19 и 20 ноября в Государственном институте искусствознания в режиме онлайн прошла II Международная научно-практическая конференция «Рок-музыка в контексте современной культуры - 2020»
Конференция проводилась во второй раз (первая состоялась 23 ноября 2018 года). Ее цель – консолидация исследовательских усилий, относящихся к разным сторонам изучения рок-музыки.
Научно-практическая конференция собрала авторитетных специалистов разных профилей и явилась по-настоящему междисциплинарной. Ведь рок-музыка как явление, возникшее на стыках различных культурных и социальных сфер, может рассматриваться с позиций разных наук – филологии, социологии, культурологии, истории и истории искусства, музыковедения, и в то же время требует выработки комплексного подхода.
На конференции выступили 37 докладчиков из российских и зарубежных научных организаций и ВУЗов, среди которых – Академия музыки им. Кароля Липиньского (Вроцлав, Польша), Университет Рицумэйкан (Киото, Япония), Государственный институт искусствознания, НИУ «Высшая школа экономики», Российский государственный гуманитарный университет, Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, Российский институт театрального искусства – ГИТИС, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Ярославское музыкальное училище им. Л.В. Собинова, Брянский филиал РАНХиГС, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Московский государственный лингвистический университет, Горловский институт иностранных языков, Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой». Среди участников – восемь докторов наук, пятнадцать кандидатов наук, магистры искусствоведения, преподаватели, аспиранты, студенты, независимые исследователи.
Заседания проводились на платформе zoom, регламент докладов был достаточно жёстким – 15 минут, однако это не сказалось на насыщенности и информативности выступлений, которые нередко подкреплялись аудиовизуальными примерами. Исторический, географический и стилевой срез явления был ещё шире, чем в прошлый раз – от русского рока, проблематике которого было отдано несколько секций, до исландской и американской рок-поэзии, немецкого индастриала, французской и польской рок-музыки, шведского прогрессив-рока, нидерландского симфоник-метала, и, наконец, самых современных явлений в российском и мировом поп-роке. Ряд докладов был посвящён жанровым и стилевым диалогам, взаимодействию рока и академической музыки. Не остались вне поля исследовательского внимания молодёжные рок-движения. Красной нитью проходили темы ретромании, ностальгии, исторической памяти и проявления национальной идентичности в популярной культуре. Одно из заседаний было посвящено связям рок-музыки, визуальных искусств и медиа (дизайн, архитектура, кино, фотография).
Плодотворными получились обсуждения, следовавшие после каждой пары докладов. Отдельная дискуссия развернулась в чате, где участники обменивались ссылками на литературу и аудиовизуальные примеры, уточняли терминологию и высказывали новые идеи. Такая активность обсуждений стала яркой чертой данной конференции, которую хотелось бы сохранить и преумножить в будущем. Отдельно стоит отметить активное участие молодых исследователей, ярко представлявших свои темы и проявлявших зрелость суждений. Конференция транслировалась на страницу ГИИ в фейсбуке, где зрители также могли задавать вопросы.
Завершился же каждый из дней конференции небольшим онлайн-концертом. В первый день, 19 ноября, с «концертом-путешествием» выступила Ольга Шотландия – флейтистка московской группы «Мыс Луны», представившая также материал сольного фолк-рокового проекта. А 20 ноября состоялось сольное выступление Рышарда Жолендзевского (Академия музыки им. Кароля Липиньского, Вроцлав, Польша). Он исполнил хиты The Beatles и Бобби Чарльза в обработке для саксофона, а также композицию французского композитора и саксофониста Филипа Гейсса «Foxy Time».
По результатам конференции будет выпущен сборник научных статей. Крайний срок сдачи материалов – 1 марта 2021 года. Следующая конференция планируется на 2022 год.
Ссылки на YouTube для просмотра:
День 1, часть 1:
День 1, часть 2:
День 2, часть 1:
День 2, часть 2
Концерт Рышарда Жолендзевского: