В ГИИ прошла Всероссийская междисциплинарная конференция «Онтология эмоционального в искусстве Нового и новейшего времени»
С 21 по 23 мая в Государственном институте искусствознания состоялась Всероссийская междисциплинарная конференция «Онтология эмоционального в искусстве Нового и новейшего времени» (организатор – доктор философских наук, главный научный сотрудник сектора художественных проблем массмедиа Евгений Викторович Дуков) с весьма обширной географией участников – Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Майкоп, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Томск.
В рамках конференции прозвучало 66 докладов, 28 из которых были сделаны докторами наук. Пленарная часть конференции содержала 6 докладов, каждый из которых мог инспирировать отдельный симпозиум:
-
Л.А. Закс (Екатеринбург) «Культура как системное основание онтологии художественной эмоциональности»
-
Д.А. Леонтьев (Москва) «К онтологии эмоций: классический и неклассический ракурсы»
-
Г.Л. Тульчинский (Санкт-Петербург) «Эмоциональная основа смыслообразования (Ценностно-нормативная модель)»
-
Н.А. Хренов (Москва) «Сквозь время: история искусства как история стилей или как история эмоций»
-
Л.О. Акопян (Москва) «Первобытное вдохновение, священный экстаз и новая музыка»
-
К.В. Зенкин (Москва) «Музыка– язык эмоций?»
-
Д.В. Галкин (Томск) «Эксперименты с “эмоциональным интерфейсом” в современном технологическом искусстве»
На протяжении трех дней были представлены различные ракурсы осмысления эмоций в кинематографе, музыке, театре, изобразительном искусстве. Отдельное внимание было уделено проблеме эмоций в произведениях, создаваемых с помощью искусственного интеллекта. Ряд докладов прослеживал трансформацию чувственных канонов на протяжении нескольких столетий, а другие – стремились к важным обобщениям о кодах эмоциональности одного временного периода.
На конференции выступили небольшим блоком научные сотрудники петербургского РИИИ. В дни конференции был подписан договор о научном сотрудничестве между двумя институтами МК РФ – ГИИ и РИИИ.
Взгляд на принципиальную значимость эмоций в жизни авторов и героев, а также в процессах рецепции различных видов искусства был актуализирован в ряде выступлений, в том числе в докладах Н.Б. Маньковской о специфике романтической концепции эмоциональности, В.Ф. Познина – об эволюции и творческих проблемах отечественного авторского кино, Л.Н. Березовчук – о проблемах распознавания эмоций в игровом кино, В.А. Колотаева – о мужских страхах и феномене эмоциональной зависимости в искусстве, М.Г. Светаевой – о природе эмоций в сценическом искусстве, Б.Б. Бородина – о шоковых приемах современной оперной режиссуры.
Серьезный теоретический вектор ознаменовал доклады К.Л. Лукичевой, проследившей траекторию развития европейской живописи от Средневековья до Новейшего времени в визуализации эмоциональной сферы, и Е.А. Богатыревой, сосредоточенной на проблеме кардинального изменения проявления эмоционального в эпоху модернизма. Проблемы обращения, взывания к эмоциональному в различных видах, жанрах изобразительного искусства получили отражение в докладах Д.А. Абдуллиной и Е.И. Булычевой, эмоциональному миру советских художников Евгения Кацмана и Надира Альмеева были посвящены доклады А.В. Сарабьева и О.Л. Улемновой.
Состоялось погружение в концепции духовной жизнедеятельности отдельных экранных произведений в докладах А.А. Новиковой – об эволюции переживания стыда в советских экранизациях классики, Е.В. Сальниковой – о структуре сильных эмоций и бесчувственности в авантюрно-фантастических фильмах середины 1920-х «Аэлита» и «Мисс Менд», Т.Ф. Шак – о роли музыки в характеристике героев фильмов «Полёты во сне и наяву» и «Географ глобус пропил», Д.А. Журковой – об эмоциональных оттенках музыки в «Айболите 66», Д.Д. Смолева – о погружении во внутренний мир палача в документальном фильме Д. Оппенхаймера «Акт убийства», В.Д. Эвалльё – о мизансценических лейтмотивах, создающих особые эмоциональные акценты в «Пиковой даме» Я. Протазанова, А.В. Керуак – об эмоционально-этическом содержании образов в фильмах «На ярком солнце» и «Талантливый мистер Рипли».
Несмотря на разнообразие исследуемых произведений, несхожесть породивших их эпох и широту методологических подходов все участники сошлись во мнении, что эмоции были и остаются ключом к пониманию сложных, противоречивых и непрекращающихся поисков во всех видах искусства.