Фельдман
Олег Максимович

Сектор изучения и публикации театрального наследия Вс. Мейерхольда
Заведующий сектором
Фельдман Олег Максимович

Кандидат искусствоведения, с 1970 г. Заведующий сектором изучения и издания театрального наследия В. Э. Мейерхольда, с 1995 г. Работает в институте с 1967 г., до 1995 г. в Секторе (Отделе) театра народов СССР.

Сфера научных интересов — история русского театра.

Член редколлегии федерального проекта «История русского искусства» в 22 томах, с 1996 г.

Награды:

Лауреат Государственной премии РФ (2000 г.) и Международной премии К. С. Станиславского (2007 г.).

В прошлом:

Преподаватель режиссуры и истории искусств в Рязанском культурно-просветительном училище (г. Шацк), 1960–1962.

Образование:

  • Театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС), 1955–1960, специальность: история и теория театра
  • Аспирантура Института истории искусств, 1963–1966
  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Судьба драматургии Пушкина», 1970

Основные публикации

Монография:

Судьба драматургии Пушкина. М., 1975. 311 с.

Участие в коллективных трудах Института:

История русского драматического театра. Т. 1. М., 1977. Подготовил переиздание книг В. Н. Всеволодского-Генгросса («Русский театр от истоков до середины XVIII века», М., 1957, и «Русский театр второй половины XVIII века», М., 1961), составивших этот том.

Раздел о драматургии А. С. Пушкина // История русского драматического театра. Т.2. М., 1977. С. 300–308.

Провинциальный театр // История русского драматического театра. 1862–1881. Т.5. М., 1980. С. 259–388.

Провинциальный театр // История русского драматического театра. 1882–1897. Т.6. М., 1982. С. 291–415.

Театральная жизнь. 1898–1917 (материал прессы частично предоставлен Е. Я. Дубновой и Т. Н. Павловой) // История русского драматического театра. Т. 7. М., 1987. С. 254–412.

Театр // Русская художественная культура второй половины ХIХ века. М., 1987. С.157–229.

В. Э. Мейерхольд. Наследие. Т. 1. Составление, общая редакция, введение и сопроводительные статьи. М., 1998. 744 с.

В. А. Теляковский. Дневники директора императорских театров. 1898–1901. Т. 1. Предисловие («О Теляковском и его дневниках»), участие в комментировании. М., 1998. С. 7–16.

Н. М. Тарабукин о В. Э. Мейерхольде. Подготовлено совместно с В. А. Щербаковым. Составление, комментарии. М., 1998. 110 с.

Мейерхольдовский сборник. Вып. 2. Мейерхольд и другие. Составление, общая редакция, публикации. М., 2000. 768 с.

В. Э. Мейерхольд. Лекции. 1918–1919. Составление, вступительная статья, комментарии. М., 2000. 280 с. (Второе издание: М., 2001).

Театр // Очерки истории русской культуры XIX века. Т.6. М. 2002. С. 373–479.

Т. С. Есенина о В. Э. Мейерхольде и З. Н. Райх. Письма К. Л. Рудницкому. Составление, введение, комментарии. М., 2003. 240 с.

В. Э. Мейерхольд. Наследие. Т. 2. Составление, общая редакция, введение и сопроводительные статьи. М., 2006. 664 с.

Вс. Мейерхольд и Мих. Гнесин. Собрание документов. Общая редакция, участие в текстологической подготовке и комментировании. М., 2008. 288 с.

В. Э. Мейерхольд. Наследие. Т. 3. Составление, общая редакция, введение и сопроводительные статьи. М., 2010. 784 с.

Драматический театр // История русского искусства в 22-х томах. Т. 14. Искусство первой трети XIX века. М., 2011. С. 656–733. (Предварительно напечатано под названием «Волшебный край! Там в стары годы…». Русский драматический театр. Первая треть XIX века // Вопросы театра. М., 2009, № 3–4. С. 214–257; 2010, № 1–2. С.188–251).

Собрания театральных документов:

П. А. Марков. О театре. В 4-х т. М., 1974–1977; В Художественном театре. Книга завлита. М., 1976; Книга воспоминаний. М., 1983. Составление, подготовка текстов.

М. С. Щепкин. Жизнь и творчество. В 2-х т. (Т. 1: «Записки актера Щепкина». Переписка. Рассказы Щепкина в обработке современников — 386 с.; Т. 2: Современники о М. С. Щепкине — 480 с.). Общая редакция, вступительная статья, участие в составлении и комментировании. М., 1984.

«Горе от ума» на русской и советской сцене. Свидетельства современников. Общая редакция, составление, вступительная статья, участие в комментировании М., 1987. 408 с.

Александр Бенуа режиссирует «Каменного гостя». 1915. Предисловие, участие в текстологической подготовке режиссерского экземпляра // Памятники культуры. Новые открытия. 1985. М., 1987. С. 108–147.

«Записки актера Щепкина». Составление, вступительная статья, участие в комментировании. М., 1988, 384 с.

Статьи и публикации в научных сборниках, альманахах, журналах:

Павлодарский эксперимент // Вопросы театра. 1970. С. 75–85.

Таджикский театр им. Лахути. Возможности и перспективы // Театральная правда. К 80-летию П. А. Маркова. Тбилиси, 1981. С. 271–282.

«Таганка играет Пушкина» // Театральная жизнь. 1988. № 22. С. 2–3.

«Борис Годунов» на Таганке. Из стенограммы обсуждения спектакля в Московском театре драмы и комедии 25 декабря 1982 года // Вопросы театра. М., 1990. С. 320–323.

«Отражение нашей судьбы». К теме: Эрдман и Мейерхольд // Театр. 1990. № 1. С. 117–121.

Вс. Мейерхольд на режиссерской конференции 1939 года // Мир искусств. М., 1991. С. 413–437.

На подступах. О принципах нового многотомного издания творческого наследия В. Э. Мейерхольда // Мейерхольдовский сборник. Т.1. М., 1993. С.229–236.

И.Аксенов о форме и смысле «Великодушного рогоносца» // Театр. 1994. № 1. С. 172–174.

Статьи о спектаклях «Одинокие» (1899), «Горе от ума» (1906, 1914, 1938), «Синяя птица» (1908), «Пушкинский спектакль» (1915), «Братья Карамазовы» (1960) // Московский Художественный театр. Сто лет. М., 1998. С. 20–22, 44–47, 53–55, 86–87, 188–190.

Главному редактору «Нового литературного обозрения» И. Д. Прохоровой (Опровержение статьи В.Гудковой «Инвентаризация опытов») // НЛО, № 48 (2001). С. 443–444.

«О свойствах страсти…» Н. К. Симонов — Сальери // Маленькие трагедии. СПб., 2003. С. 43–44.

«Три сестры» А. П. Чехова. Московский Художественный театр (1901); «Три сестры» А. П. Чехова. МХАТ СССР им. М.Горького (1940) // Спектакли двадцатого века. М., 2004. С. 15–19 и 165–169.

Студия Вс. Э.Мейерхольда. 1917. Документы // Театр. М., 2004. № 2. С. 86–96.

В. Г. Сахновский. Письма из ссылки. Вступительная статья, участие в комментировании // Мнемозина. Вып. 4. М., 2009. С. 371–374, 416–436.

Семинар П. А. Маркова. Записи 1955–1960 годов // Вопросы театра. М., 2011, № 1–2. С. 255–339.

«Самое поразительное и обаятельное время Мейерхольда» // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. М., 2012. № 3. С. 126–136.

Мейерхольд ставит «Самоубийцу» // Вопросы театра. М., 2013. № 3–4. С.???

Материалы конференций:

О наших подходах к изданию «Наследия» В. Э. Мейерхольда // Мейерхольд, режиссура в перспективе века. Материалы симпозиума критиков и историков театра. Париж, 6—12 ноября 2000 г. М., 2001. С. 70–87. То же (под названием «Сентиментальнейший сын своего отечества») // Театр. 2001. № 1. С. 9–13.