21.06.2024

В ГИИ состоялся 69 по счету онлайн-семинар «Музыка в Культуре»

19 мая в Государственном институте искусствознания состоялся 69 по счету онлайн-семинар «Музыка в Культуре», собравшийся вокруг темы «Многолетие русским царям демественного многоголосия: варианты распева, источники, особенности» (руководитель доктор искусствоведения Гюльтекин Байджановны Шамилли).

Кандидат искусствоведения Лада Вадимовна Кондрашкова (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева) поделилась с участниками семинара своими открытиями, сделанными в ходе исследования этой темы.

В центре внимания — «многолетие» как внебогослужебный обряд (чина заздравной чаши) и завершение церковных служб и молебнов. В многолетиях упоминаются имена правящих архиереев, членов царской семьи, патриархов, что является подчас единственным указанием на датировку.

Около тридцати лет назад Л.В. Кондрашкова исполняла многолетие в ансамбле древнерусской музыки Сирин, и начала исследовать распев, посвященный Петру I. Ее интересовали истоки распева и возникло желание сравнить его с более ранними рукописными вариантами. 

Многолетие, как известно, было опубликовано в двух томах Н.Д. Успенского. В основу работы Кондрашковой, которая готовится к публикации, была положена рукопись 1700 года и опись Смоленского. «Сия книга Трифона, попа Иванова сына» рассматривалась как важный источник — основа для анализа четырехголосного пения, посвященного «Царю и Великому князю Петру Алексеевичу». 

Сравнение рукописи и некоторых вариантов расшифровки распева выявили сложности по части ритмической составляющей, которая так или иначе требовала корректировки. Лада Вадимовна исправила эти недостатки в партитурном формате расшифровки и ознакомила всех со своей работой, предоставив возможность сопоставить графический и акустический коды (запись 1993 года) многолетия.

Наряду с этим были продемонстрированы и проанализированы уникальные рукописи многолетия XVIII века, а также списки XVI—XVII вв. из различных собраний. Вторая половина доклада была посвящена так называемым глоссолалиям. 

Звучание многоголосного демества обладает огромной завораживающей силой воздействия.  Невероятная сложность его расшифровки не оспаривается никем из прямых специалистов, а таковых было немало на прошедшем заседании.  В нем приняли участие около двадцати специалистов по древнерусскому пению, в том числе коллеги из Санкт-Петербурга и дальнего зарубежья, поддержавшие Л.В. Кондрашкову интересными вопросами и предложениями.

Мероприятие прошло при технической поддержке заместителя директора по науке Галимы Ураловны Лукиной.

Г.Б. Шамилли, руководитель семинара «Музыка в Культуре» (2017—2024).

photo_2024-06-22_23-26-24.jpg