22.12.2020

В ГИИ прошел семинар, посвященный памяти выдающегося ученого музыковеда Лео Абрамовича Мазеля (1907‒2000)

16 декабря в Государственном институте искусствознания состоялся последний в уходящем 2020 году 12 (43) семинар «Мысль о музыке в авраамических традициях», посвященный памяти выдающегося ученого музыковеда ‒ Лео Абрамовича Мазеля (1907‒2000). Гостями семинара были Виктория Мочалова — кандидат филологических наук, зав. центром славяно-иудаики Института славяноведения с 1974 года и Григорий Консон ― доктор искусствоведения и культурологии, профессор Департамента медиа НИУ «Высшая школа экономики», гл. н. с. Института кино и телевидения (ГИТРа).

«Л.А. Мазель — ученый, учитель и человек» ‒ так была сформулирована основная идея встречи, объединившей ученых их разных областей знания — теоретиков музыки, философов, филологов — всех, для кого актуально наследие этой многогранной личности.

В воспоминаниях и исследованиях В. Мочаловой Лео Абрамович предстает как потомок известного рода, восходящего к знаменитому раввину Великого Княжества Литовского (иешива в Гродно (1572—1588); иешива в Кременце до 1592), лидеру польского и литовского еврейства, Мордехаю Яффе. «”Ген гениальности”, передающийся из поколения в поколение» — так охарактеризовала Виктория Мочалова генеалогическое древо Мазеля, насчитывавшего к моменту ухода из жизни ученого в 2000 году четырнадцать поколений. Будучи человеком вне национальных и религиозных убеждений, Мазель, тем не менее, был хранителем тех уникальных свойств и качеств, которые в каждом из поколений выделяли его выдающихся предшественников, в частности, Морехая Яффе, впервые привнесшего элементы каббалы и мистицизма в кодификацию еврейского закона (галаха). Родословную Мазеля украшают фамилии выдающихся ученых и общественных деятелей, в том числе и потомки Исаака Урысона, проживающие в Москве.

Если беседы с этим незаурядным человеком позволили запечатлеть малоизвестные стороны личности ученого, то изучение генеалогии Л.А. Мазеля поможет осознать присутствие личности в созданных им научных концепциях.

Г.Р. Консон, в прошлом ведущий рубрики «Творческие портреты ученых» на страницах журнала «Проблемы музыкальной науки», обратил внимание на междисциплинарную сущность основных концептов Л.А. Мазеля, с которыми впервые познакомился благодаря общению с И.Я. Рыжкином. Григорий Консон последовательно представил их в контексте советской теории музыки первой половины ХХ века, расставив акценты на том, что выделяло именно Мазеля из ряда маститых ученых того времени (Б. Асафьев, Б.Л. Яворский, Ю.Н. Холопов и др.). Вспомним, что Е.В. Назайкинский назвал Л.А. Мазеля блестящим ученым, эрудитом и мыслителем, Д.В. Житомирский — «звездой первой величины», сосредоточившей в себе «наивысшую культуру, универсальные знания и мастерство исследователя и педагога»; со слов Д.Д. Шостаковича, труды Мазеля заложили основы советской культуры и восстановили утраченную связь мысли о музыки с самим звучанием, а Л.С. Дьячковой — Мазель был не просто учителем, а «великим учителем», притягивавшем к себе, словно магнит, неординарных одаренных людей.

Между тем концепции Л.А. Мазеля не нашли полноценного отражения ни в одном из современных изданий, посвященных музыкально-теоретическим системам ХХ века. Это недоразумение должно быть устранено; имя ученого — выведено из забвения.

Всех, кому интересно общение с Лео Абрамовичем Мазелем, отсылаем к видеороликам, на которых запечатлен ученый, учитель и рассказчик:

1)    https://www.youtube.com/watch?v=JfOK5j__nVQ

2)    https://www.youtube.com/watch?v=sDB4kaKPCeM

3)    https://www.youtube.com/watch?v=19MzJPjM41A&t=9s

4)    https://www.youtube.com/watch?v=sqNQWFS6dHA

5)    https://www.youtube.com/watch?v=jhH2kGTdyWM&t=235s

1_mm.jpg

2_mm.jpg

3_mm.jpg

4_mm.jpg