-
История созданияГосударственный институт искусствознания был основан в 1944 году как Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры при Отделении истории и философии Академии наук СССР.
Государственный институт искусствознания был основан в 1944 году как Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры при Отделении истории и философии Академии наук СССР. Инициатором его создания был Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960), выдающийся художник, музейный деятель, историк искусства. Попечитель (директор) Третьяковской галереи (1913–1925), руководитель и инициатор создания Центральных реставрационных мастерских (1918 -1930, ныне ВХНРЦ им.
И. Э. Грабаря ), профессор Московского университета, руководитель многих комиссий по национализации и реставрации памятников, Грабарь был одной из ключевых фигур художественной жизни советской России. В 1943 году он возглавил работу Государственной комиссии по учету разрушений и утрат памятников истории и культуры России в ходе Второй мировой войны. Масштабы задач, которые надо было решить для восполнения колоссального урона, нанесенного культурному достоянию страны, требовали усилий квалифицированных специалистов самого высокого уровня. «Я уже пять лет всюду, где можно и полезно, твердил, что в Академии наук надо восстановить деятельность в области истории искусств», — писал Грабарь в августе 1943 года. 25 сентября того же года на общем собрании Академии наук состоялись выборы академиков по искусствоведческим специальностям. Грабарь был избран академиком по отделению истории и философии, действительными членами стали также архитекторыА. В. Щусев иВ. А. Веснин , композитор и музыковедБ. В. Асафьев , ачленами-корреспондентами — историки искусстваВ. Н. Лазарев ,В. В. Тревер ,М. В. Доброклонский иШ. Я. Амиранашвили . Для консолидации усилий ученых во всех областях истории искусства было принято решение создать специализированныйнаучно-исследовательский институт.Основание Института истории искусств в 1944 году оправданно связывают не только с решением практических задач, но и с общей патриотической волной восстановления великих традиций отечественной культуры. И отнюдь не случайно из главных задач, поставленных перед учрежденным институтом, было создание академической «Истории русского искусства», а также параллельных ей «Истории русского театра» и «Истории русской музыки».
Решение об организации нового академического института в составе Отделения истории и философии Президиум АН СССР принял 28 декабря 1943 года. По регламенту его утвердили на ежегодном собрании Академии
15—16 октября 1944 года. Затем последовало Постановление Совета народных комиссаров СССР, благодаря которому институт обрел официальный статус. После смерти Грабаря (1960) институт был выведен из состава Академии наук и передан в ведение Министерства культуры СССР с сохранениемнаучно-методического руководства Академии наук. В связи с расширением функций постановлением Коллегии Министерства от 12 июля 1976 года № 49 и приказом министраП. Н. Демичева от 8 февраля 1977 года № 83 Институт был переименован во Всесоюзныйнаучно-исследовательский институт искусствознания (ВНИИИ). В 1992 году приказом министра культуры РФЕ. Ю. Сидорова от 12 февраля 1992 года № 2 Институт был вновь переименован в Российский институт искусствознания (РИИ), а с 1995 года стал называться Государственный институт искусствознания (с 1996 года — при Министерстве культуры РФ). В 1964 году в ведение Института было передано его нынешнее здание по адресу Козицкий переулок, дом 5. -
Структура и направления деятельностиИ.Э. Грабарь стал первым директором Института, который первоначально состоял из трех секторов: изобразительного искусства (руководитель В.Н. Лазарев, сотрудники Б.Р. Виппер, А.А. Сидоров, А.М. Эфрос), театра (руководитель А.К. Дживелегов, сотрудники С.С. Мокульский, Б.В. Алперс, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, С.Н. Дурылин) и музыки (руководитель Н.А. Гарбузов, сотрудники Т.Н. Ливанова, С.С. Скребков, академик Б.В. Асафьев осуществлял консультативную деятельность и руководил аспирантами и докторантами).
И. Э. Грабарь стал первым директором Института, который первоначально состоял из трех секторов: изобразительного искусства (руководительВ. Н. Лазарев , сотрудникиБ. Р. Виппер ,А. А. Сидоров ,А. М. Эфрос ), театра (руководительА. К. Дживелегов , сотрудникиС. С. Мокульский ,Б. В. Алперс ,В. Н. Всеволодский -Гернгросс,С. Н. Дурылин ) и музыки (руководительН. А. Гарбузов , сотрудникиТ. Н. Ливанова ,С. С. Скребков , академикБ. В. Асафьев осуществлял консультативную деятельность и руководил аспирантами и докторантами). В самые первые годы Грабарь, которого интересовали проблемы древнерусской архитектуры, привлек к работе архитекторов —А. В. Щусева ,Н. М. Бачинского и других, что привело к созданию Сектора архитектуры, который Грабарь возглавил лично.Среди первых
научно-исследовательских проектов института были «История русского искусства» (руководительИ. Э. Грабарь ), «История русского театра» (руководительБ. В. Алперс ), «История французского театра» (руководительС. С. Мокульский ), «История русской оперы» (руководительВ. Э. Ферман ).Позже появились Сектор кино (руководитель
С. М. Эйзенштейн ), Сектор эстетики (руководительГ. А. Недошивин ), Сектор классического искусства Запада (руководительБ. Р. Виппер ), Сектор современного искусства Запада (руководительВ. С. Кеменов ) и Сектор искусства социалистических стран, образовавшихся после окончания Второй мировой войны (заведующийИ. Ф. Бэлза ). Затем — Сектор древнерусского искусства во главе сО. И. Подобедовой (1964) и Сектор свода памятников архитектуры и монументального искусства, руководимыйИ. В. Маковецким (1966). Сектор Свода стал главнымнаучно-методическим центром по подготовке одноименного энциклопедического издания. За эту работу сотрудники Сектора получили Премию Правительства Российской Федерации в области культуры (2008).На протяжении своего существования Институт постоянно развивался, усложнялась его структура по мере включения в орбиту интересов сотрудников новых и актуальных сфер художественной культуры. Так, в 1961 году был образован Сектор искусства зарубежного Востока (руководитель
С. И. Тюляев ; ныне — Сектор искусства стран Азии и Африки), в 1974 году — Сектор художественных проблем средств массовой коммуникации (ныне — массмедиа), в1980-м — Сектор художественной самодеятельности народов СССР (позже — народной художественной культуры, а в настоящее время — фольклора и народного искусства), в 1986 году — Сектор эстрады и цирка (позже — массовых жанров сценического искусства), в1988-м — Сектор ибероамериканского искусства. В 1995 году из Сектора театра выделилась группа исследователей в связи с подготовкой фундаментального издания режиссерского наследияВ. Э. Мейерхольда , за которое заведующий СекторомО. М. Фельдман был удостоен Государственной премии РФ в области культуры и искусства (2001).В связи с актуальностью для Министерства культуры СССР
научно-прикладных исследований в1977 году в Институте появился Сектор научного управления и прогнозирования развития художественной культуры, из которого в дальнейшем выделились Сектор социологии художественной жизни и Сектор экономики искусства (ныне — культурной политики и экономики искусства, заведующий —А. Я. Рубинштейн , Заслуженный деятель науки и лауреат многих международных премий в области экономики). Разработки Сектора в области управления и финансирования культуры и искусства широко востребованы органами как законодательной, так и исполнительной власти.На всем протяжении существования Института в нем активно работала аспирантура, обеспечивая пополнение исследовательских кадров и преемственность научной школы. Забота о воспитании молодых ученых, способных развить традиции российской гуманитарной науки, в том числе и искусствоведения, побудила Институт выступить куратором и одним из основных исполнителей мегапроекта «Учебная литература в сфере культуры и искусства». В рамках этого проекта были изданы 12 учебников и 11 хрестоматий для студентов творческих вузов.
-
Институт сегодняНа всем протяжении своей 75-летней истории Институт упорно работал над осуществлением своей главной миссии: изучения и продвижения отечественной культуры в мировом художественном пространстве, утверждения высокого международного авторитета российской гуманитарной науки в сфере исследований искусства, сохранения и восполнения исследовательского потенциала.
На всем протяжении своей
75-летней истории Институт упорно работал над осуществлением своей главной миссии: изучения и продвижения отечественной культуры в мировом художественном пространстве, утверждения высокого международного авторитета российской гуманитарной науки в сфере исследований искусства, сохранения и восполнения исследовательского потенциала.В настоящее время Институт — ведущий и крупнейший в России научный центр по изучению отечественного и зарубежного искусства, объединяющий около 90 докторов наук и более 120 кандидатов наук. Многие из них — ученые с мировым именем, продвигающие русское искусство, культуру и науку за рубежом, о чем свидетельствует множество полученных ими государственных наград иностранных государств и международных премий научных сообществ. В России заслуги сотрудников Института также были отмечены государственными наградами: трое являются лауреатами Государственной премии РФ в области культуры и искусства, пятеро — лауреатами Премии Правительства Российской Федерации.
Исключительное значение Института в первую очередь определяется тем, что это единственное учреждение страны, представляющее искусствоведение в качестве научной академической дисциплины в полном объеме: от проведения фундаментальных исследований, публикационной деятельности, методического руководства межинституциональными проектами и обеспечения академической мобильности (конференции, форумы, конкурсы, стажировки) до подготовки научных кадров в аспирантуре (по 5 специальностям) и проведения Государственной научной аттестации (в Институте работают 4 диссертационных совета с правом присвоения ученых степеней доктора и кандидата наук по 5 специальностям). Институт — единственное учреждение страны, имеющее программу международной аспирантуры, успешно защитившиеся выпускники которой одновременно с получением российского диплома кандидата наук получают диплом PhD европейского образца.
По результатам мониторинга 2018 г., проводимого Российской академией наук, с которой институт сохраняет прочные связи, находясь под ее
научно-методическим руководством, Государственный институт искусствознания признан лидером научного направления. На базе института осуществляются такие масштабные исследовательские проекты как «История русского искусства в 22 т.», «История зарубежного искусства от эпохи Возрождения до начала ХХ века», Свод памятников архитектуры и монументального искусства России, Академическое полное собрание сочиненийП. И. Чайковского в 130 томах, Полное академическое собрание сочиненийМ. П. Мусоргского в 27 томах, антология «Русская духовная музыка в документах и материалах», публикация наследия Вс. Мейерхольда и целый ряд других. Ежегодно это около 50 книг, 5 научных журналов, три из которых входят в список рецензируемых изданий ВАК, два альманаха, входящих в международную базу научного цитирования WoS, около тысячи статей, треть которых входит в базу РИНЦ или опубликована в авторитетных зарубежных научных изданиях. В то же время — и в этом еще одна причина исключительного значения Института для российской культуры — в силу особенности предмета исследования Институт активно включен в современный художественный процесс имузейно-выставочную деятельность, ведет активную экспертную и кураторскую работу, участвует в законотворческой деятельности.Одна из главных задач института — укрепление статуса и расширение влияния отечественной гуманитарной науки в мировом академическом пространстве. В этом направлении Институт ведет активную и планомерную работу, ежегодно выступая организатором около 20 представительных международных научных форумов не только в России, но и за ее пределами. Институт имеет около 30 партнерских контрактов с крупнейшими университетами и научными центрами 12 стран, среди которых Италия, Испания, Франция, Германия, Австрия, Польша, Венгрия, Великобритания, США, Япония, Китай, Армения. Институт не только осуществляет обмен учеными и аспирантами (в частности на базе Института ежегодно проходит стажировка аспирантов Принстонского университета), но и является инициатором создания Центров изучения русского искусства при зарубежных университетах и исследовательских центрах, а сотрудники института — активными участниками их программ. Государственный институт искусствознания — единственный в Российской Федерации — входит в Международную ассоциацию институтов истории искусства (RIHA), объединяющую самые авторитетные мировые исследовательские центры в сфере изучения искусства: от старейших римской Библиотеки Герциана и флорентийского Института истории искусств Общества Макса Планка до исследовательских центров университета Кларка в США и Гуманитарного института Сиднея. В 2019 году впервые в России на базе Института прошла Генеральная Ассамблея RIHA, в которой приняли участие руководители 28 зарубежных научных институций. Также институт и его сотрудники входят в руководство и являются членами еще 5 международных исследовательских сообществ, членами ученых советов 6 университетов Италии, Испании, Бразилии и США.
Залогом успешной работы Института является сохранение и развитие уникальных научных школ, которые сложились в его стенах по разным направлениям искусствоведческой науки. Главная их особенность, своего рода кредо ГИИ — комплексный подход в изучении предмета, междисциплинарность исследований как в сугубо искусствоведческих дисциплинах (взаимодействие разных видов искусства), так и в других науках гуманитарного профиля. Это свойство в равной степени присуще и школе историков русского искусства, начало которой было положено выдающимся искусствоведом, реставратором и художником Игорем Эммануиловичем Грабарем; и школе исследователей зарубежного искусства, которая базируется на методике комплексного рассмотрения художественных процессов в широком культурном контексте, созданной
Е. И. Ротенбергом и получившей международное признание; и школемузыковедов-текстологов , работа которых не мыслима без восстановления широкого культурного контекста реконструируемых музыкальных текстов.Научные школы Государственного института искусствознания во всех своих направлениях являются важнейшим достоянием российской гуманитарной науки и культуры в целом, их бесспорное значение и научный авторитет позволяет говорить об уникальности ГИИ как
научно-исследовательского учреждения, достойного высокого статуса Особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации. Присвоение этого статуса видится нам не столько фактом признания заслуг, важным для обозначения роли Института в сохранении и продвижении ответственной науки и культуры, сколько стимулом и ресурсом для дальнейшей активизации и расширения работы в этом направлении. -
Основные направления научной школы ГИИ1. Школа исследований русского искусства
2. Школа каталогизации памятников архитектуры
3. Музыковедческая школа
4. Театроведческая школа
5. Школа исследований зарубежного искусства
6. Школа исследований экономики культуры и искусства- Школа исследований русского искусства, созданная
директором-основателем Института академиком Игорем Эммануиловичем Грабарем, отличающаяся комплексным подходом в исследовании архитектуры,декоративно-прикладного и изобразительного искусства России, изучаемого в широком мировом культурном контексте. Особенно сильно заявила о себе в области древнерусского искусства (включая весь византийский ареал) в трудахМ. А. Ильина ,А. И. Комеча ,О. И. Подобедовой . Ныне это направление развивается в работах когорты исследователей разных поколений, включающей признанных лидеров мировой науки:О. С. Попову ,Э. С. Смирнову ,Л. И. Лифшица ,А. Л. Баталова . Другое не менее сильное направление — изучение русского искусства ХХ века, созданное трудами академикаД. В. Сарабьянова и проф.Г. Г. Поспелова . Их усилиями российской науке было возвращено первенство в исследовании таких ярких страниц отечественного искусства как русский авангард и нонконформизм. Нынешнему поколению российских ученых, возглавляемому д. иск.Е. А. Бобринской , принадлежат лидирующие позиции в этой сфере, а также открытие новых методик и аспектов интерпретации этих явлений в контексте развития национальной культурной традиции. Отдельная тема — изучение искусства Нового времени. В ГИИ, благодаря работамчлена-корреспондента РАНГ. Ю. Стернина , введшего в мировую науку термин «художественная жизнь» и методику искусствоведческого анализа этого явления, сформировалась уникальная научная школа комплексного исследования явлений искусства во взаимосвязи с общими культурными и социальными процессами. Именно этот подход стал методической базой для создания Истории русского искусства в 22 томах — уникального проекта, впервые объединившего все художественные практики, включая архитектуру, изобразительное искусство, музыку, дизайн, театр и проч. - Школа каталогизации памятников архитектуры, представленная Сектором Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Это единственное в Российской Федерации научное подразделение, которое занимается выявлением, обследованием и научной атрибуцией памятников в разных регионах страны, а также изданием томов Свода памятников по субъектам Российской Федерации. Созданный в 1967 году в качестве методического центра государственной программы по составлению полного каталога памятников архитектуры СССР, сектор «Свода…» в настоящее время является единственным продолжателем этой программы и хранителем богатейшего архива научных паспортов ОКН, собранных за более чем полувека. Сотрудниками Сектора разработана уникальная методика обследования памятников и форма их паспортизации, которая используется в Едином государственном реестре объектов
историко-культурного наследия РФ. К настоящему времени изданы тома по Брянской, Смоленской, Ивановской, Владимирской, Тверской, Рязанской областям. Готовятся к изданию тома по Калужской и Костромской областям. Кроме того, сотрудниками сектора создано два сайта — ruina.ru и сводпамятников.рф с целью популяризацииисторико-культурного наследия России среди населения нашей страны, а также развития внутреннего туризма. Шесть научных сотрудников аттестованы в качестве государственных экспертов в областиисторико-культурной экспертизы, ежегодно они проводят около 70 экспертиз с целью сохранения памятников. - Музыковедческая школа основана академиком Борисом Владимировичем Асафьевым. Только в институте имеется группа высокопрофессиональных музыкальных текстологов и историков отечественной музыки, способных реализовывать фундаментальные проекты по подготовке и изданию Полных академических собраний сочинений русских
композиторов-классиков —П. И. Чайковского иМ. П. Мусоргского с целью обеспечения приоритета Российской Федерации на распространение их произведений во всем мире. К настоящему времени подготовлено и издано 12 томов (из 130) АПСС Чайковского, а 7 томов ПАСС Мусоргского находятся в стадии препресса. Цель этих проектов — представить российской и мировой культурной общественности творчество русских композиторов в максимально полном объеме, включая их эпистолярное и литературное наследие, с учетом всех известных на сегодняшний день нотных материалов, с восстановлением купюр, сделанных в советское время. Издания сопровождаются обширными исследовательскими статьями инаучно-текстологическими комментариями. Еще один капитальный проект — серия энциклопедий русских композиторов классиков:П. И. Чайковского ,М. П. Мусоргского ,Н. А. Римского -Корсакова,И. Ф. Стравинского ,С. С. Прокофьева и др. - Театроведческая школа основана
А. К. Дживелеговым иА. А. Аникстом . Театроведы института осуществляют систематическую работу по введению в научный оборот неизвестных документов по истории отечественного театра из российских и зарубежных архивов с необходимыми научными комментариями. Среди проектов: Хроника театральной жизни в России XVIII века (издано 5 томов), публикация наследия Вс. Мейерхольда (издано 8 книг), «В. А. Теляковский . Дневники Директора Императорских театров: В 6 томах», Искусство сценографии мирового театра (издано 12 книг), Мнемозина: Документы и факты по истории отечественного театра ХХ века (издано 6 выпусков) и др. - Школа исследований зарубежного искусства базируется на методике, созданной доктором искусствоведения
Е. И. Ротенбергом и в настоящее время разрабатываемой проф.М. И. Свидерской , на современном этапе развивающейформально-стилистический метод Генриха Вёльфлина, создателя теории стилей в классическом искусствоведении. Созданный ими подход, основанный на понимании стиля как совокупности художественных языков, запечатлевших менталитет людей той или иной эпохи, получил высокую оценку международного сообщества (в частности вошел в базу методик изучения истории искусства Венского университета). Благодаря комплексности, лежащей в основе научной деятельности Института, в сферу изучения художественной формы как «языка эпохи» впервые были включены не только пространственные и изобразительные, но и исполнительские искусства (музыка, театр и проч.), а также литература. Эти принципы лежат в основе многотомного проекта «История зарубежного искусства от эпохи Возрождения до начала XX века», осуществляемого на базе Сектора классического искусства Запада. - Школа исследований экономики культуры и искусства не имеет аналогов в Российской Федерации. Сотрудники этого направления занимаются изучением экономических и правовых аспектов функционирования искусства в современном мире, исследованием проблем культурной политики, в том числе правового регулирования культурной деятельности с учетом зарубежного опыта, проводят регулярные социологические исследования в сфере искусства. Их научные работы базируются на теории «опекаемых благ», разработанной
Р. С. Гринбергом иА. Я. Рубинштейном в 1995–2005 годах и получившей широкое мировое признание, засвидетельствованное десятком зарубежных премий. Научные разработки широко востребованы и используются органами законодательной и исполнительной власти в России. За последние годы сотрудниками Сектора экономики искусства и культурной политики были опубликованы следующие фундаментальные труды: К проекту Закона о культуре: Материалы исследований / Под общей ред.А. Я. Рубинштейна ,Е. Э. Чуковской (М., 2015); Институты общественной поддержки культурной деятельности / Под ред.А. Я. Рубинштейна (М., 2015); Актуальные проблемы экономики культурного наследия / Под ред.А. Я. Рубинштейна (М., 2016); Аудитория искусства в социальных измерениях (М., 2019) и др.
- Школа исследований русского искусства, созданная
-
Руководители института
- академик АН СССР Игорь Эммануилович Грабарь (1944–1960)
- доктор искусствоведения Борис Михайлович Ярустовский (1960–1961, и. о.)
член-корреспондент АН СССР Владимир Семенович Кружков (1961–1973)- доктор филологических наук Юрий Яковлевич Барабаш (1973–1975)
- доктор искусствоведения Мелитина Петровна Котовская (1976–1993)
- доктор искусствоведения Алексей Ильич Комеч (1994–2006)
- доктор искусствоведения Дмитрий Владимирович Трубочкин (2007–2013)
- доктор искусствоведения Наталия Владимировна Сиповская (с 2013)