31.01.2022

День Института в ГИИ

31 декабря по давней традиции в ГИИ прошёл день Института. В этом году аудитория была немногочисленной – большая часть сотрудников присоединялась к событию он-лайн. Торжественное собрание открыла Наталия Сиповская, директор ГИИ. Поздравив коллег с успешным завершением минувшего года, Наталия Владимировна отдельно отметила слаженность подготовки плановой и отчетной документации о выполненных научно-исследовательских работах, своевременная сдача которых ныне является важнейшим показателем эффективности научной деятельности. Более чем оптимистично выглядели результаты года по количеству статей, опубликованных в изданиях, учитываемых в российских и международных базах данных (в РИНЦ всего 213, WOS – 30, Scopus – 9, ВАК – 154), числу опубликованных докладов и тезисов (за рубежом 12, в России 91) и участию с докладами в конференциях. Всего сотрудниками ГИИ в 2021 году было сделано 409 докладов в России и 26 докладов за рубежом в 14 странах, включая Азербайджан, Беларусь, Болгарию, Германию, Италию, Казахстан, Китай, Латвию, Польшу, Сербию, Украину, Финляндию, Франция, Чехию.

Как всегда, не смотря на сложность эпидемиологической обстановки, был насыщен график научных событий, организованных ГИИ.  Некоторые из них, выпавшие на месяцы относительного спокойствия, удалось провести очно. Прежде всего это Международный конгресс, приуроченный к 800-летию Александра Невского, в котором приняли участие коллеги из Италии, Греции и других стран; а также научный семинар «Народные музыкально-инструментальные традиции: константы и инновации» (его программу украсил концерт этнографического ансамбля «Кижи»). В очно-заочном формате прошла Первая международная научная сессия, посвященная еврейскому искусству. Запланированное в рамках выставочно-образовательного проекта «Неделя еврейского искусства в ГИИ» как камерная дискуссионная встреча, это событие привлекло чуть ли не 50 участников из разных стан, дав начало Международному конгрессу «Проблемы изучения еврейского искусства», который с 2022 года пополнит программу ежегодных продолжающихся научных форумов ГИИ.

В дистанционном формате прошли традиционные международные конференции «Искусствознание: наука, опыт, просвещение», аспирантская конференция – совместный проект ГИИ и венецианского университета Ка Фоскари (тема этого года: «Behind the Image. Beyond the Image»), а также масштабный международный форум «Достоевский в диалоге культур: взгляд из XXI века», приуроченный к юбилею писателя и организованный на базе Университета Южного Ланкастера. Всего за 2021 год ГИИ выступил организатором и со-организатором около 30 представительных научных событий разнообразной тематики: от проблем подготовки академических нотных изданий и исследования культурной деятельности в сферах экономики и права до художественных и социальных аспектов Public art и поэтического театра в России ХХ–ХХI вв. Последняя из конференций была проведена на базе Центра Андрея Вознесенского, расширившего в этом году перечень организаций – постоянных партнеров ГИИ.

Сотрудничество с российскими и зарубежными институциями (исследовательскими центрами, университетами, музеями, театрами и т.д.), являющееся одним их главных направлений деятельности ГИИ , в минувшем году вступило в новой фазу. В декабре ГИИ совместно с ГИТИС, Театральным институтом имени Бориса Щукина, ВТУ (Институтом) имени Щепкина образовали консорциум в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Параметры итогового доклада позволили лишь пунктирно обозначить результаты работы Института за минувший год, официальный отчет о которой занял 188 страниц с 10 многостраничными приложениями, перечисляющими гранты, полученные Институтом и его сотрудниками, их участие в художественной жизни, публикации и выступления в СМИ, подготовленные экспертные заключения и многое другое. Важным показателем востребованности трудов ГИИ явился перечень рецензий, опубликованных на издания Института. В 2021 году их появилось более сорока. В то же время Наталия Сиповская отметила некоторый спад активности по подготовке к публикации монографий, связанный в основном с сокращением возможности экспедиционной работы, архивных и других исследований, притормаживаемых локдауном. Количество изданий в 2021 году осталось прежним (около 50), но новых книг в этом списке было едва ли больше половины.

2021 был тяжелым и по числу утрат, ознаменовавших этот нелегкий год. Из жизни ушли замечательные исследователи, являвшиеся лидерами научного коллектива института: Елизавета Яковлевна Суриц, Олег Максимович Фельдман, Сергей Семенович Попадюк, Алексей Михайлович Тарунов и др. Их светлой памяти была посвящена минута молчания.

В заключении директор представила новых сотрудников, пополнивших в минувшем году коллектив ГИИ, а также перечислила награды, полученные сотрудниками института: благодарности и памятные знаки творческих и научных организаций, почетные звания и премии. Их перечень занял более пяти страниц, в начале которых были Благодарности Президента Российской Федерации (ею были удостоены Н.В. Сиповская и Е.Д. Кривицкая) и Благодарность Министра культуры РФ (Н.И. Енукидзе).

Главной же наградой, которой был удостоен весь коллектив, развивающий традиции уникальных научных исследовательских школ, формовавшихся более 75-лет, стал Указ Президента Российской Федерации от 17 января 2022 года № 14 «Об отнесении федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения "Государственный институт искусствознания" к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации». Объявление этого знаменательного события было встречено продолжительными аплодисментами аудитории.

Следом были объявлены победители конкурса научных публикаций, проводимого уже больше 30 лет. Завершил вечер традиционный «капустник». Названный создателями «Будем ж…ть!!!!» в этом году он был посвящен самой актуальной проблеме – надежде на завершение ограничений эпидемиологических локдаунов.

Снимок экрана 2022-02-04 в 11.49.17.png

Снимок экрана 2022-02-04 в 15.29.09.png

IMG_1288.jpg