16.11.2020

Состоялось онлайн-заседание научного семинара «Мысль о музыке в авраамических традициях»


11 ноября в Государственном институте искусствознания состоялся очередное тридцать девятое заседание Междисциплинарного научного семинара «Мысль о музыке в авраамических традициях» (рук. Г.Б. Шамилли). Мы открыли новое для семинара направление, посвященное проблемам музыкальной текстологии, докладом «Симфонии Бетховена сквозь призму столетий. Редакции Игоря Маркевича». Лектор — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ Евгения Давидовна Кривицкая рассказала о многогранной личности И. Маркевича, показав фрагменты фильма о нем, и представила фундаментальное девятитомное издание «Ѐdition encyclopedique des neuf symphonies de beethoven» симфоний Бетховена в его редакции.

Выбор темы был связан, с одной стороны, с глубоким и давним интересом Евгении Кривицкой к творчеству И. Маркевича, а с другой стороны — с значимой для музыкальной общественности датой — с 250-летием со дня рождения Бетховена. Фундаментальность французского издания девяти симфоний, снабженных отдельными приложениями, так называемыми «Синопсисами», заслуживает особого внимания. В них очевиден индивидуальный подход И. Маркевича к редактированию, его уникальное слышание музыки, понимание функции дирижера, отраженное во множестве комментарий и ремарок.

«Сочетание европейской культуры, приобретенной воспитанием, и загадочности русской души, доставшейся ему при рождении» — так говорят о Маркевиче сегодня. Мальчик-вундеркинд, попавший, пусть и на короткое время под патронаж Дягилева, вскоре стал известным музыкантом, композитором, впоследствии дирижером, впитавшим культурное наследие своего времени. Среди его друзей были величайшие имена ХХ века. Отказавшись от композиторской деятельности, пройдя через движение сопротивления, после войны Маркевич посвятил себя дирижерскому искусству, выработал свой собственный стиль и образ, по словам Г. Рождественского, напоминавший внешне «испанского монаха, который сошел с полотна Эль Греко».

Мастер-классы Маркевича, его метод преподавания были порою эксцентричны. Однако стремление системно отразить дирижерскую практику в теории со временем выразилось в его грандиозном труде по изданию симфоний Бетховена. Этот труд заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения, обладает многовекторным значением, помогая понять и открыть новые грани «планеты» Маркевича, характеризуемой строгим взаимодействием мысли, слова и звучания.

Заинтересованным читателям мы предлагаем посмотреть фильм о И. Маркевиче и послушать записи с исполнением симфоний Бетховена, пройдя по ссылкам:

https://www.youtube.com/watch?v=R6lPmCw-Zk8

https://www.youtube.com/watch?v=pDveBwFrbL8 

https://www.youtube.com/watch?v=IjcVSzlt04E

https://www.youtube.com/watch?v=urd8BZxJXdI

2020-11-11_16-37-42.jpg

2020-11-11_16-41-51.jpg

2020-11-11_17-06-49.jpg