03.05.2024

«Прорыв»: проект Г.Б. Шамилли получил высокую оценку экспертов Российского научного фонда

Эксперты Российского научного фонда высоко оценили итоговые результаты проекта «Музыка-Философия-Когнитивистика. Надындивидуальные механизмы восприятия, сохранения и передачи информации в междисциплинарной перспективе» (№22-28-01509), назвав их «прорывными». Проект осуществлялся на протяжении 2022-23 гг. малой научной группой, в составе которой работали музыковеды, философы и лингвисты. Этой первый проект в истории ГИИ, выигравший конкурс РНФ.

Руководитель проекта — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Гюльтекин Байджановна Шамилли —автор более 100 научных трудов на русском и иностранных языках, из них 14 монографий и комментированных переводов трактатов о музыке — разработала аналитический аппарат исследования восточной (Иран, Ирак, Израиль, Сирия, Египет) устно-профессиональной музыки, позволяющий выявить устойчивые закономерности функционирования мышления как в теории, так и в практике. Г.Б. Шамилли ведет работу на всех звеньях исследования от перевода и комментирования средневековых трактатов о музыке (араб., перс., тур., иврит) до написания теоретических монографий. Ею создана целостная картина эволюции музыкально-теоретической мысли данного региона, концептуализирована логика музыкального процесса, отличная от аналогичной в западной культуре, получены важные результаты как на эмпирическом уровне перевода и комментирования памятников, так и на теоретическом уровне их общения. Руководит междисциплинарным научным семинаром «Музыка в культуре» (до 2020 года «Мысль о музыке в авраамических традициях»), организатор международных конференций, ответственный редактор коллективных трудов, член Международного совета по традиционной музыке.

Руководителем проекта сформулирована многоступенчатая гипотеза с целью разработать общие принципы формализации вербального и музыкального языка. Согласно гипотезе, надындивидуальные механизмы восприятия, передачи и сохранения информации в вербальной и музыкальной речи обнаруживают единые когнитивные механизмы, основанные на принципе выделенности значимых звуковых объектов, отобранных культурно-исторической средой и закрепленных в архитектонике слуха на ранних этапах эволюции прагматической функции доменов. На основании того, что выбор из множества языковых единиц осуществляется в речевом процессе (вербальном-музыкальном) благодаря связности, проявляющейся в вариантах субъект-предикатной склейки, совершен прорыв в понимании вопроса, почему музыкальная речь в устной традиции, распознаваемая структурно, сохраняет базовые принципы передачи информации, выработанные на протяжении длительного исторического периода на фоне репрессивной смены вербального языка, и тем самым проявляет устойчивость к изменениям культурно-исторической среды.

Научными коллективом установлен взгляд на язык как глобальную систему моделирования, работающую с набором разноплановых по функционалу и возможной дистрибуции значимых элементов, использующую группу операций определенного типа. Главный «вызов» проекта РНФ состоит в гипотезе, имеющей перспективу внедрения глобальных когнитивных структур в развитие искусственного интеллекта, на основании выявленной «экспансии» механизмов работы из языковой когнитивности в другие высокоуровневые процессы.

Giula Shamilli.jpg