22.10.2019

Торжественный вечер, посвященный юбилею Государственного института искусствознания


22 октября в Конференц-зал Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи в 18.00 состоится торжественный вечер,
посвященный юбилею Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ.

Основанный в начале 1944 года Указом Президиума Академии наук СССР на мощной патриотической волне восстановления великих традиций отечественной истории и культуры, на всем протяжении своей 75-летней истории Институт упорно работал над осуществлением своей главной миссии: изучения и продвижения отечественной культуры в мировом художественном пространстве, утверждения высокого международного авторитета российской гуманитарной науки в сфере исследований искусства, сохранения и восполнения ее исследовательского потенциала.

В настоящее время Институт — ведущий и крупнейший в России научный центр по изучению отечественного и зарубежного искусства, объединяющий около 90 докторов наук и более 120 кандидатов наук. Многие из них — ученые с мировым именем, продвигающие русское искусство, культуру и науку за рубежом, о чем свидетельствует множество государственных наград иностранных государств и международных премий научных сообществ. В России заслуги сотрудников Института также были отмечены государственными наградами: трое являются лауреатами Государственной премии РФ в области культуры и искусства, шесть человек — лауреатами Премии Правительства Российской Федерации.

Исключительное значение Института в первую очередь определяется тем, что это единственное учреждение страны, представляющее искусствоведение в качестве научной академической дисциплины в полном объеме: от проведения фундаментальных исследований, публикационной деятельности, методического руководства межинституциональными проектами и обеспечения академической мобильности (конференции, форумы, конкурсы, стажировки) до подготовки научных кадров в аспирантуре (по 5 специальностям) и проведения Государственной научной аттестации (в Институте работают 4 диссертационных совета с правом присвоения ученых степеней доктора и кандидата наук по 5 специальностям). Институт — единственное учреждение страны, имеющее программу международной аспирантуры, успешно защитившиеся выпускники которой одновременно с получением российского диплома кандидата наук получают диплом PhD европейского образца.

По результатам мониторинга 2018 г., проводимого Российской академией наук, с которой институт сохраняет прочные связи, находясь под ее научно-методическим руководством, Государственный институт искусствознания признан лидером научного направления. На базе института осуществляются такие масштабные исследовательские проекты как «История русского искусства в 22 т.», «История зарубежного искусства от эпохи Возрождения до начала ХХ века», Свод памятников архитектуры и монументального искусства России, Академическое полное собрание сочинений П.А. Чайковского в 130 томах, Полное академическое собрание сочинений М.П. Мусоргского в 27 томах, антология «Русская духовная музыка в документах и материалах», публикация наследия Вс. Мейерхольда и целый ряд других. Исследовательская и публикационная деятельность сотрудников Института много превосходит принятые показатели оценки эффективности научной деятельности как с точки зрения современных наукометрических методик, так и традиционных подходов в определении авторитета и научного статуса исследовательского учреждения. Ежегодно это около 50 книг, 5 научных журналов, три из которых входят в список рецензируемых изданий ВАК, два альманаха, входящих в международную базу научного цитирования WoS, около тысячи статей, треть которых входит в базу РИНЦ или опубликована в авторитетных зарубежных научных изданиях. В то же время — и в этом еще одна причина исключительного значения Института для российской культуры — в силу особенности предмета исследования Институт активно включен в современный художественный процесс и музейно-выставочную деятельность, ведет активную экспертную и кураторскую работу, участвует в законотворческой деятельности.

Одна из главных задач института — укрепление статуса и расширение влияния отечественной гуманитарной науки в мировом академическом пространстве. В этом направлении Институт ведет активную и планомерную работу, ежегодно выступая организатором около 20 представительных международных научных форумов не только в России, но и за ее пределами. Институт имеет около 30 партнерских контрактов с крупнейшими университетами и научными центрами 12 стран, среди которых Италия, Испания, Франция, Германия, Австрия, Польша, Венгрия, Великобритания, США, Япония, Китай, Армения. Институт не только осуществляет обмен учеными и аспирантами (в частности на базе Института ежегодно проходит стажировка аспирантов Принстонского университета), но и является инициатором создания Центров изучения русского искусства при зарубежных университетах и исследовательских центрах, а сотрудники института — активными участниками их программ. Государственный институт искусствознания — единственный в Российской Федерации входит в Международную ассоциацию институтов истории искусства (RIHA), объединяющую самые авторитетные мировые исследовательские центры в сфере изучения искусства: от старейших римской Герцианы и флорентийского Макса Планка до исследовательских центров университета Кларка в США и Гуманитарного института Сиднея. В этом году впервые в России на базе Института пройдет Генеральная Ассамблея RIHA, в которой примут участие руководители 28 мировых научных институций. Также институт и его сотрудники входят в руководство и являются членами еще 5 международных исследовательских организаций, членами ученых советов 6 университетов Италии, Испании, Бразилии и США.

Залогом успешной работы Института является сохранение и развитие уникальных научных школ, которые сложились в его стенах по разным направлениям искусствоведческой науки. Главная их особенность, своего рода кредо научной школы ГИИ — комплексный подход в изучении предмета, междисциплинарность как в отношении сугубо искусствоведческих дисциплин (совокупность разных видов искусства), так и в отношении других наук гуманитарного профиля. Это свойство в равной степени присуще школе историков русского искусства, начало которой было положено выдающимся искусствоведом, реставратором и художником Игорем Эммануиловичем Грабарем; школе исследователей зарубежного искусства, базирующейся на методике комплексного рассмотрения художественных процессов в широком культурном аспекте, созданной Е.И. Роттенбергом и получившей международное признание; школе музыковедов-текстологов, работа которых не мыслима без восстановления широкого культурного контекста реконструируемых музыкальных текстов, и всем другим направлениям, более подробную информацию о которых мы приводим ниже.

Научная школа Государственного института искусствознания во всех своих направлениях является важнейшим достоянием российской гуманитарной науки и культуры в целом, ее бесспорное значение и научный авторитет позволяет говорить об уникальности научно-исследовательского учреждения, отмечающего свой 75-летний юбилей.

Основные направления научной школы
Государственного института искусствознания

1. Школа исследований русского искусства, созданная директором-основателем Института академиком Игорем Эммануиловичем Грабарем, отличающаяся комплексным подходом в исследовании архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства России, изучаемого в широком мировом культурном контексте. Особенно сильно заявила о себе в области древнерусского искусства (включая весь византийский ареал) в трудах М.А. Ильина, А.И. Комеча, О.И. Подобедовой. Ныне это направление развивается в работах когорты исследователей разных поколений, включающей признанных лидеров мировой науки: О.С. Попову, Э.С. Смирнову, Л.И. Лифшица, А.Л. Баталова. Другое не менее сильное направление — изучение русского искусства ХХ века, созданное трудами академика Д.В. Сарабьянова и проф. Г.Г. Поспелова. Их усилиями российской науке было возвращено первенство в исследовании таких ярких страниц отечественного искусства как русский авангард и нонконформизм. Нынешнему поколению российских ученых, возглавляемому д. иск. Е.А. Бобринской, принадлежат лидирующие позиции в этой сфере, а также открытие новых методик и аспектов интерпретации этих явлений в контексте развития национальной культурной традиции. Отдельная тема — изучение искусства Нового времени. В ГИИ, благодаря работам Г.Ю. Стернина, введшего в мировую науку термин «художественная жизнь» и методику искусствоведческого анализа этого явления, сформировалась уникальная научная школа комплексного исследования явлений искусства во взаимосвязи с общими культурными процессами. Именно этот подход стал методической базой для создания Истории русского искусства в 22 томах — уникального проекта, впервые объединившего все художественные практики, включая архитектуру, изобразительное искусство, музыку, дизайн, театр и проч.

2. Школа каталогизации памятников архитектуры, представленная Сектором Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Это единственное в Российской Федерации научное подразделение, которое занимается выявлением, обследованием и научной атрибуцией памятников в разных регионах, а также изданием томов Свода памятников по субъектам Российской Федерации. Созданный в 1967 году в качестве методического центра государственной программы по составлению полного каталога памятников архитектуры СССР, сектор «Свода...» в настоящее время является единственным продолжателем этой программы и хранителем богатейшего архива научных паспортов ОКН, собранных за более чем полувека. Сотрудниками Сектора разработана уникальная методика обследования памятников и форма их паспортизации, которая используется в Едином государственном реестре объектов историко-культурного наследия РФ. К настоящему времени изданы тома по Брянской, Смоленской, Ивановской, Владимирской, Тверской, Рязанской областям. Готовятся к изданию тома по Калужской и Костромской областям. Кроме того, сотрудниками сектора создано два сайта — ruina.ru и сводпамятников.рф с целью популяризации историко-культурного наследия России среди населения нашей страны, а также развития внутреннего туризма. Шесть научных сотрудников аттестованы в качестве государственных экспертов в области историко-культурной экспертизы, ежегодно они проводят около 70 экспертиз с целью сохранения памятников.

3. Музыковедческая школа основана академиком Борисом Владимировичем Асафьевым. Только в институте имеется группа высокопрофессиональных музыкальных текстологов и историков отечественной музыки, способных реализовывать фундаментальные проекты по подготовке и изданию Полных академических собраний сочинений русских композиторов-классиков — П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского с целью обеспечения приоритета Российской Федерации на распространение их произведений во всем мире. К настоящему времени подготовлено и издано 12 томов (из 130) АПСС Чайковского, а 7 томов ПАСС Мусоргского находятся в стадии препресса. Цель этих проектов — представить российской и мировой культурной общественности творчество русских композиторов в максимально полном объеме, включая их эпистолярное и литературное наследие, с учетом всех известных на сегодняшний день нотных материалов, с восстановлением купюр, сделанных в советское время. Издания сопровождаются обширными исследовательскими статьями и научно-текстологическими комментариями.
Еще один капитальный проект — серия энциклопедий русских композиторов классиков: П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева и др.

4. Театроведческая школа основана А.К. Дживелеговым и А.А. Аникстом. Театроведы института осуществляют систематическую работу по введению в научный оборот неизвестных документов по истории отечественного театра из российских и зарубежных архивов с необходимыми научными комментариями. Среди проектов: Хроника театральной жизни в России XVIII века (издано 5 томов), публикация наследия Вс. Мейерхольда (издано 8 книг), «В.А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров: В 6 томах», Искусство сценографии мирового театра (издано 12 книг), Мнемозина: Документы и факты по истории отечественного театра ХХ века и др.

5. Школа исследований зарубежного искусства базируюется на методике, созданной проф. Е.И. Ротенбергом и в настоящее время разрабатываемой проф. М.И. Свидерской, на современном этапе развивающей формально-стилистический метод Генриха Вёльфлина, создателя теории стилей в классическом искусствоведении. Созданный ими подход, основанный на понимании стиля как совокупности художественных языков, запечатлевших менталитет людей той или иной эпохи, получил высокую оценку международного сообщества (в частности вошел в базу методик истории искусства Венского университета). Благодаря комплексности, лежащей в основе научной деятельности Института, в сферу изучения художественной формы как «языка эпохи» впервые были включены не только пространственные и изобразительные, но и исполнительские искусства (музыка, театр и проч.), а также литература. Эти принципы лежат в основе многотомного проекта «История зарубежного искусства от эпохи Возрождения до начала XX века», осуществляемого на базе Сектора классического искусства Запада.

6. Школа исследований экономики культуры и искусства не имеет аналогов в Российской Федерации. Сотрудники этого направления занимаются изучением экономических и правовых аспектов функционирования искусства в современном мире, исследованием проблем культурной политики, в том числе правового регулирования культурной деятельности с учетом зарубежного опыта, проводят регулярные социологические исследования в сфере искусства. Их научные работы базируются на теории «опекаемых благ», разработанной Р.С. Гринбергом и А.Я. Рубинштейном в 1995–2005 годах и получившей широкое мировое признание, засвидетельствованное десятком зарубежных премий. Научные разработки широко востребованы и используются органами законодательной и исполнительной власти в России. За последние годы сотрудниками Сектора экономики искусства и культурной политики были опубликованы следующие фундаментальные труды: К проекту Закона о культуре: Материалы исследований / Под общей ред. А.Я. Рубинштейна, Е.Э. Чуковской (М., 2015); Институты общественной поддержки культурной деятельности / Под ред. А.Я. Рубинштейна (М., 2015); Актуальные проблемы экономики культурного наследия / Под ред. А.Я. Рубинштейна (М., 2016); Аудитория искусства в социальных измерениях (М., 2019) и др.


МАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ:
здание института — объект культурного наследия федерального значения
«Жилой дом, кон. XVIII века; арх. М.Ф. Казаков»;
научная библиотека и архив,
включая архив Паспортов памятников архитектуры РФ,
сформированный сектором Свода памятников архитектуры
и монументального искусства России
«Кабинет А.И. Комеча».


1/ Институт располагается в уникальном знании, внесенном в реестр Объектов культурного наследия федерального значения как «Жилой дом, кон. XVIII века; арх. М.Ф. Казаков» (сведения из ЕГР ОКН № 771510302620006). В 2014 году усилиями администрации Института здание было оформлено как собственность Российской федерации и передано в оперативное управление. В 2018 году в управление института перешла прилегающая территория — охранная зона памятника в исторических границах городской усадьбы.

Здание на Козицком 5 — уникальный по сохранности и качеству памятник русской архитектуры конца XVIII века, один из немногих частновладельческих особняков, переживших пожар 1812 года, полностью сохранивший планировку и интерьерное убранство парадной анфилады. Значение памятника для истории русской архитектуры трудно переоценить — это уникальный пример, запечатлевший в своих планировочных решениях переход от вельможного дворца XVIII века к дворянскому особняку послепожарной Москвы. Наличие в штате Института ведущих специалистов по истории архитектуры, охране памятников, государственных экспертов в области историко-культурной экспертизы и специалистов в области организации и научного обоснования реставрационных работ позволяет проводить планомерные работы по обеспечению сохранности памятника, а также по его исследованию и популяризации (в год сотрудники проводят более 100 специализированных экскурсий, принимают стажеров архитектурных и художественных ВУЗов).

2/ Институт располагает богатейшей научной библиотекой, начитывающей около 70 тыс. наименований. Многие из них — уникальные издания, поступившие в составе личных фондов и пожертвований, переданных в ГИИ сотрудниками института в течение всей его 75-летней истории. В частности здесь хранятся библиотеки выдающихся ученых и деятелей отечественной культуры И.Э. Грабаря, А.А. Сидорова, Г.Ю. Стернина, Ю.Я. Герчука и др., отдельные экземпляры переданы С.М. Эйзенштейном, А.А. Аникстом и др. В настоящее время библиотека продолжает активно пополнятся за счет книгообмена с российскими и зарубежными партнерами Института, и благодаря обширности научных связей ГИИ фонд библиотеки пополняется самыми актуальными и не доступными более нигде в РФ изданиями.

3/ Архив Сектора Свода памятников и монументального искусства России. В научном архиве Сектора находится около 100 тысяч паспортов памятников архитектуры и монументального искусства, находящихся в разных регионах России. Паспорта содержат научное описание, обмерные чертежи, фотографии и историко-архитектурные выписки по каждому из объектов, в том числе и утраченных. Этот фонд представляет огромную ценность не только для историков архитектуры, но и для реставраторов, занимающихся восстановлением и воссозданием историко-культурного наследия России.

4/ «Кабинет им. А.И. Комеча» — уникальный информационный ресурс, созданный при поддержке Министерства культуры РФ на основе библиотеки и обширной слайдотеки выдающегося исследователя древнерусского и византийского искусства Алексея Ильича Комеча (директор Института в 1995 — 2007 гг.). Фонд содержит более 5 000 изданий и 280 000 оцифрованных слайдов, посвященных искусству Средних веков, документы реставрационных и полевых обследований и является одним из крупнейших мировых специализированных ресурсов по данной тематике.