Ушла из жизни Ирина Ивановна Рубанова
На 92-м году жизни в Париже скончалась Ирина Рубанова (21.07.1933–03.09.2024) — киновед, кинокритик, выдающийся специалист по кинематографу Польши, Венгрии и других центральноевропейских стран. Вся профессиональная жизнь Ирины Ивановны была связана с Институтом искусствознания, куда она пришла работать в 1962 году в сектор киноискусства. С 1973 года она была старшим научным сотрудником сектора искусства социалистических стран Европы, а с 1986-го — ведущим научным сотрудником отдела современного искусства Запада, где трудилась до недавнего времени.
Первая монография Рубановой «Польское кино. Фильмы о войне и оккупации. 1945–1965», написанная по следам кандидатской диссертации и вышедшая в середине 1960-х, на долгие годы стала настольной книгой для киноведов и синефилов и по сей день остается бесценным источником информации о «польской киношколе». Перу Ирины Ивановны принадлежит новаторская книга «Конрад Вольф», посвященная главному кинорежиссеру ГДР, а также первый развернутый портрет Владимира Высоцкого (выпущенный в виде брошюры), чрезвычайно смелый для начала 1980-х годов. Рубановой всегда, даже в самые непростые исторические времена, были свойственны исключительная внутренняя свобода, достоинство и чувство справедливости, непредвзятость взгляда, стремление к честному и объективному высказыванию. В том числе поэтому некоторые ее исследования так и не увидели свет.
Одновременно с наукой Рубанова активно занималась просветительской деятельностью (вела спецкурс на Высших курсах сценаристов и режиссеров, читала публичные лекции, выступала на радио и телевидении), писала критические статьи для «Искусства кино», «Киноведческих записок», «Сеанса» и многих других российских и зарубежных изданий. В годы перестройки Ирина Ивановна входила в Конфликтную комиссию по творческим вопросам Союза кинематографистов СССР и принимала участие в реабилитации советских фильмов, положенных на полку. В 1990-е была председателем отборочной комиссии, а затем программным директором фестиваля «Кинотавр», работала в жюри различных киносмотров. Ее мнение высоко ценили не только коллеги по профессии, но и кинематографисты, особенно в России и в Польше. Так, в 2003 году она стала кавалером польского «Золотого Креста Заслуги», в 2008 году получила специальную премию Гильдии киноведов и кинокритиков России «За вклад в киноведческую науку и живой кинопроцесс, за четкую гражданскую и эстетическую позицию», а в 2019-м — «Нику» от Российской Академии кинематографических искусств «За вклад в кинематографические науки, критику и образование».
Выпущенная в 2021 году книга «Бергман. Театр. Кино» стала серьезным событием в отечественной науке — не только потому, что никто прежде у нас не решался подступиться к творческому наследию великого шведского режиссера, но главным образом благодаря редкой глубине анализа и доскональному знанию материала, чувству фактуры и погружению в контекст, чистоте литературного языка. Для Ирины Ивановны, окончившей филологический факультет МГУ, были невероятно важны точность слова и ясность формулировок. Отсюда известная коллегам требовательность и даже строгость в отношении чужих работ, но в первую очередь — к себе самой. Она могла годами совершенствовать уже написанные тексты и, к сожалению, не успела подготовить к печати монографию об Анджее Вайде, с которым ее связывала многолетняя дружба.
Помимо всего прочего Ирина Ивановна немало времени уделяла работе с аспирантами, многие из которых стали сотрудниками ГИИ. На протяжении долгих лет она была сердцем сектора современного искусства Запада. К ней прислушивались, ценили ее чувство юмора, уважали и по-настоящему любили, а она отвечала взаимностью. Коллектив института выражает глубокие соболезнования семье Ирины Ивановны и всем, кому она была дорога. Нам будет очень ее не хватать.