06.02.2020

ГИИ отметил День Института и подвел итоги года


31 января в ГИИ традиционно прошел День Института. Подводя итоги минувшего года директор Наталия Сиповская, назвала его крайне насыщенным, имея в виду вовсе не экстремальные обстоятельства комплексной проверки деятельности ГИИ и воспоследовавшие события, а обилие и значимость научных достижений. Иначе и быть не могло: 2019 — был юбилейным для Института. ГИИ был основан как Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры при Отделении истории и философии Академии наук СССР. Решение об организации института Президиум АН СССР принял 28 декабря 1943 года; 15–16 октября 1944 года решение о создании института было утверждено ежегодным собранием Академии наук СССР. Согласно принятому тогда регламенту эта дата считается днем создания института.

«В этому году институт отметил 75 лет со дня основания. И я думаю, это был один из лучших юбилеев, я очень довольна тем, как мы справились». Во многом это удалось благодаря прочным партнерским отношениям со многими институциями и людьми. Особенно стоит поблагодарить Государственную Третьяковскую галерею, дружески предоставившую свой конференц-зал для проведения торжества. Его гостями в числе прочих стали представители институций, входящих в Международную ассоциацию научно-исследовательских институтов истории искусства (The International Association of Research Institutes in the History of Art — RIHA; ассоциация объединяет 32 крупнейших искусствоведческих центра Старого и Нового Света, а также включает в качестве коллективного члена Ассоциацию исследовательских центров истории искусства Северной Америки). ГИИ — единственный в RIHA представитель отечественной гуманитарной науки. И, как видно, достойный: в 2019 году в стенах института впервые прошла Генеральная ассамблея RIHA, в которой приняли участие 35 руководителей крупнейших институций в сфере истории искусств со всего мира.

Год был интенсивным по количеству научных событий самого разного уровня. Всего за год институт провел 27 конференций (из них 18 международных 12 круглых столов, 27 семинаров. Особую благодарность Н.В. Сиповская выразила организаторам конференции, посвященной перекрестному году России и Великобритании «Российско-британский культурный диалог», которая прошла и в ГИИ, и в Ланкастерском университете. Наталия Владимировна отметила также масштабность конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность», приуроченной к юбилею ГИИ, Российской Академии им. Гнесиных и Году театра в России. Не могли остаться незамеченными и такие конференции, как «Современное искусство Востока», «Искусствознание — наука, опыт, просвещение», «Культура больших городов и агломераций», «Старые и новые медиа — на пути к новой эстетике», «Судьба и творчество М.С. Вайнберга. К 100-летию со дня рождения».

Следующие конференции Н.В. Сиповская отметила как «особо изысканные»: «1990-е годы: Искусство после холодной войны», «Мысль о музыке в авраамических традициях», «Русское музыкальное барокко», «Искусство Испании золотого века». «Это были небольшие, но нетривиальные и цельно сконструированные научные форумы. Спасибо их организаторам,»- отметила Наталия Владимировна.

Директор выразила благодарность за прочные отношения партнерам конференций — различным институциям как в России, так и за рубежом, благодаря которым удается создавать такие масштабные успешные проекты. Особо она отметила длительные дружеские плодотворные отношения с Музеем Чайковского в Клину, с Большим театром, с Музеем Анатолия Зверева, благодаря которым родилось немало интересных и крупных проектов.

Обширные достижения ГИИ можно описать лишь широкими мазками. Так за минувший год сотрудники института прочли 402 доклада в 26 городах России, 68 докладов в 24 странах. Всего в прошлом году опубликовано 455 статей (считая внеплановые, а также материалы конференций). Из них: 170 публикаций в изданиях РИНЦ и ВАК, 53 — в зарубежных изданиях, из которых 32 индексируются WoS и Scopus. В этом году к четырем институтским научным журналам прибавился пятый — «Вестник сектора древнерусского искусства», а выходящий с 2011 году журнал «Художественная культура» с 2019 года стал «ваковским». Теперь три журнала ГИИ входят в этот авторитетный список.

Год был урожайным и на издания — вышли в печать 43 книги, среди которых фундаментальные тома «титульных» проектов ГИИ — 4 том истории русского искусства и два тома АПСС П.И. Чайковского.

За прошлый год сотрудниками ГИИ проведено 55 историко-культурных экспертиз, выиграно 12 грантов.

2019 год — отмеченный в России как Год театра — оказался особенно блистательным для Сектора театра и наших театроведов. А.В. Бартошевич, которому в прошлом году исполнилось 80 лет, стал лауреатом премии «Золотая маска», Е.Я. Суриц стала лауреатом международной премии Станиславского, Виолетта Гудкова получила премию «Театральный роман» за книгу «Театральная секция ГАХН: История идей и людей», а Людмила Старикова за книгу «Театр и зрелища российских столиц в XVIII веке». Также Наталия Владимировна перечислила множество других наград, полученных сотрудниками института за год.

Далее подводились итоги традиционно проводимого в ГИИ конкурса научных публикаций. Победителями стали:

— в номинации «Научные монографии»
Екатерина Юрьевна Золотова за книгу «Книжная миниатюра Западной Европы XII–XIX веков.Исследования и атрибуции» (М.: ГИИ, 2019)

— в номинации «Сборник статей»
Анна Сергеевна Корндорф и Сергей Валерьевич Хачатуров за сборник «Василий Баженов и греко-готический вкус» (М.: ГИИ, 2019)

— в номинации «Публикации архивных материалов»
Ольга Владимировна Лосева и Марина Павловна Рахманова за книгу «М. С. Сабинина. Записки. 1831–1860» (М.: Кучково поле, 2019)

— в номинации «Научная статья»
Лидия Сергеевна Чаковская за статью «Иерусалимские горы в пространстве диалога: Сион, Мория и Голгофа в поздней античности» в сборнике научных статей «Иеротопия святой горы в христианской культуре» (М., 2019. С. 28–57.)

— в номинации «Статьи молодых ученых»
Дмитрий Леонидович Лебедев за статью «Иллюстрации английских художников детской книги рубежа XIX–XX вв. в русских дореволюционных изданиях: влияние и параллели» (Детские чтения. 2019. Т. 16, № 2. С. 320–240.)

Специальными премиями дирекции ГИИ и жюри конкурса
на лучшую научную публикацию 2019 года награждены:

Андрей Леонидович Баталов и коллектив редакции
за работу над научным журналом «Вестник сектора древнерусского искусства»

Энгелина Сергеевна Смирнова,
автор и ответственный редактор четвертого тома
«Искусство середины XIII — середины XIV века»
22-томного проекта «История русского искусства»
(М.: ГИИ, 2019)

Александр Яковлевич Рубинштейн
и редакционная коллегия издания
«Культурная деятельность в контексте. Экономическая теория, институциональная среда, социологические измерения» (СПб.: Алетейя, 2019)

Подробные итоги конкурса

По традиции завершил вечер искрометный капустник «Реконструкция истории или 9,5», который с присущей «капустной» труппе института грацией и талантом отразил события минувшего года.

DSC03402.JPG

DSC03494.JPG