РУССКИЙ    |    ENGLISH
Стерлигова Ирина Анатольевна

Кандидат искусствоведения, с 1997 г.

Старший научный сотрудник Сектора истории древнерусского искусства, с 1999 г. Работает в институте с 1975 г.

Сфера научных интересов — византийское и древнерусское декоративно-прикладное искусство. Один из исполнителей федерального проекта «История русского искусства» в 22 томах, с 2001 г. Член Ученого совета Музеев Московского Кремля

Также:

Ведущий научный сотрудник Музеев Московского Кремля, где работает с 1995 г.

Награды:

В прошлом:

Образование, квалификация, стажировки:

Oсновные публикации

Монографии:

Драгоценные оклады древнерусских икон XI–XIV веков. М., 2000.

Основные статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Гемма из панагии патриарха Иова // Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М., 1975.

Рельеф «Коронование Константина» в ГМИИ и византийская резная кость «группы императора Романа» // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978.

Памятник византийской резной кости из Государственного исторического музея // Музей: Художественные собрания СССР. М., 1983. Вып. 4.

Малый сион из Софийского собора в Новгороде // Древнерусское искусство: Художественная культура X — первой половины XIII века. М., 1988.

Драгоценный убор русских икон XI–XIII веков //Ex oriente lux. Mellanges offerts en hommage au professeur Jean Blankoff. Bruxelles, 1991. Vol. 1.

Византийские литургические сосуды в Киевской Руси // XVIII Международный конгресс византинистов. Резюме сообщений. М., 1991. Т. Ш.

«Потир Юрия долгорукого» из Оружейной палаты Московского Кремля // Материалы и исслед. / Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль»; 9. М., 1993.

Иерусалимы как литургические сосуды в Древней Руси // Иерусалим в русской культуре. М., 1944.

О литургическом смысле драгоценного убора русской иконы // Восточнохристианский храм: литургия и искусство. СПб., 1994.

Новгородские кратиры и иконы «Богоматерь Знамение» : Некоторые проблемы иконографии // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995.

О значении драгоценного убора в почитании святых икон // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.

Русская церковная утварь XIII в. по данным Летописца Владимира Васильковича Волынского // Древнерусское искусство: Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997.

Византийский мощевик Димитрия Солунского из Московского Кремля и его судьба в Древней Руси // Дмитриевский собор во Владимире: К 800-летию создания. М. 1997.

Древнерусские украшенные иконы XII–XIII веков. Опыт реконструкции // Византийский временник. 57(83). М.,1999.

Ковчег Дионисия Суздальского // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 2000.

Культ ризы Богоматери в произведениях древнерусского искусства XII–XIV веков // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира: Тезисы докладов и материалы международного симпозиума. М., 2000.

О времени создания драгоценной иконы апостолов Петра и Павла из новгородского Софийского собора // Древнерусское искусство: Искусство Руси и стран византийского мира XII века. СПб., 2000.

Драгоценное убранство алтарей древнерусских храмов XI–XIII веков по данным письменных источников // Иконостас: Происхождение. Развитие. Символика. М., 2000.

Боголюбская икона Богоматери в XII—XIII вв. // Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002. С. 187–204.

Икона как храм. Убранство моленного образа в Древней Руси // Иеротопия. Исследование сакральных пространств: Материалы международного симпозиума. М., 2004. С. 149–150.

Icon with the Virgin Hodegetria // Byzantium: Faith and Power (1261–1557) / Ed. by Helen C. Evans. New York, 2004. P. 253–254 (совместно с Э. Райдером и Л. А. Щенниковой).

О лицевых окладах древнерусских напрестольных Евангелий XII — первой половины XIV века // Древнерусское искусство. Рукописная книга 4. СПб., 2004.

Из материалов собрания Вяч. Иванова в Риме: художественные произведения А. Я. Белобородова // Archivio russo-italiano IV / a cura di D. Rizzi e A. Shishkin. Salerno, 2005. P. 385–394.

Древнейшая русская лицевая подвесная пелена к иконе // Древнерусское искусство. Византийский мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 553–564.

Малоизвестные произведения средневизантийской глиптики в Музеях Московского Кремля // Византийская идея: Византия в эпоху Комнинов и Палеологов. СПб.; Государственный Эрмитаж, 2006. С.180–186.

Драгоценный убор трех кремлевских богородичных икон // Православные святыни Московского Кремля в русской истории и культуре. М.; «Индрик», 2006. 0,7 а/л.

О происхождении резного оклада Евангелия, хранящегося в ГРМ // Византия в контексте мировой культуры: Научная конференция, посвященная столетию со дня рождения А. В. Банк. Тезисы докладов. СПб., Государственный Эрмитаж, 2006. С. 40.

Икона как храм: пространство моленного образа в Византии и Древней Руси // Иеротопия: Создание священных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост А. М. Лидов. М., 2006. С. 612–637.

Одежды святой иконы в Древней Руси (по описям Благовещенского собора и другим письменным источникам) // Царский храм: Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры (Материалы и исслед. / Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. ист.-культур. Музей-заповедник „Моск. Кремль“»; 19). М., 2008. С. 241–256.

К истории иконы «Богоматерь Одигитрия Иоасафовская» // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века: Сб. статей памяти В. М. Сорокатого (Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства. Том III). М., 2008. С. 161–172.

О предназначении тканей со священными изображениями, найденных в погребении Арсения Елласонского // Арсений Елассонский — архиепископ Суздальский: Сборник научных трудов. Владимир, 2008. С. 52–70.

Псковское серебряное блюдо XV в. для «Богородичного хлебца» // Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова. М., 2008. С. 383–390.

Precious Eastern Christian Encolpia from the 11th to the 15th centies (as presented in Russian collections) // Proceedings of the 22nd International Byzantine Congress of Byzantine Studies. Sofia, 22–27 August 2011. Volume II. Abstracts of Round Table Communications. Sofia, 2011. P. 180–181.

Золотые оклады Владимирской иконы Владимирской Богоматери: оклад с Деисусом // Московский Кремль XV столетия: Древние святыни и исторические памятники. М., «Арт-Волхонка», 2011. С. 314–339. (совместно с Л. А. Щенниковой)

Золотой потир из Благовещенского собора как памятник искусства и эпиграфики // Московский Кремль XV столетия: Древние святыни и исторические памятники. М., «Арт-Волхонка», 2011. С. 428–439. (совместно с А. А. Туриловым)

Древний грузинский крест из ризницы Троице-Сергиевой лавры // «Русское искусство», М., 2013.

Византийские святыни и драгоценности московских государей // «Наше наследие», № 93–94, 2010. С. 2–23.

Татьяна Глебова и костромская коллекция ее произведений // «Наше наследие» № 97. 2011. С. 157–164.

В. В. Стерлигов в воспоминаниях Е. В. Сперанского // «Наше наследие» 102/2012. С. 142–146, а также подготовка к печати текстов воспоминаний Е. В. Сперанского и писем к нему В. В. Стерлигова: с. 147–163 и «Наше наследие» 103/2012, с. 168–185.

Материалы конференций (последних лет):

О предназначении шитой пелены «Богоматерь Воплощение» конца XV в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника // V международная конференция «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России». Тезисы докладов. Сергиев Посад, 2006. С. 59.

Восточно-христианские ковчеги-мощевики: пространство молитвенного паломничества к святыням // Материалы международного симпозиума «Новые иерусалимы: перенесение сакральных пространств в христианской культуре / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006. С. 72–73.

Precious Eastern Christian Encolpia from the 11th to 15th century (as represented in Russian collections) // Rome, Constantinople and Newly-Converted Europe: Archaeological and Historical Evidence. Cracow, Poland, 21–25 September 2010. Boor of Abstracts. Krarow, 2010. P.103–104.

Jerusalem in Liturgical Vessels and Reliquaries in Medieval Russia // Visual Constructs of Jerusalem — International Conference. Boor of Abstracts. Jerusalem, 2010.

Византийские древности в Музеях Московского Кремля: Итоги работы над каталогом //Тезисы докладов XIX Всероссийской научной сессии византинистов. Москва, 27—29 января 2011 г. М., 2011. С. 206–211.

О древнейшем наперсной кресте из ризницы Троице-Сергиевой лавры // VIII Международная научная конференция «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России». 3—5 октября 2012 г. Тезисы докладов. Сергиев Посад, 2012. С. 54–55.

Византийское наследие в русской глиптике XVI века // Международный научный симпозиум «Византийский мир: региональные традиции в художественной жизни и проблемы их изучения» Тезисы докладов международного научного симпозиума 8-9- октября 2012 года. М., 2012. С. 61–64.

О святынях, похищенных в 1812 году из Успенского собора Московского Кремля // Московский Кремль в 1812 году: К 200-летнему юбилею победы России в Отечественной войне 1812 года. Тезисы докладов юбилейной международной научной конференции. М., 2012.

Каталоги выставок и собраний, музейные издания:

Каталожные описания произведений византийского прикладного искусства из собрания ГИМ // Искусства Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. М., 1977. Т. 2.

Византийские древности. Произведения искусства IV–XV веков в собрании Музеев Московского Кремля. Каталог. М., 2013. Ред.-сост, автор вступ. статьи, статей к разделам каталога и каталожных описаний.

Стерлигова И. А. Небесная красота и земная слава: Сапфир в культуре средневековой Руси. М., 2012. (научно-популярное издание)

Коллективные труды:

Центры художественной культуры средневековой Руси: Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI–XV века / Отв. ред. И. А. Стерлигова. М., 1995 (Введение; Источники для изучения декоративно-прикладного искусства Великого Новгорода; История собирания и изучения декоративно-прикладного искусства Великого Новгорода; Серебряное и золотое дело в Новгороде в XI—XII вв.; Каталог памятников новгородского серебра XI—XV вв.)

Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XVI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Стерлигова. М., 2008. (Составление, научная редактура и написание ряда текстов).