17.09.2025
Открытие выставки «Танец жизни» Н.В. Алексеевой-Штольдер
17 сентября в Государственном институте искусствознания открылась выставка «Танец жизни» Н.В. Алексеевой-Штольдер.
«ТАНЕЦ ЖИЗНИ»
«Все во вселенной ритмично. Все танцует»
Майя Энджелоу
Живописное творчество Натальи Владимировны Алексеевой-Штольдер занимает особое место среди мастеров московской школы. В судьбе этого автора пересекаются несколько областей, кружатся лица и истории множества выдающихся современников и целая вереница героев прошлого, придавая произведениям художницы метафизическое звучание. Движение, воплощенное в живописных формах, стало для нее лучшей метафорой для разговора со своим зрителем о временах и людях. Аналогия с танцем не случайна. Издавна именно через изображение танца в искусстве зрителю транслировались идеи созидания мира, а парные или хороводные закругляющиеся ритмы композиций недвусмысленно символизировали цикличность жизни. «Танец жизни» для Натальи Алексеевой-Штольдер – это ещё и очень личное определение её собственного стиля: в живописи, науке, работе и вообще в самом широком смысле. Ведь для неё всё начиналось именно с танца, и профессиональный балетный опыт всегда будет давать о себе знать, сообщая живописным произведениям музыкальность и пластичность.
Искусству живописи Наталья Владимировна обучалась сначала в Московском художественном училище памяти 1905 года (1976–1980) у В.А. Волкова и Ю.Н. Ларина. А затем – в Московском Государственном Академическом Художественном институте им. В.И. Сурикова (1980 – 1986), где она училась на театрально-декорационном факультете под руководством М.М. Курилко-Рюмина и потом в мастерской монументальной живописи у Ю.К. Королева. Совершенно особые отношения сложились с одним из её первых учителей – Валерием Александровичем Волковым, прививавшем своим ученикам тонкое чувствование цвета. Этот самобытный художник развивал традиции, заложенные ещё мастерами эпохи авангарда, среди которых был и его отец – Александр Волков, сумевший органично вплести в свое творчество элементы самобытной культуры Туркестанского края. Валерий Александрович Волков на многие годы стал не только учителем, но и коллегой, единомышленником, рядом с которым Наталье Алексеевой-Штольдер впоследствии увлекательно работалось со студентами в качестве ассистента.
Наталья Владимировна также профессиональный искусствовед, изучающий искусство эпохи рубежа XIX–ХХ веков – её кандидатская диссертация посвящена проблеме панно как особой форме живописи в искусстве эпохи модерна. Вероятно, этот опыт определяет широту ее оптики как живописца. Мастер демонстрирует разнообразие тем, среди которых выделяются подзабытые многими «боги и герои». Вместе с выдающимися танцорами они пребывают не на «удаленном Олимпе», а где-то совсем рядом с нами, обычными людьми – так бывает в снах и мечтах, а ещё в кино, литературе, театре и музыке. Своим творчеством Наталья Алексеева-Штольдер приближает к нам мир, казалось бы, весьма понятный ранее, но почти утраченный современным зрителем. Танцоры и музыканты, мудрецы и великие простаки, боги и герои – это и есть персонажи жизни художницы, внешней и внутренней. Удивительный дар Натальи Владимировны заключается в умении сделать важных для себя персонажей разных времен столь же интересными для нас – зрителей; мы будто входим в круг личных знакомых и друзей автора. Среди них и портреты тех, кого можно увидеть на этой выставке: например, «Аполлон» (М. Барышников; 2007), «Альтист» (Ю. Башмет; 2008), «Шнитке» (1997), «Нуриев» (2001).
Наталья Алексеева-Штольдер – самобытный представитель современной московской школы живописи. Работы художницы добавляют к её традиционной живописной «плотности» красочного слоя и цветности, сложную структуру формы, пластичность масс и музыкальность ритмов. В результате получаются необычные композиции и образы, созданные с опорой на натуру, но рождающие размышления о том, что весь мир – сплошная театральная декорация и лишь человек, является воплощением живой энергии, которая всё вокруг оживляет.
Особое внимание стоит обратить на графику Натальи Алексеевой-Штольдер, которая в её творчестве занимает особое место – это и серии по литературным сюжетам, и оригинальные аппликации, превращающие даже хрупкие образы танцоров в нечто монументальное, как в крупных мозаичных панно. В графике особенно очевидно прекрасное знание анатомии: пластика движений передаётся плотными массами мышц и отточенными ритмами. Графика художницы выдает ещё одну черту, присущую именно этому автору: своеобразное эстетство, которое художник позволяет себе, с удовольствием играя линиями и сложными ритмами в одних случаях, виртуозно стилизуя основные мускулы тел – в других. В эпоху искусственного интеллекта подобное любование божественной продуманностью каждой мышцы человеческого тела выглядит роскошью. Но, пожалуй, именно этого восхищения гармонией и красотой человеческой природы так не хватает сегодня многим. Тема торжества возвышенной витальности придает драматизм, некий внутренний нерв и актуальное звучание живописи Натальи Алексеевой-Штольдер. Её произведения обладают позитивной энергией динамики Танца, как проявления одного из древних законов извечного космического движения, превращающего в трансцендентный Танец саму жизнь.

«ТАНЕЦ ЖИЗНИ»
«Все во вселенной ритмично. Все танцует»
Майя Энджелоу
Живописное творчество Натальи Владимировны Алексеевой-Штольдер занимает особое место среди мастеров московской школы. В судьбе этого автора пересекаются несколько областей, кружатся лица и истории множества выдающихся современников и целая вереница героев прошлого, придавая произведениям художницы метафизическое звучание. Движение, воплощенное в живописных формах, стало для нее лучшей метафорой для разговора со своим зрителем о временах и людях. Аналогия с танцем не случайна. Издавна именно через изображение танца в искусстве зрителю транслировались идеи созидания мира, а парные или хороводные закругляющиеся ритмы композиций недвусмысленно символизировали цикличность жизни. «Танец жизни» для Натальи Алексеевой-Штольдер – это ещё и очень личное определение её собственного стиля: в живописи, науке, работе и вообще в самом широком смысле. Ведь для неё всё начиналось именно с танца, и профессиональный балетный опыт всегда будет давать о себе знать, сообщая живописным произведениям музыкальность и пластичность.
Искусству живописи Наталья Владимировна обучалась сначала в Московском художественном училище памяти 1905 года (1976–1980) у В.А. Волкова и Ю.Н. Ларина. А затем – в Московском Государственном Академическом Художественном институте им. В.И. Сурикова (1980 – 1986), где она училась на театрально-декорационном факультете под руководством М.М. Курилко-Рюмина и потом в мастерской монументальной живописи у Ю.К. Королева. Совершенно особые отношения сложились с одним из её первых учителей – Валерием Александровичем Волковым, прививавшем своим ученикам тонкое чувствование цвета. Этот самобытный художник развивал традиции, заложенные ещё мастерами эпохи авангарда, среди которых был и его отец – Александр Волков, сумевший органично вплести в свое творчество элементы самобытной культуры Туркестанского края. Валерий Александрович Волков на многие годы стал не только учителем, но и коллегой, единомышленником, рядом с которым Наталье Алексеевой-Штольдер впоследствии увлекательно работалось со студентами в качестве ассистента.
Наталья Владимировна также профессиональный искусствовед, изучающий искусство эпохи рубежа XIX–ХХ веков – её кандидатская диссертация посвящена проблеме панно как особой форме живописи в искусстве эпохи модерна. Вероятно, этот опыт определяет широту ее оптики как живописца. Мастер демонстрирует разнообразие тем, среди которых выделяются подзабытые многими «боги и герои». Вместе с выдающимися танцорами они пребывают не на «удаленном Олимпе», а где-то совсем рядом с нами, обычными людьми – так бывает в снах и мечтах, а ещё в кино, литературе, театре и музыке. Своим творчеством Наталья Алексеева-Штольдер приближает к нам мир, казалось бы, весьма понятный ранее, но почти утраченный современным зрителем. Танцоры и музыканты, мудрецы и великие простаки, боги и герои – это и есть персонажи жизни художницы, внешней и внутренней. Удивительный дар Натальи Владимировны заключается в умении сделать важных для себя персонажей разных времен столь же интересными для нас – зрителей; мы будто входим в круг личных знакомых и друзей автора. Среди них и портреты тех, кого можно увидеть на этой выставке: например, «Аполлон» (М. Барышников; 2007), «Альтист» (Ю. Башмет; 2008), «Шнитке» (1997), «Нуриев» (2001).
Наталья Алексеева-Штольдер – самобытный представитель современной московской школы живописи. Работы художницы добавляют к её традиционной живописной «плотности» красочного слоя и цветности, сложную структуру формы, пластичность масс и музыкальность ритмов. В результате получаются необычные композиции и образы, созданные с опорой на натуру, но рождающие размышления о том, что весь мир – сплошная театральная декорация и лишь человек, является воплощением живой энергии, которая всё вокруг оживляет.
Особое внимание стоит обратить на графику Натальи Алексеевой-Штольдер, которая в её творчестве занимает особое место – это и серии по литературным сюжетам, и оригинальные аппликации, превращающие даже хрупкие образы танцоров в нечто монументальное, как в крупных мозаичных панно. В графике особенно очевидно прекрасное знание анатомии: пластика движений передаётся плотными массами мышц и отточенными ритмами. Графика художницы выдает ещё одну черту, присущую именно этому автору: своеобразное эстетство, которое художник позволяет себе, с удовольствием играя линиями и сложными ритмами в одних случаях, виртуозно стилизуя основные мускулы тел – в других. В эпоху искусственного интеллекта подобное любование божественной продуманностью каждой мышцы человеческого тела выглядит роскошью. Но, пожалуй, именно этого восхищения гармонией и красотой человеческой природы так не хватает сегодня многим. Тема торжества возвышенной витальности придает драматизм, некий внутренний нерв и актуальное звучание живописи Натальи Алексеевой-Штольдер. Её произведения обладают позитивной энергией динамики Танца, как проявления одного из древних законов извечного космического движения, превращающего в трансцендентный Танец саму жизнь.
Допуск на выставку «Танец жизни» Н.В. Алексеевой-Штольдер СТРОГО ПО ЗАПИСИ!
Записаться можно по телефону: +7 (495) 694-0371 или по электронной почте: institut@sias.ru
