В ГИИ представили издания о творчестве Виктора Мужчиля
В Государственном институте искусствознания 29 марта состоялась презентация двух книг, посвященных творчеству композитора Виктора Мужчиля. Труд «Нетрадиционные приемы игры в акустической структуре инструментального звукообразования» и монографию «Фонематические композиции Виктора Мужчиля» представили их авторы: сам композитор и кандидат искусствоведения Галина Полтавцева.
Галина Борисовна Полтавцева рассказала об истории знакомства с Виктором Степановичем и его работами ― о том, как впервые увидела ноты сочинений, написанных в фонематической технике и как это вдохновило ее в течение всей жизни наблюдать за работой композитора и анализировать его музыку.
К сожалению, путь музыки Мужчиля на сцену был непростым ― несмотря на всю уникальность его работ, немногие решались исполнить эту музыку. Композитор был вынужден резать по живому: выбирая отдельные части сочинения, делать из них концертную редакцию и терять таким образом важную часть музыкального контекста. Главная цель выпущенной монографии ― помочь музыке преодолеть главную преграду на пути на сцену: преграду непонимания.
В своей монографии Полтавцева рассказала об уникальности фонематической техники композитора и объяснила, почему именно сейчас сочинения Мужчиля столь актуальны: сегодня человек живет в среде звуковой какофонии, среди таких чуждых уху слов, как ЧОП, ВИЧ и ООО, и именно эту какофонию композитор использует для того, чтобы вернуть музыкальному языку живость и чувственность, утерянную многими современными авторами.
Вторая книга, написанная самим композитором, ― результат его страсти к струнным на протяжении всей жизни. Мужчиль рассказал, как еще в юности, будучи студентом колледжа, собирал различные партитуры для струнных и искал в них необычные приемы игры — звукоизвлечение древком смычка, стук по корпусу скрипки или игра за подставкой. Эти партитуры с необычными приемами копились в личной библиотеке композитора и не раз становились подспорьем в собственных работах.
Теперь, спустя долгие 50 лет коллекционирования, Мужчиль решил поделиться с музыкальным сообществом своим увлечением длиной в жизнь. Труд, цель которого — объединить и систематизировать все нетрадиционные приемы игры на струнных, адресован в первую очередь начинающим композиторам: книга может облегчить им первые эксперименты в собственных работах и дать направление для дальнейшего развития.
Вечер завершился небольшим концертом Женского хора Музыкального колледжа Московского государственного института имени А.Г. Шнитке под управлением лауреата международных конкурсов Сергея Маркова. Хор исполнил две фонематические пьесы-перформанса Мужчиля ― «ТКЦ» и «Прощай, ХХ век!». Обе эти пьесы, составленные преимущественно из нетоновых звуков (в частности, бóльшая часть «ТКЦ» состояла из звуков т-к-ц), стали замечательной иллюстрацией к представленным в ГИИ изданиям.
Сергей Августовский
Интервью с Галиной Полтавцевой