27.01.2016

Фотографии В.М. Рудченко будут представлены на выставке в ГИИ


29 января в 17.00 в Государственном институте искусствознания откроется традиционная январская выставка сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства ГИИ. В этом году представлены фотографии Виталия Михайловича Рудченко, ушедшего из жизни в августе 2015 г.

Верхневолжье, и особенно Костромская и Ярославская области, обладающие удивительным богатством и разнообразием своего культурного наследия, были его любимыми. Начиная с 1970-х годов он участвовал в обследовании этого региона и сделал несколько тысяч снимков расположенных здесь архитектурных памятников. Представленные ныне фотографии не делались автором специально для какой-то выставки, а выбраны из его огромного архива, складывавшегося постепенно из экспедиционных материалов. Многие из сельских храмов, запечатленных на снимках, сегодня оказались заброшенными, исчезли находившиеся в них великолепные иконостасы, а усадьбы, уже в момент обследования пребывавшие в полуразрушенном состоянии, не дожили до наших дней. И фотографии Рудченко остаются единственными и бесценными свидетельствами существования этих прекрасных сооружений.

Виталий Рудченко с детства увлекался фотографией, причем его главным интересом была съемка архитектурных памятников. Четырнадцатилетним подростком в 1964 г. он познакомился с выдающимся архитектором-реставратором и блестящим знатоком древнерусского зодчества Петром Дмитриевичем Барановским, с которым, несмотря на огромную разницу в возрасте, дружил до самой его смерти. Знакомство с Барановским во многом определило выбор профессии Виталия Михайловича: в 1977 году он окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова и стал признанным специалистом по истории иконостасов и монументальной живописи. Он также связал свою профессиональную деятельность с архитектурной реставрацией — работал в Экспериментальных специализированных научно-производственных реставрационных мастерских ЦС ВООПиК и институте «Спецпроектреставрация», участвуя при этом во всех экспедициях Государственного института искусствознания, собирающих материал для издания «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России». С 1998 года он стал сотрудником сектора Свода памятников нашего института. Его фотографии, особенно снятые в 1970–1990-х годах, стали основой для работы по «Своду памятников», ими иллюстрированы изданные и готовящиеся к выпуску тома, а также главы «Истории русского искусства», посвященные русской провинции.

Трудно оценить эти снимки, не имея представления о характере и условиях экспедиционной работы, которая требует сосредоточенности, выдержки, способности делать все быстро и качественно и, наконец, физической выносливости — ведь значительное число построек расположено в труднодоступных местах, добираться до которых зачастую приходится пешком. Съемка заброшенного храма в лесу или крестьянской избы, заросшей сорной растительностью, работа в любую погоду, при плохом освещении, с сознанием того, что повторить её скорее всего будет невозможно, требует огромного мастерства. Фотограф, как правило, очень ограничен во времени, он должен мгновенно выбрать точку, дающую наиболее полную информацию о памятнике, отражающую его суть, создающую его портрет. Стиль Рудченко, который он сам называл «фотофиксацией» — объективно-научный и чуждый внешним эффектам. В нем убраны все средства самовыражения ради того, чтоб на первое место вышел сам памятник. Но именно в этой «документальности» заключается неповторимость его снимков, его сугубо индивидуальный авторский взгляд. Все эти сдержанные черно-белые фотографии пронизывает невероятная радость первооткрывателя. Восхищение художественным качеством памятника сильнее ужаса разорения, а интерес к его исторической уникальности не позволяет смотреть на него равнодушно. Благодаря такому взгляду эти произведения не потеряны для нас.