РУССКИЙ    |    ENGLISH
Дмитриевский Виталий Николаевич

Доктор искусствоведения, с 1991 г. Главный научный сотрудник (с 2003 г.). Работает в Институте с 1978 г. в Секторе научного управления и прогнозирования управления художественной культуры, в Отделе теоретической социологии искусства, в настоящее время — в секторе социологии искусства

Сфера научных интересов — социология культуры, социология искусства, социальное функционирование театра, история отечественного театра и тенденции его социокультурного и художественного развития

Также:

Награды:

В прошлом:

Образование:

Oсновные публикации

Монографии:

Великий артист. Документальная повесть и жизни и творчестве Ф. И. Шаляпина. Л.: Музыка, 1973. 215 с.

Театральная критика и театральный зритель. Л.: Знание, 1973. 86 с.

Театр юных поколений. Творческий путь Ленинградского государственного ТЮЗа. Л.: Искусство, 1973. 213 с.

Шаляпин и Горький. История взаимоотношений в контексте общественно-художественного процесса конца XIX — первой трети ХХ века. Л.: Музыка, 1981. 239 с.

Театр уж полон… Зритель и сцена глазами социолога и театрального критика. Л.: Искусство, 1982. 193 с.

Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики. М.: ГИИ, 2000. 351 с.

Основы социологии театра. История, теория, практика. М.: ГИТИС, 2004. 115 с.

Театр и зрители. Отечественный театра в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века. Часть 1. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. 327 с.

Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики. Советский театр 1917–1991. Часть 2. ГИИ, Канон+ РООИ «Реабилитация» М., 2013. 696 с.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Жан Вилар и его театр // Театр и жизнь. Л.: Искусство, 1958. С. 89–101.

Личный архив А. А. Гвоздева // Театр и драматургия. Л.: ЛГИТМиК, 1959. С. 373–407.

Восприятие ребенком пьесы и спектакля // Театр и школа. М.: ВТО, 1961. С. 45–56.

О конкретно-социологическом изучении театрального зрителя // Театр и драматургия. Л.: ЛГИТМиК, 1967. С. 146–170.

Зритель в таблицах // Театр. М., 1968, № 10. С. 77–85.

Некоторые итоги обследования театральных зрителей // Театр и драматургия. Л.: ЛГИТМиК, 1971. С. 333–352.

Факторы формирования театральной аудитории и пути образования типов театров // Совершенствование социальных механизмов функционирования советской художественной культуры., М.: ВНИИИ МК СССР, 1986. С. 98–118.

Театр. Телевидение. Публика // Театр и город. М.: ВНИИИ МК СССР, 1986. С. 52–68.

Драматургия для детей в зеркале сцены // Современная драматургия. М., 1988, № 3. С.39–54.

Социальный заказ и театральный подряд // Современная драматургия. М., 1989, № 3. С.68–78.

Критика, театр, публика: в поисках целостности // Театр между прошлым и будущим. М.: ГИТИС, 1990. С. 18–29.

Театр, производство, публика: динамика отношений // Социальные условия творческой деятельности в театре. М.: СТД РСФСР, 1990. С. 34–49.

Репертуар и перестройка // Современная драматургия. М., 1991, № 3. С.46–57.

Регламенты театрального репертуара // Культурологические записки, вып. 1. М.: ГИИ, 1993. С. 230–260.

Отцы и дети погодинских «Аристократов» // Культурологические записки, вып.2. М.: ГИИ, 1996. С. 84–121.

Итоги московского театрального сезона 1994—1995 гг. // Ориентиры культурной политики. М., 1996, № 1. С. 4–18.

Зеркало для героя // Современная драматургия. М., 1996, № 3. С. 49–67.

Культурная политика между прошлым и будущим // Искусство и социальная психология. М.: Русский мир, 1996. С. 87–102.

Театр и город в контексте культурной политики // Город и искусство. М.: Наука,1996. С. 188–196.

Ф. И. Шаляпин — новый тип певца-актера // Русская музыка и ХХ век. М.: ГИИ, 1997. С. 655–676.

Шанс и выбор: интеллигенция сегодня // Культурологические записки, вып.4. М.: ГИИ, 1998. С. 122–136.

Театральный репертуар 1970-х годов // Культурологические записки, вып.5. М.: ГИИ, 1999. С. 128–158.

Художественная интеллигенция и власть // Русская интеллигенция. История и судьба. М.: Наука, 1999. С. 298–325.

Оправдание добра. Репертуарные тенденции драматического театра середины 1990-х годов ТВ контексте социокультурной ситуации // Культурологические записки, вып.5. М.: ГИИ, 2000. С. 254–269.

Театр как социальный феномен // Двадцатый век и пути европейской культуры. М.: ГИИ, 2000. С. 45–59.

Театр глазами социологов 1970-х годов // Культурологические записки, вып.6. М.: ГИИ, 2002, С. 43–59.

Гей, славяне! Национальная идея: вчера и завтра // Культурологические записки, вып.7. М.: ГИИ, 2002, С. 80–125.

Мифы и маски Федора Шаляпина // Люди и судьбы. ХХ век. М.: ОГИ, 2002. С. 11–35.

Плоды просвещения переходного периода // Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. СПб.: Алетейя, 2002. С. 101–120.

Парадоксы народных театров // Культурологические записки, М.: ГИИ, 2003. С. 149–183.

Художник и его герой как носитель картины мира. Н. П. Акимов // Люди и судьбы. ХХ век. М.: УРСС, 2004. С. 55–97.

Роль театра в современном процессе глобализации культуры // Культурологические записки, вып. 9. М.: ГИИ, 2004. С. 192–204.

Роль театра в формировании субкультурных образований в обществе // Системные исследования культуры. 200505. СПб.: Алетейя, 2006. С. 295–318.

Детский театр: время испытаний // Дети и культура. М.: УРСС, 2007. С. 98–113.

Из находок архивиста // Развлечение и искусство. СПб.: Алетейя 2008. С. 611–623.

Театр и суд в пространстве тоталитарной системы // Системные исследования культуры. 2008. СПб.: Алетейя, 2009. С. 404–436.

Что в имени тебе моем? Социальная память и театр // Культурологические записки, вып. 11. М.: ГИИ, 2009. С. 146–183.

Судьба жанра. Александр Вернтинский и Клавдия Шульженко // Люди и судьбы ХХ век. М.: УРСС, 2009. С. 76–103.

В поисках шедевра // Культурологические записки, вып. 12. М.: ГИИ, 2010. С. 280–311.

Театр как зеркало нового времени //Культура России. 2000-е годы. СПб.: Алетейя, 2012. С. 341–363.

Художник и власть на сломе эпох // Телескоп. СПб, 2001, № 6. С. 21–30.

На подступах к столетию // ТЮЗ — Без пяти минут сто. СПб.: Балтийские сезоны, 2012. С. 6–29.

Художник и власть в искусстве эпохи надлома // От искусства оттепели к распаду империи. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2013. С. 239–271.

Материалы конференций:

Некоторые вопросы методики изучения интересов и реакций театрального зрителя // Симпозиум «Проблемы художественного восприятия». Л., 1968. С. 58–61.

Некоторые вопросы изучения роли театра в духовной жизни общества // Точные методы и исследованиях культуры и искусства. Материалы к симпозиуму. Научный совет по кибернетике АН СССР. Всероссийское театральное общество. НИИ культуры МК РСФСР. М., 1971. С. 380–393.

Опыт качественно-количественного анализа преобладающих тенденций репертуара драматических театров СССР // Театр и зритель. По материалам симпозиума Актуальные проблемы организации, экономики и социологии театра. МК СССР, ИИИ. ВТО. М.: 1973. С. 91–117.

Театр и школьники // Взаимосвязи теории и практики эстетического воспитания школьников. Материалы конференции АПН СССР. М., 1977. С. 34–39.

Репертуар, зритель, лицо театра // Материалы симпозиума «Актуальные вопросы экономики, организации и социологии театра. Всероссийское театральное общество. Украинское театральное общество. Министерство культуры УССР. Киев, 1978. С. 30–35.

Некоторые особенности современного театрального процесса и особенности его прогнозирования // Научно-практическая конференция «Проблемы перспективного планирования и управления в сфере художественной культуры» Материалы. М., 1979. С. 12–15.

Театр, производство, публика: динамика отношений // Социальные условия творческой деятельности в театре (сб. статей на основе материалов заседания Совета по социологии театра 27—28 октября 1988 г. М., 1989. СТД РСФСР, ВНИИИ МК СССР. С. 140–161.

Куда мчится «Трамвай желание»? // Бизнес или служение? Тенденции и проблемы современного художественного процесса России на рубеже ХХ-ХХI веков. Материалы научной конференции в Институте философии РАН 21 сентября 2005 г. М., 2005. С. 23–37.

Стратегия выживания и тактика успеха (художник в театре эпохи надлома империи: 1950–1980 // Материалы Международной конференции «Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты». ГИИ, 17–19 мая 2010 г.) М.: ГИИ, 2010. С. 225–255.

Репертуар и публика Московского Художественного театра в начале ХХI Века. Материалы круглого стола от 27 февраля 2008 г. //Московский Художественный театр после столетия. М.: ГИИ, 2011. С. 190–195.

Коллективные труды:

Разделы в главах «На путях и перепутьях истории», «Время глазами искусства», «Встреча художника и потребителя на ярмарке художественной культуры» // Социология искусства в пространстве социального времени: итоги и перспективы (опыт полемического исследования) М.: ВНИИИ МК СССР, 1989.

Разделы в главах: Искусство в художественной культуре: аспекты и подходы научного рассмотрения; Искусство и публика: от спроса до предложения; Искусство и личность; Социальный тип времени в жизни и в искусстве; Культура, искусство, личность: диалог продолжается // Искусство в художественной жизни социалистического общества. М.: Наука, 1990.

Театр и молодежь. (Опыт социологического исследования). М.: СТД РСФСР, ВНИИИ МК РСФСР, 1979.

Зритель в театре. Социологические исследования театральной жизни. М.: СТД РСФСР, ВНИИИ МК РСФСР, 1982.

Актер и режиссер: жизнь в театре. Социальные проблемы творческой деятельности. М.: ВНИИИ МК СССР, 1991.

Культуррная политика и художественная жизнь. М.: Русский мир, 1996.

Театр и публика. Опыт социологического исследования 1960-70-х гг. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2013.