РУССКИЙ    |    ENGLISH

Оглавление

Теория художественной культуры

Стракович Юлия Владимировна Современная цивилизация: демассификация художественного спроса

Аннотация 
В статье рассматривается проблема демассификации художественного спроса в цифровую эпоху. Основное внимание уделяется анализу процесса трансформаций массовой культуры в новой медиареальности и того влияния, которое он оказывает на взаимоотношения людей с искусством. Описываются концепции Длинного хвоста и глокальности культуры, а также наиболее значимые вызовы, которые ставит перед обществом новая парадигма культуры.

Ключевые слова: цифровая революция, демассификация, Длинный хвост, персонализация, нишевая культура, эговещание, глокальность культуры, информационная фильтрация.

Художественная культура: история и современность

Авраменко Олеся Владимировна Творческие пары. Гендерная проблематика в советском неофициальном искусстве

Аннотация 
Статья исследует различные проявления гендерной проблематики в советском неофициальном искусстве и художественной жизни на примере семейных соавторских союзов – творческих пар. Анализу подвергается материал, свидетельствующий о способах фиксации и репрезентации женского творчества в медиасфере, а также непосредственно сами работы.

Ключевые слова: репрезентация, искусство, гендер, неофициальное советское искусство, концептуализм.

Шерстобитова Екатерина Сергеевна Творческие принципы в орнаментальном искусстве книгописца и художника-знаменщика Федора Сергеева Басова (XVI–XVII века)

Аннотация 
Статья посвящена орнаментальному искусству выдающегося книгописца и художника-знаменщика XVI–XVII веков Федора Сергеева Басова. Автор рассматривает заставки старопечатного стиля в рукописных книгах, исполненные мастером, в сравнении с главным образцом его искусства – декоративным оформлением печатного Апостола Ивана Федорова и Петра Мстиславца 1564 года. Раскрываются основные приемы работы мастера: копирование заставок печатной книги (в целом композиционного решения и деталей), их переосмысление и создание авторских вариантов орнаментики. С этой целью используется элементно-структурный метод.

Ключевые слова: книжно-рукописное искусство, старопечатный стиль, искусство художника-знаменщика, Федор Басов.

Социальная философия и социология художественной культуры

Фролова Надежда Леоновна Российский репертуарный драматический театр и его трансформации в период с 2007 по 2014 год

Аннотация 
На фоне общей статистической картины российского театрального процесса в статье рассматриваются изменения, происходящие с конкретными репертуарными театрами, разделенными автором на четыре типа: репертуарные театры консервативного типа; репертуарные театры современного типа; репертуарные театры без труппы; репертуарные театры – мультикультурные центры. Комплексный подход, применяемый в исследовании, позволяет зафиксировать и объяснить художественные и социокультурные процессы, происходящие с моделью репертуарного театра сегодня.

Ключевые слова: мультикультурный центр, репертуар, репертуарный театр, традиция, эксперимент.

Языки художественной культуры

Цареградская Татьяна Владимировна К проблеме «телесности» в современной музыкальной культуре: о концепции музыкального жеста

Аннотация 
Одной из ключевых тенденций развития философии в ХХ веке стала ее ориентация на телесность, понимаемую как источник смыслополагания (М. Мерло-Понти, Р. Барт). Эта идея породила отклик во всех искусствах, включая музыкальное. Отражение телесного в музыке происходит через «музыкальный жест» – концепцию, получившую огромный резонанс в мировом музыкознании (И. Стоянова, Д. Лидов, Р. Хаттен и др.). Изучение музыкального жеста ведется сегодня в самых разных направлениях: жест как феномен композиции, исполнительства, авангардной позы. В статье представлен обзор подходов к музыкальному жесту, сложившемуся в современной зарубежной науке.

Ключевые слова:телесность, музыкальный жест, концепции музыкального жеста И. Стояновой, Р. Хаттена, музыкальная композиция.

Васенина Екатерина Викторовна Театр участия: о роли «блуждающего тела» зрителей и хореографии спектаклей-«бродилок»

Аннотация 
В статье фиксируется ряд изменений, происходящих в современном театре: изменение функций зрителя и автора, значение движения и хореографии в спектаклях вне традиционного зрительного зала. Также выдвигается тезис о том, что современная театральная мода на «иммерсивные» спектакли, требующие физического участия зрителя, берет свое начало не только в американских и европейских перформансах 1950–1970-х годов, но и в идеях Платона Керженцева начала 1920-х годов о «новых хороводах», что говорит о глубоко архаичных корнях новых витков театральной модернизации. Предпринята попытка типологии спектаклей-«бродилок».

Ключевые слова: перформативный поворот, Эрика Фишер-Лихте, Платон Керженцев, Ханс-Тис Леман, театр участия, иммерсивный театр.

Прикладная культурология

Андреева Евгения Доновна «Фольклорное движение» как культурный феномен второй половины ХХ века

Аннотация 
Статья посвящена «фольклорному движению», представляющему собой некоторые разновидности фольклоризма (получившие распространение в городах и республиках бывшего CCCP с середины 1960-х годов) и ставшему одним из интересных феноменов отечественной культуры второй половины ХХ века. Под фольклоризмом при этом понимается любое использование аутентичного фольклора вне естественной для него среды, в том числе на сцене.

Ключевые слова: фольклор в городе, аутентичный фольклор, народная традиция, фольклорные ансамбли, фольклоризм, «фольклорное движение», сценический имидж, Российский фольклорный союз.