22.09.2024

В Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась совместная с Государственным институтом искусствознания выставка «Собирая Свод»

20 сентября Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с Государственным институтом искусствознания представил выставку «Собирая Свод».

Главный герой выставки – Свод памятников архитектуры и монументального искусства России – масштабный научный проект Государственного института искусствознания, родившийся ещё в конце 1960-х годов и в прошлом году отметивший своё 55-летие. Хорошо известный специалистам, этот проект впервые открывается для широкой публики.

С самого начала у Свода было две основные цели. Первая имела общегосударственное значение и заключалась в научно-методическом обеспечении политики в сфере охраны историко-культурного наследия – учёные должны были помочь чиновникам сохранить архитектурные памятники страны. В Своде разрабатывалась методика выявления, фиксации, учёта и изучения памятников, которая легла в основу государственной практики охраны наследия.

Вторая цель Свода – создание многотомного энциклопедического издания-каталога, рассказывающего обо всех памятниках архитектуры и монументального искусства в России. Вскоре после запуска проекта стало понятно, что архитектурное наследие России настолько богато и разнообразно и при этом так мало изучено, что эта работа займёт многие годы. На данный момент  вышло всего 15 томов Свода памятников, впереди – ещё десятки книг.

С приветственными речами в адрес собравшихся на торжественном открытии выставки выступили:

  • Светлана Даниловна Ермакова, директор Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры РФ;

  • Наталья Олеговна Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева;

  • Наталия Владимировна Сиповская, директор Государственного института искусствознания;

  • Алексей Евгеньевич Гриц, куратор выставки (Государственный институт искусствознания);

  • Алексей Николаевич Яковлев, куратор выставки (Государственный институт искусствознания);

  • Татьяна Александровна Дудина, куратор выставки (Музей архитектуры).

Как отметила Наталья Олеговна Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева, «Специалистов Музея архитектуры им. А.В. Щусева и Государственного института искусствознания объединяют многолетние профессиональные и дружеские отношения. Формы нашей работы различны, но цель одна – изучение, сохранение и популяризация российского культурного наследия. Выставка «Собирая Свод» – это совместный творческий эксперимент, задача которого рассказать широкой публике об одном из важнейших и наиболее продолжительных проектов Института – Своде памятников архитектуры и монументального искусства. Мы стремились показать, как многосложен и увлекателен путь к созданию академически сдержанных томов Свода, и подарить нашим посетителям еще один ракурс восприятия отечественной архитектуры».

«Исследовательские проекты редко становятся темой выставок. Особенно такие как наш Свод памятников – те, что подразумевают не одномоментный результат, а скрупулёзный систематический труд нескольких поколений. С этой точки зрения, эта выставка – уникальна. Уникальна она и по содержанию. Её экспозиция на 60 процентов состоит из не публиковавшихся ранее материалов, включая редчайший лист с чертежами башен Смоленской крепости, которые наш партнёр, Музей архитектуры, выставляет впервые. И не только. Выставка впервые приоткрывает «кухню» проекта – показывает то, как делается Свод: от высоких научных методик до исполненных приключений экспедиционных будней, от обмерных чертежей до вышедших из печати томов-энциклопедий. А также – людей, посвятивших себя делу выявления, изучения и охраны национального художественного наследия, которое, собственно, и является главным героем и выставки, и проекта в целом. Мы искренне благодарны коллегам из Музея архитектуры, которые отважились на столь небанальный выставочный эксперимент и помогли его осуществить» – дополнила Наталия Владимировна Сиповская, директор Государственного института искусствознания.

За прошедшие десятилетия в Своде собран редкий по своей полноте и репрезентативности архив материалов о памятниках русской архитектуры – как имеющих официальный статус «объект культурного наследия», так и пока его не получивших. Именно этот архив и определил уникальную особенность Свода как научного проекта.

На выставке представлены экспонаты, рассказывающие о научном проекте Свод памятников. Государственный институт искусствознания выставляет материалы (около 300) из обширного архива Свода – образцы документации, с помощью которой ведётся фиксация и учёт памятников (паспорта, учётные карточки); материалы, повествующие о том, как осуществляется натурное обследование памятников (кроки обмеров, чертежи, схемы фотофиксации и прочее); жанровые фотографии из экспедиций, а также карты, схемы и другие экспедиционные материалы; разнообразные графические материалы, подготовленные в рамках работы над изданиями Свода (например, уникальные аксонометрические разрезы); многочисленные книги, связанные со Сводом памятников, том числе иностранные, а также издания Государственного института искусствознания – тома Свода, каталоги, «История русского искусства» и другие. Важнейшая часть выставки – фотографии памятников архитектуры и монументального искусства (храмовой живописи и иконостасов), выполненные сотрудниками Института искусствознания во время экспедиций.

Музей архитектуры представляет более 50-ти экспонатов по областям, охваченным изданиями Свода памятников или находящимся в процессе исследования. Почти все графические материалы демонстрируются впервые. Их жанры и назначение самые разнообразные: проекты архитекторов XIX-XX веков, акварельные рисунки, обмерные чертежи, проекты реставрации. Многие из них связаны с восстановлением городов после Великой Отечественной войны, первыми шагами в формировании свода памятников и их охранных зон. К некоторым отдельным постройкам или целым ансамблям, гибнущим на наших глазах, Музей целенаправленно привлекает внимание заинтересованных посетителей.

Выставка открыта для посещения с 21 сентября по 27 октября в Музее архитектуры по адресу: Москва, Воздвиженка 5/25, Аптекарский приказ.

В рамках выставки запланированы кураторские экскурсии и общедоступные тематические лекции. 

Кураторы выставки:

  • Алексей Гриц, заведующий сектором Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания

  • Алексей Яковлев, старший научный сотрудник сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания

  • Татьяна Дудина, Заведующая Отделом хранения архитектурно-графических фондов XVIII-XIX веков Музея архитектуры им. А.В. Щусева

Выставка подготовлена при поддержке: Велес Капитал Инвестиционная компания

Информация для СМИ: +7 (967) 182-13-91, pr@muar.ru
Ссылка на пресс-пакет: https://disk.yandex.ru/d/G4_iR1ijMJrpdQ

Программа лекций

Алексей Николаевич Яковлев

Церковная архитектура русской провинции второй половины XVIII века. Стиль и типология. Старое и новое

Храмовая архитектура России XVIII века была весьма разнообразна и сложна. Влияния европейских стилей соединялись в ней с традиционными древнерусскими чертами. К этому прибавлялись специфические региональные традиции и вкусы. Две линии развития храмового зодчества – столичная и традиционная – не только сосуществовали параллельно, но и взаимно влияли друг на друга.

24 сентября 2024 г., 19:00

Анна Леонидовна Павлова

Церковная стенопись эпохи классицизма в русской глубинке

XIX век стал временем расцвета русского церковного монументального искусства в провинции, что до недавнего времени было совершенно неизвестно. Незнание породило мифологию об упадке «поздних» росписей. Изучение регионального наследия, не подвергавшегося поновлениям, позволяет постепенно приоткрыть завесу предубеждений. Значительный вклад в раскрытие художественной ценности стенописи внесло издание томов Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Подробность «сводовских» описаний, дотошность в выяснении иконографии, важность формулировки стиля, поиска датировок и авторства постепенно выводит на свет яркие и самобытные памятники отечественной культуры.

На лекции поговорим о том, как удалось разным мастерам достичь таких высот в убранстве церковного интерьера? Что объединяет произведения классицизма в провинции? Что отличает их от столиц, ведь без выяснения особенностей стиля невозможно понять ценность искусства того времени.

1 октября 2024 г., 19:00

Екатерина Антоновна Шорбан

Архитектура русской загородной усадьбы XVIII столетия. Проблемы изучения и сохранения

Архитектура русской загородной усадьбы XVIII века – одна из ярчайших страниц отечественной культуры. Между тем, это наследие к настоящему времени утрачено на 99%, а то, что ещё уцелело, до сих пор мало изучено.

На лекции с привлечением редких архивных материалов мы рассмотрим этапы формирования усадеб на территории Российской империи от эпохи Петра I до царствования Екатерины II. Попробуем систематизировать происходившие процессы и дадим обзор современного состояния памятников и методов их исследования.

9 октября 2024 г., 19:00

Алексей Евгеньевич Гриц

Научный проект «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России»

Свод памятников – уникальный научный проект, имеющий и огромное общественное значение. Его цель – издание многотомного каталога, содержащего информацию обо всех памятниках архитектуры в нашей стране. На лекции поговорим о возникновении этого проекта, основных этапах его становления и развитии, главных направлениях его работы. Обсудим, как организовано выявление, учёт и изучение памятников в нашей стране, какие трудности есть в этой сфере и каковы дальнейшие перспективы Свода памятников.

15 октября 2024 г., 19:00

Открытие выставки Собирая Свод. Пресс-служба Музея архитектуры (4).JPG

Открытие выставки Собирая Свод. Пресс-служба Музея архитектуры (37).jpeg

Открытие выставки Собирая Свод. Пресс-служба Музея архитектуры (35).jpeg