01.02.2024

Состоялся круглый стол «Эпоха Дзиги Вертова»

24 января 2024 года в Государственном институте искусствознания состоялся Круглый стол «Эпоха Дзиги Вертова». Организаторами выступили научные сотрудники сектора художественных проблем массмедиа кандидат искусствоведения Николай Изволов и кандидат философских наук Кирилл Горячок. Интерес участников охватывал широкий спектр теоретических и исторических проблем, касающихся биографии и творчества советского кинорежиссера Дзиги Вертова в культурном и эстетическом контексте 1920-1950-х годов. 

Выступали с докладами и участвовали в дискуссиях: 

Екатерина Сальникова, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, заведующая сектором художественных проблем массмедиа ГИИ

Елена Петрушанская, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ

Игорь Кондаков, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ГИИ 

Николай Хренов, доктор философских наук, главный научный сотрудник ГИИ

Сергей Каптерев, PhD, ведущий научный сотрудник ВГИКа

Виктор Беляков, кандидат искусствоведения, режиссер-документалист

Виктор Баталин, заведующий отделом научно-справочного аппарата РГАКФД, 

Евгений Цымбал, режиссер-документалист

Кирилл Власкин, научный сотрудник Госфильмофонда, аспирант ГИИ

Кирилл Горячок сделал развернутый доклад о готовящейся к публикации книге, посвященной фильму «Человек с киноаппаратом» (1929), в которой будут опубликованы новые и малоисследованные архивные материалы о создании картины и эволюции ее замысла. По мнению исследователя, сложность изучения и анализа неопубликованных личных документов Вертова, его сценариев и черновиков продолжает препятствовать пониманию подлинного режиссерского замысла фильма. К. Горячок поделился с участниками Круглого стола новой информацией, которая стала известна в ходе его работы в архивах РГАЛИ, ГАРФ, Музее кино и Госфильмофонде. 

Участникам круглого стола был продемонстрирован отрывок только что завершенного документального фильма Николая Изволова о реставрации фильмов Дзиги Вертова. Н. Изволов восстановил фильм «Человек с киноаппаратом», максимально приблизив новую версию к оригиналу, задуманному режиссером. В частности, музыкальное сопровождение фильма воссоздано на основе сохранившихся сценариев Вертова. В отрывке документального фильма Н. Изволова раскрываются нюансы работы над реставрацией знаменитой картины Вертова. После просмотра Николай Изволов выступил с сообщением о различных нюансах работы по восстановлению фильмов Вертова. 

Доклад «Проблема синтеза искусств в творчестве Дзиги Вертова» прочел доктор философии, профессор Игорь Кондаков. Он затронул важные теоретические и эстетические аспекты творчества режиссера, в котором, при стремлении к жизнеподобию и документальности, сочетались разные жанры и формы искусств. Также выступил кандидат искусствоведения, преподаватель ВГИКа Виктор Беляков с докладом о влиянии дореволюционной кинохроники на документальный стиль Дзиги Вертова. В своем сообщении докладчик коснулся важной темы соперничества режиссера с Эсфирью Шуб, снявшей свой первый фильм «Падение династии Романовых» (1927) на основе царской хроники. 

Елена Михайловна Петрушанская сделала доклад о стилистических особенностях музыкального сопровождения фильмов Дзиги Вертова, в частности, «Человека с киноаппаратом» и «Трех песен о Ленине». Екатерина Сальникова в своем выступлении отметила внутреннюю полемику Дзиги Вертова с концепциями художественной формы, сложившимися в кругах символистов и приверженцев стиля модерн, а также высказалась о неоднозначной рецепции множества художественных явлений представителями различных социальных слоев и творческих группировок.

Кирилл Власкин поделился своими наблюдениями о феномене метакино, или «кино о кино», возникшем, по его мнению, в контексте авангарда 1910-1920-х годов, к которому также можно отнести картину Вертова «Человек с киноаппаратом». Сергей Каптерев отметил, что феномен «кино о кино» - гораздо более многогранное явление, возникшее много ранее киноавангарда и выходящее далеко за его пределы. В выступлении С. Каптерева прозвучали полезные замечания о специфике и внутренней неоднородности раннего документально и игрового кино и анимации.

В ходе Круглого стола «Эпоха Дзиги Вертова» участники коснулись теоретических и эстетических вопросов, связанных с такими понятиями «документальность» и «жизненный факт» в киноискусстве, а также дискутировали о причинах возрастающей актуальности фильмов Дзиги Вертова сегодня. Обсуждение теоретических проблем сочетания условности, инсценировки и жизнеподобия на экране было решено продолжить на дальнейших научных мероприятиях.