125000 Москва
Козицкий переулок, дом 5
тел.: + 7 495 694-03-71
факс: + 7 495 785-24-06
institut@sias.ru
РУССКИЙ    |    ENGLISH

Журнал "Вопросы театра"

Вопросы театра
2015 №2

Тема номера:
Наследие выдающихся мастеров прошлого и великих эпох в развитии сценического искусства и попытка обозначить степень их влияния на современные театральные практики – вот то, что объединяет большую часть материалов номера. В этом выпуске журнал откликается на 100-летие Г. А. Товстоногова – одной из наиболее важных дат с точки зрения осознания современным театром своей предыстории и возможных путей развития в будущем. В материалах, приуроченных к юбилею, исследованы основные этапы деятельности великого режиссера, особенности его мировоззрения, эволюция художественных и общественных взглядов. Отдельный блок статей связан с обращением современной российской сцены к античному наследию. Рубрика «В ловушке времени» раскрывает специфику бытования произведений Еврипида и Аристофана на подмостках XXI в., описывает комплекс проблем и задач, возникающих в данном случае перед практиками театрами. С этими материалами впрямую перекликается подробное исследование в области древнегреческого театра, раскрывающее проблему «хора и героя» в поздних трагедиях Эсхила. В рубрике «Книжная полка» представлены сборники «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века»: собранные вместе разделы альманаха дают крайне важное ощущение общего театрального и исторического пространства, смена ракурсов дает необходимый объем историческим фигурам и событиям. К этому разделу примыкают статьи, посвященные работе В. Мейерхольда в Александринском театре, а также театрально-эстетическим идеям ОПОЯЗа и авангардной режиссуре начала ХХ века.

Авторы
Аннотации

2015 №1

Тема номера:
Живой и непрерывный диалог между историей и современностью, являющийся одной из главных особенностей театрального процесса, как такового, и лежащий в основе самого методологического принципа, который журнал «Вопросы театра» ставит во главу угла, может быть назван смыслообразующим для данного номера. Одна из центральных его тем связана с судьбой некогда запрещенных к постановке на отечественной сцене пьес, и тому интересу, который проявили к ним целый ряд крупных московских театров, одномоментно включивших их в свой репертуар в прошедшем сезоне. Целый ряд материалов посвящен московскому Камерному театру, 100-летие со дня основание которого отмечалось в минувшем году: наряду с архивными материалами, раскрывающими ранее неизвестные страницы жизни и деятельности А. Я. Таирова и А.Г. Коонен, журнал публикует современные исследования, касающиеся столь важных для этого легендарного коллектива вопросов поиска стиля эпохи и отдельным спектаклям театра. Попыткам определить сценический стиль уже нашего времени посвящена традиционная рубрике «Театральный дневник», включающая в себя рецензии на 20 спектаклей столичных театров (как академических, с богатой историей, так и относительно недавно возникших), во многом определяющих лицо театрального процесса и его ярко выраженное жанровое и стилевое разнообразие. Тему переклички эпох и развития традиций продолжают портрет-исследование, анализирующее «поздние годы» в творчестве Питера Брука - одной из, безусловно, ключевых для современной сцены фигур, а также ряд материалов связано с современным состоянием дел в Государственном Малом театре: анализ двух недавних премьер продолжен в статье, посвященной художественному руководителю коллектива Ю. М. Соломину, предлагающей новый взгляд на современный этап в истории прославленной московской сцены.

Авторы
Аннотации

2014 №4

Тема номера:
Тема номера, который должен быть назван в значительной степени историческим, сосредоточена вокруг проблемы исканий и формирования нового театрального языка, рассматриваемых авторами журнала на материале отечественного и зарубежного драматического и музыкального театра XVIII-XX вв. В то же время, впрочем, нельзя не отметить, что проблематика, рассматриваемая большинстве исследований имеет самое непосредственное отношение к театру сегодняшнего дня, также во многом сосредоточенного на поисках собственного сценического языка, адекватного времени. Статьи и публикации ставшей для журнала традиционной рубрики «Мейерхольдовские чтения», вводят в научный оборот новые взгляды на возникновение биомеханики в контексте идей конструктивизма и историю масштабного замысла неосуществленной постановки Вс. Мейерхольда 1926 г. «Истории одного города». Архивная публикация драматургической основы несостоявшегося спектакля – инсценировки повести М. Е. Салтыкова-Щедрина, осуществленной Ивановым-Разумником должна быть названа одним из заметных явлений современного мейерхольдоведения. В статьях рубрики «Театральное пограничье» авторами прослеживаются взаимосвязи и взаимовлияния изобразительного искусства и театра, литературных произведений разных эпох и сюжетных источников оперных либретто, влияние на хореографическую лексику ХХ в. беспредметной живописи.

Авторы
Аннотации

2014 №3

Тема номера:
В основе номера подробный и пристальный взгляд на текущий театральный процесс, на соотношение традиций и новаторства в современном отечественном театре. Эта тема последовательно рассматривается в таких его рубриках как: «Монологи», «Театральный дневник», «Фестивали», «Театральная провинция». В статьях анализируются различные аспекты современной режиссуры, особенности подхода театра XXI века к классическому драматургическому наследию и комплекс его непростых, зачастую драматических взаимоотношений с массивом современной драматургии, в частности, с таким явлением как «новая драма». Авторы ряда статей демонстрируют разные и принципиально новые теоретические и методологические подходы в выявлении сущностных проблем и «болевых точек» сегодняшней театральной практики, рассматриваемой в максимально широком диапазоне. В рубрике «Фестивали» представлен ряд аналитических исследований программ крупных российских театральных фестивалей (в сфере внимания журнала оказались, в частности, Александринский фестиваль в Петербурге, московский фестиваль «Сезоны Станиславского», Международный Волковский фестиваль в Ярославле), афиши которых на равных включают в себя спектакли самых различных эстетик: от театрального традиционализма до крайних форм в поиске новых средств выразительности.

Авторы
Аннотации

2014 №2

Тема номера:
Единство и многообразие глобального театрального процесса, взаимопроникновение идей, стилей, взглядов и различных видов художественного творчества – так, по всей вероятности, должен быть определен основной вектор направленности данного выпуска журнала. Комплекс его материалов включает в себя попытку принципиально нового взгляда на содержание столичного театрального сезона: обозрение «Мозаика сцены» в рубрике «Театральный дневник» призвана демонстрировать читателям максимально широкую панораму театрального процесса, вычленяя из всех московских премьер, спектакли наиболее значительные, а также характерные для современных театральных исканий. Отдельный блок статей составляют работы молодых исследователей анализирующие различные аспекты мировой театральной практики: творчество современного немецкого хореографа Саши Вальц, утверждающей в своих постановках идею «концептуального театра»; феномен американского «менестрельного театра»; историю возникновение первых театров «коралей», т. е. пространств, приспосабливаемых для театральных зрелищ в Испании XVI века. Сразу несколько материалов связано с различными аспектами визуального в сфере театрального искусства. Это и обзор выставки сценографов Большого драматического театра, прошедшей в Музее им. А. Бахрушина, и исторический очерк, посвященный работе М. Шагала в ГОСЕТе, и материал, рассматривающий творческий метод архитектора А. Таманяна – автора проекта Оперного театра в Ереване.

Авторы
Аннотации

2014 №1

Тема номера:
Проблема новаторства – подлинного и ложного – выступает одной из ключевых в современном театре и логично становится тем ключевым «узлом», вокруг которого завязывается значительная часть материалов данного выпуска журнала. В статьях рубрики «Новый театр. Старая сцена» рассматриваются искания ведущих режиссеров петербургских театров Юрия Бутусова и Григория Козлова в контексте новых театральных направлений, на которые их сценическая эстетика оказала самое существенное влияние. Здесь же анализируются творческие перемены, которые произошли в практике одной из ключевых фигур российского «нового театра» Ю. Бутусова за последнюю четверть века. Ряд статей посвящен рассмотрению проблем современной режиссуры, непосредственно связанной с русской драматургией эпохи «постдраматического театра», являющейся одной из заметных составляющих сегодняшнего театра. Значительное место в корпусе статей журнала занимают материалы посвященные постановкам трагедий и комедий У. Шекспира, приуроченных к его 450-летнему юбилею. Авторы публикаций анализируют новейшие постановки драм «нашего современника – Шекспира» и множественность их интерпретаций в современном российском и европейском театре. Раздел «Pro memoria» открывается рубрикой «Мейерхольдовские чтения» (на протяжении последних лет являющейся для журнала традиционной). Большая подборка статей и публикаций вводит в оборот целый ряд новых фактов из творческой биографии выдающегося русского режиссера, одного из наиболее ярких новаторов в истории мирового театра.

Авторы
Аннотации

2013 №4

Тема номера:
Тема номера может быть обозначена как «театральные связи» – это одно из центральных понятий для легко преодолевающего любые, в том числе временные и географические границы, находящегося в неизменном движении и поиске контактов театрального искусства. Насыщенное творческое взаимодействие русских и английских деятелей сцены начала XX в., судьба легендарного спектакля «Арлекин» Дж. Стрелера, претерпевшего за свою многолетнюю историю ряд сущностных изменений, напрямую связанных с течением театрального процесса, творческий метод И. Бергмана в преломлении творчества наследующих ему современных российских драматургов – вот тот круг имен, тенденций, художественных «перекличек», на материале которых авторы выпуска исследуют многообразную и открытую природу театра. Его довершают новые взгляды современных исследователей на творческое наследие Вс. Мейерхольда (в частности, на один из его сценических шедевров – «Лес» по пьесе А. Н.Островского и на драматургию А. С. Пушкина, за два столетия так и нашедшего себе адекватного сценического выражения).

Авторы
Аннотации

2013 №3

Тема номера:
Роль личности в истории театра и театральном процессе – такова центральная идея, объединяющая – на разном материале и в разнообразных авторских подходах – тексты данного номера. В рубрике «После юбилея» представлен блок публикаций, посвященных К. С. Станиславскому, 150-летие которого широко отмечалось в 2013 г. и неизбежно должно было лечь в основу глубоких размышлений не только о прошлом, но и о настоящем искусства театра. Судьба и творчество великого русского режиссера и актера, создателя «системы» рассмотрена в контексте процессов становления театра на рубеже XIX и XX веков и с позиций сегодняшнего дня. Существенное место в журнале занимают публикации, посвященные театру Петра Фоменко - его личности, его педагогике, его творческому методу, а также последнему сезону Театра на Таганке: журнал воссоздает хронологию событий, которые привели к разрыву Ю. П. Любимова с воспитанными им актерами. Большой блок материалов посвящен Московскому Международному фестивалю им. Чехова: его истории, его особенностям, его спектаклям, значительная часть которых создана крупнейшими режиссерскими именами в современном театре.

Авторы
Аннотации

2013 №2

Тема номера:
В центре этого номера «Вопросов театра» лежит подборка больших и развернутых исследовательских материалов, посвященных теоретическому наследию сразу нескольких видных фигур в истории мировой сцены, объединенных в рубрике «Европа и Россия». Немаловажным является, в данном случае, тот факт, что поиски и творческие концепции таких признанных имен, как Ф. Рибо, Л. Страссберг, А. Арто, анализирующиеся авторами журналами в их непосредственной связи как с предшествующими театральными практиками, так и с образами современного театра, открывают перед читателями во многом новые, прежде малоисследованные в нашей стране страницы истории сцены. К этому блоку примыкает рубрика «Мастер-класс», где на примере также ранее малоизученного материала раскрываются принципы формирования творческого метода Вс. Э. Мейерхольда в период его режиссерского становления. Значительное место в журнале занимает подборка, посвященная выдающемуся русскому певцу второй половины XIX в. Ф. Стравинскому и оперным театром его эпохи.

Авторы
Аннотации

2013 №1

Тема номера:
Тема номера может быть сформулирована как попытка определения, возможно, центрального вопроса современной науки о театре, равно как и театральной критики: что такое сегодня «театр как таковой», каковы его цели и задачи в свете вызовов, предъявляемых особенностями сегодняшнего социокультурного процесса? В рубрике «Новый театр, старая сцена» и практики и теоретики пытаются размышлять о будущем отечественного сценического искусства в свете предстоящих его реформ, а в рубрике «В спорах о репертуарном театре» представлена широкая палитра мнений российских и зарубежных специалистов о том, какие театра имеют право именоваться «репертуарными», как сегодняшнее бытование термина соотносится с его историческим пониманием, о том, как устроены европейские репертуарные театры (особенно подробно рассматривается вопрос того, что они заимствовали у российской модели, а в чем отклонились от нее). Существенное место в корпусе статей журнала занимают материалы, посвященные жизни театров российской провинции. Из множества проблем выделена проблема зрителя: разные варианты взаимоотношений театров и аудитории рассмотрена на примерах Норильска, Краснодара, Хабаровска, Челябинска. В рубрике «Дневник театра» представлены спектакли – лидеры театрального процесса: постановки Р. Туминаса, Ю. Бутусова, А. Бородина и др. Проблема современной драматургии, ее основных течений проанализирована на материале пьес Николая Коляды и Людмилы Петрушевской.

Авторы
Аннотации