ивана Пырьева (Ю. О. Хомякова), образах Америки и специфике антропологических идеалов в романе «Месс-менд» Мариэтты Шагинян и фильме «Мисс Менд» (Е. В. Сальникова, ГИИ), о популярности польского фильма в советском прокате (Д. Г. Вирен, ГИИ). В рамках заседания секции «Музыкальные диалоги „нашего“ и „другого“» были подняты темы (авто)интерпретации национальной идентичности Альфреда Шнитке (А. И. Демченко, Саратовская консерватория имени Л. В. Собинова) и векторов кино-интерпретации музыки Рихарда Вагнера (Н. Г. Кононенко, ГИИ). Большое внимание было уделено советской исполнительской школе и гастролям академических музыкантов зарубежом (Г. Р. Консон, МФТИ; А. А. Баранов, МГК имени П. И. Чайковского). Тему восприятия советских музыкантов на Западе продолжили доклады о советском джазе (Н. Г. Риккер, Челябинская государственная филармония) и «красном роке» (Е. А. Савицкая, ГИИ).
На заседании секции «Изображения и предметы: традиции и актуальные веяния» была развернута масштабная панорама взаимодействия и взаимовлияния отечественного и зарубежного искусства ХХ века. Тема верности мастеров своим эстетическим идеалам в условиях советской художественной культуры стала центральной в докладах Е. И. Булычевой (Нижегородская государственной консерватории им. М. И. Глинки) и В. В. Воскресенской (ГИИ). Вопросы политического и идеологического влияния в жанре карикатуры рассматривали в своих докладах П. В. Улизко (Военная академия Генерального штаба ВС РФ) и Э. Вольф (Европейский университет, г. Санкт-Петербург). Уже длительное время привлекающий повышенное исследовательское внимание феномен отечественного авангарда получил новые исследовательские ракурсы в докладах И. В. Невзгодинa, (Делфтский технический университет, Нидерланды), И. А. Шарапова (Уральский государственный архитектурно-художественный университет им. Н. С. Алферова, Екатеринбург) и М. С. Хангаловой (Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург). Декоративно-прикладному искусству СССР были посвящены доклады Л. А. Будриной (Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург) и И. А. Шик (РГГУ).
Секция «Зрелища, драматургия, эксперименты» была посвящена формам и аспектам взаимодействия советского и зарубежного театра. Претворение индийского эпоса, поэзии и прозы Рабиндраната Тагора на оперно-балетной сцене рассмотрела в своем докладе Т. Е. Морозова (ГИИ). Влияние власти на формирование репертуарной политики театров в 1970-е — 1980-е годы проанализировала на материале номеров Вестника ВААП Н. А. Семенова (СПбГУ). Доклад Н. Г. Павловой (СПбГУ) был сосредоточен вокруг интереса к экспрессионистским драмам со стороны новаторов советской театральной сцены в 1920-е годы.
Практически в каждом докладе современные ученые прослеживали то, как искусство советского периода взаимодействовало с искусством других стран Запада и Востока. В послевоенный период — различными способами преодолевало «железный занавес», способствуя обогащению художественного языка, расширению зрительского и слушательского опыта, выстраиванию важных творческих и личностных связей.