22.04.2024
Презентация новых выпусков альманаха «Мнемозина»
22 апреля в 16 часов в читальном зале библиотеки ГИИ состоится презентация восьмого и девятого выпусков альманаха «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века» (Редактор-составитель В.В. Иванов; над изданием работали: М.В. Львова, М.В. Хализева. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2023, 2024).
Среди публикаций восьмого выпуска альманаха немало открытий. «Записки вольноопределяющегося» Л.А. Сулержицкого (1895–1896) документируют нравственное пробуждение человека, который оказал мощное этическое влияние на К.С. Станиславского, Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова. Письма актрисы и педагога Е.В. Шик-Елагиной к П.А. Маркову (1923–1930) содержат сведения о сложных взаимоотношениях внутри Третьей студии, приведших к расколу в 1924 г. Письма актрисы Л.М. Пудаловой (1926–1929) – уникальный материал для еще не написанной истории то триумфальных, то провальных гастролей театра «Габима». Дневники И.М. Кудрявцева приоткрывают закулисье Художественного театра 1930-х годов. В письмах М.А. Чехова к Ж. Бонер (1931–1935) прослеживаются драматические перипетии эмигрантской жизни артиста.
Три публикации девятого выпуска сосредоточены на второй половине XX века. Центральное место в письмах А.Г. Коонен Н.Я. Берковскому (1961–1971) занимает история подготовки к изданию тома творческого наследия А.Я. Таирова. Переписка Н.Я. Берковского и Н.А. Крымовой (1959–1972) быстро перерастает деловые рамки (автор–редактор) и становится диалогом ровесника века с человеком 1960-х. Б.И. Зингерман в письмах, адресованных ленинградскому театроведу С.К. Бушуевой (1975–1995), сугубо профессиональное общение превращает в «роман воспитания», наполненный театральной рефлексией. С поразительной щедростью он одаривает адресата наблюдениями и прозрениями на темы русского и европейского театра, сохраняющими актуальность и сегодня.
Среди публикаций восьмого выпуска альманаха немало открытий. «Записки вольноопределяющегося» Л.А. Сулержицкого (1895–1896) документируют нравственное пробуждение человека, который оказал мощное этическое влияние на К.С. Станиславского, Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова. Письма актрисы и педагога Е.В. Шик-Елагиной к П.А. Маркову (1923–1930) содержат сведения о сложных взаимоотношениях внутри Третьей студии, приведших к расколу в 1924 г. Письма актрисы Л.М. Пудаловой (1926–1929) – уникальный материал для еще не написанной истории то триумфальных, то провальных гастролей театра «Габима». Дневники И.М. Кудрявцева приоткрывают закулисье Художественного театра 1930-х годов. В письмах М.А. Чехова к Ж. Бонер (1931–1935) прослеживаются драматические перипетии эмигрантской жизни артиста.
Три публикации девятого выпуска сосредоточены на второй половине XX века. Центральное место в письмах А.Г. Коонен Н.Я. Берковскому (1961–1971) занимает история подготовки к изданию тома творческого наследия А.Я. Таирова. Переписка Н.Я. Берковского и Н.А. Крымовой (1959–1972) быстро перерастает деловые рамки (автор–редактор) и становится диалогом ровесника века с человеком 1960-х. Б.И. Зингерман в письмах, адресованных ленинградскому театроведу С.К. Бушуевой (1975–1995), сугубо профессиональное общение превращает в «роман воспитания», наполненный театральной рефлексией. С поразительной щедростью он одаривает адресата наблюдениями и прозрениями на темы русского и европейского театра, сохраняющими актуальность и сегодня.