03.10.2019

Презентация 4 тома Истории русского искусства в 22 томах


3 октября в 16 часов в Государственном институте искусствознания состоится презентация четвертого тома комплексной Истории русского искусства в 22 томах, посвященного отечественному искусству середины XIII — середины XIV века.

«История русского искусства», издаваемая Государственным институтом искусствознания, задумана как подробное исследование, которое будет состоять из 22 томов — объём, не имеющий аналогий в изданиях на ту же тему в отечественной науке. Недавно вышедший том 4 (шестой в ряду опубликованных томов) посвящён особому периоду в истории русской художественной культуры: от времени татаро-монгольского нашествия 1230-1240-х годов, приведшего к разорению Руси, до начала постепенного возрождения русской культуры — процесса, ясно обозначившегося во второй четверти — середине XIV столетия. Другими словами, «темному времени», памятники которого были мало известны не только в широком, но и в профессиональном кругу. Том изобилует новыми, впервые выявленными материалами, значительная их часть — материалы новейших археологических и реставрационных открытий. В результате их комплексного осмысления стал очевиден крайне интенсивный процесс становления отечественной культуры нового пост-монгольского этапа.

Так в разделе об архитектуре наряду с ослаблением, если не исчезновением художественной жизни в разорённом Киеве, и необычайной активностью Новгорода и Пскова (И.В. Антипов) наблюдается активный поиск новых форм в зодчестве Южной и Юго-Западной Руси (О.М. Иоаннисян), включая начало каменного зодчества в Москве, представленного постройками, ныне исчезнувшими с поверхности земли при дальнейшем развитии русской столицы (А.Л. Баталов, Л.А. Беляев).

В разделе о живописи (В.Д. Сарабьянов, Э.С. Смирнова, Т.Ю. Царевская) рассматриваются выдающиеся стенописи, сохранившиеся от этого времени в Новгороде и во Пскове, фрагменты разрушенных ансамблей, а также дошедшие до нас относительно обильно памятники иконописи и книжной миниатюры, на создание которых была направлена основная энергия живописцев того времени.

Особого внимания заслуживает раздел о прикладном искусстве (А.С. Преображенский), в рамках которого были созданы выдающиеся произведения, разнообразные по материалу и технике. Они не только повторяют старые традиции, но и формируют совсем новые образы.

История русского искусства в 22 томах. Том 4. Искусство середины XIII — середины XIV века. Отв. редактор Э.С. Смирнова. Москва, Государственный институт искусствознания, 2019. 719 страниц.

cover volume 4.jpg