26.12.2011

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РОМАНТИЗМ. М.И. Глинка

Место проведения: Зеркальный зал Государственного института искусствознания

Адрес:
Москва
Козицкий пер., д.5

М.И. Глинка

Неоконченная соната
для альта и фортепиано (1825-28)

Патетическое трио ре минор (1832)

Блестящий дивертисмент на мотивы из оперы «Сомнамбула» для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса (1832)

Канцоны, романсы, песни


Исполнители:

Ансамбль солистов Танеевского музыкального общества

«РУССКИЙ МОЦАРТЕУМ»:


лауреат международных конкурсов
Алексей СТРЕЛЬНИКОВ (скрипка)
Анастасия СТРЕЛЬНИКОВА (скрипка)
заслуженная артистка России
Маргарита СПИРИДОНОВА (альт)
Андрей СПИРИДОНОВ (виолончель)
Григорий КРОТЕНКО (контрабас)
заслуженный артист России
Михаил НИКЕШИЧЕВ (фортепиано)

В концерте принимает участие

заслуженная артистка России
Яна ИВАНИЛОВА (сопрано)


Ансамбль солистов Танеевского музыкального общества

“Русский Моцартеум”

В 1980 г. несколько классических музыкантов-инструменталистов – студентов и выпускников Московской консерватории разных лет, - объединились для воплощения новых для музыкального исполнительства идей. Этим новым направлением музыкальной исполнительской практики и науки о музыке стала созданная А.А. Спиридоновым и М.В. Никешичевым дисциплина - практическая культурология, которая предполагает проблемное предъявление музыкального произведения слушателям. Музыкальные интонации произведения выступают как доказательства, исторические «аргументы» в общем для исполнителей и слушателей культурологическом исследовании, ибо, по мысли И. Дройзена, музыкальная интонация является «единственным живым фактом истории», а Б. Асафьевым сформулирован тезис: в музыкальной интонации свёрнута культура.

Музыканты ищут и новые формы возможного бытования классической музыки в наши дни, предлагая и воплощая такие жанры музыкальных вечеров, как концерт-новелла, концерт-расследование, концерт-паломничество, партия игры в бисер и др. Своей исследовательской и исполнительской деятельностью артисты стремятся выявить связь государственного организма России и особенностей её геопоэтики (термин Т.В. Чередниченко), характерных способов самоорганизации её музыкального пространства. Концерты ансамбля призваны привлечь внимание отдельного человека, общественного сознания к кругу тех идей (прежде всего – идей нравственных) и тех законов (прежде всего – законов красоты), коими созидалась и великая Россия, и русская культура. Мы, как были, так и ныне остаемся «идеократической» основанной на власти идей страной[1]. Потому так важен для нас и анализ идейного наследия наших отцов, и обнаружение в этом культурном наследии идей[2], необходимых дню сегодняшнему, идей, указующих верные пути в будущее. Приобщение к ладу, масштабу родной русской культуры позволяет человеку (артисту и слушателю, ребенку и взрослому) возвыситься до ее хорового строя, а индивидуальные задания собственной жизни включить в общее, народное, соборное делание.

Все артисты ансамбля стояли у истоков аутентичного исполнительства в нашей стране; некоторые из участников ансамбля являются ныне педагогами Факультета исторического исполнительства Московской консерватории, передавая новым поколениям музыкантов сокровенные традиции, унаследованные от учителей, великих музыкантов - А. Зыбцева, Л. Клеванского, Л. Эльперина, Ф. Дружинина, И. Монигетти, Н. Забавникова, А. Мельникова, С. Алумяна.

Творческое объединение музыкантов, каждый из которых оказался чрезвычайно востребованным концертной эстрадой, имеет обширные гастроли по России и за рубежом, ведёт большую педагогическую работу, - могло бы остаться закрытым клубом артистов, играющих для самих себя, своеобразной проблемно-исследовательской лабораторией. Однако, участники ансамбля «Русский Моцартеум» рассматривают музыкальное искусство через призму корневых для русской культуры представлений: каждый концерт ансамбля являет собой действо соборное, «хоровое», он вовлекает в сотворчество всех

участников концерта – и исполнителей, и слушателей. Музыка, по словам С.И. Танеева, способна соединять «людей любовью, что служит указанием на радость единения людей между собой или на страдание, происходящее от разъединения».

В ряду наиболее значительных свершений музыкантов «Русского Моцартеума»:

проведённый участниками ансамбля в 1991 году (Москва) Международный фестиваль камерной музыки В.А. Моцарта (к 200-летию со дня кончины композитора), который стал первым в нашей стране монографическим фестивалем классической камерной музыки;

впервые в истории осуществленный проект исполнения «камерной трилогии» С.И. Танеева (Фортепианный квартет, Фортепианное трио и Фортепианный квинтет) в рамках одного концерта из трёх отделений. «Большой русский концерт» (историческое название проекта напоминает о концерте С.И. Танеева в Праге в 1912 г.) был представлен дважды: в Большом зале ГЦММК им. М.И. Глинки (ноябрь 2001 г.) и в Малом зале Московской консерватории (январь 2002 г.) полным составом «Русского Моцартеума» - Алексеем Стрельниковым (скрипка), Константином Комиссаровым (скрипка), Маргаритой Спиридоновой (альт), Андреем Спиридоновым (виолончель), Михаилом Никешичевым (фортепиано);

9 концертных программ юбилейного фестиваля «Танеевские дни в Великобритании» (Лондон, ноябрь-декабрь 2006 г.).

многочисленные ежегодные Танеевские фестивали камерной музыки в Звенигороде (Музей С.И. Танеева в Дютькова);

Танеевские циклы в залах Московской консерватории («Из камерного наследия С.И. Танеева»);

фестиваль «Танеев – ostinato. Путь Правды на земле» (к 90-летию со дня кончины композитора; Москва, июнь 2005 г.);

цикл концертов по идеям романа В.Ф. Одоевского «Русские ночи» (Москва, концертные сезоны 2009, 2010 гг.);

концертная программа «Русская музыка. Чин пророков» (Малый зал Московской консерватории, 2009 г.);

цикл программ «Сакральное пространство русской музыки» (Москва, Троице-Сергиева Лавра, Клин, Ново-Голутвинский монастырь в Коломне, 2009-2010).

Проблемный подход к музыкальному наследию великих композиторов, стремление представить музыкальное произведение в контексте путей культуры, - позволило участникам «Русского Моцартеума» расслышать в музыке В.А. Моцарта «последние вопросы», отвечать на которые стало уделом русской музыки и задачей русских композиторов. Особая в России – благодаря маленькой трагедии А.С. Пушкина - «судьба» Моцарта, его мученический венец, особые пути его музыки, получившей живой отклик в творчестве русских музыкантов, - всё это определило название ансамбля солистов Танеевского музыкального общества. Каждый из музыкантов ансамбля является руководителем и участником других творческих коллективов, но в рамках «Русского Моцартеума» осуществляются общие - самые принципиальные, обострённо спорные и смелые - историко-культурологические проекты. В творческих планах ансамбля – «Письма русского путешественника» (по роману Н.М. Карамзина), образовательный проект «Российская музыкальная империя», новые исследования «Сакрального пространства русской музыки».