РУССКИЙ    |    ENGLISH
 
6 Февраля 2019
На Дне Института в ГИИ подвели итоги 2018 года

31 января в Государственном институте искусствознания традиционно отметили День Института.

Праздник открыла директор ГИИ Наталия Владимировна Сиповская. Подводя итоги, она выделила наиболее сильные направления деятельности Института в минувшем 2018 году. Среди них: публикационная работа, организация научных форумов и конференций, главным образом — международных, а также организация межинституциональных и междисциплинарных исследовательских программ.

2018 год выдался «урожайным» по части публикаций: за год вышло 49 изданий. Значительная их часть посвящена истории театра, что не осталось незамеченным. Институт вступил в Год театра на торжественной ноте: за активную издательскую деятельность в области литературы о театре Институт был удостоен Диплома премии «Театральный роман», учрежденной Бахрушинским музеем. Лауреатом той же премии стал В.Ю. Силюнас за книгу «Тайны сценического языка испанского классического театра». Книгой года по версии национальной газеты «Музыкальное обозрение» стало шеститомное издание «Дневники В.А. Теляковского» (отв. ред. М.Г. Светаева), последний том которого был представлен в 2018 году, завершив многолетний фундаментальный проект.

Плодотворно шла работа и над одним из титульных проектов института — Академическим полным собранием сочинений П.И. Чайковского, все шире заявляющем о себе публично. Проект вошел в число пяти дипломантов Международного фестиваля Интермузей-2018 в номинации «Музейный научно-исследовательский проект». Со старта в 2015 году вышло 12 томов нотного и литературного наследия композитора. А 12 февраля состоится премьерное исполнение Концерта для скрипки с оркестром соч. 35 в концертном зале им. Чайковского по нотным текстам 5 и 6 томов Серии III: Концерты и концертные пьесы.

За 2018 год институт организовал 60 значимых научных событий. Из них — 10 Всероссийских конференций, 5 — конференций с международным участием, 15 — международных, одна из которых прошла во Флоренции в сотрудничестве с Флорентийским институтом истории искусства (Институтом Макса Планка). Особо были отмечены такие масштабные форумы, как «Искусство Византийского мира: индивидуальность в художественном творчестве» (в партнерстве с МГУ и Национальным византийским конгрессом), Конгресс историков искусства имени Д.В. Сарабьянова, Музыковедческий форум, «Пути изучения польского искусства в историческом и современном контексте», «Рок-музыка в контексте современной культуры», Международный форум «Искусствознание: наука, опыт и просвещение», материалы которого индексируются WOS, «Архитектура постиндустриальной эпохи» и целый ряд других значимых событий. И наконец, самое масштабное — Международная научная конференция «Мариус Петипа — Империя балета», организованная совместно с Бахрушинским музеем и Большим театром и вошедшая в национальную программу чествований 200-летия великого балетмейстера.

В минувшем году пополнился список постоянно действующих межинституциональных семинаров и программ. К уже зарекомендовавшим себя востоковедческим и др. семинарам для молодых ученых, венчаемым молодежным форумом «Научная весна», семинару «Проблемы художественной культуры XVIII века», музыковедческому семинару, результатом работы которого в 2018 году стала коллективная монография «Концептуализация музыки в авраамических традициях — 2018» (отв. ред. Г.Б. Шамилли), прибавилась комплексная программа, осуществляемая совместно с Музеем Анатолия Зверева. Этот большой проект включает несколько направлений: программу научных семинаров, посвященных советскому неофициальному искусству конца 50-х — начала 80-х годов, программу «Сюита зеркал» с концертами классической музыки авангардного толка того же времени и программу кинопоказов «Я могу говорить».

Из прочего и коротко: в 2018 году сотрудники ГИИ опубликовали 489 статей (из них — 74 в иностранных изданиях), приняли участие с 331 докладом на конференциях в 15 городах РФ и прочли 58 докладов на научных форумах в 24 странах; опубликовали 106 статей в сборниках по материалам конференций. Провели 38 государственных историко-культурных экспертиз. Получили 10 исследовательских и 6 издательских грантов. Были удостоены более 30 благодарностей и наград. Среди них: Премии Москвы в области литературы и искусства (Д.В. Трубочкин за монографию «Древнегреческий театр» и А.В. Бартошевич за книгу «Для кого написан Гамлет?»), звание «Почетный реставратор города Москвы» (И.К. Русакомский), Благодарственное письмо мэра города Москвы (А.Л. Баталов), Золотой диплом в конкурсе «Регионы России» в рамках фестиваля «Зодчество» (О.М. Замжицкая), Почетный диплом Гильдии киноведов и кинокритиков (Д.Д. Смолев), Первое место в номинации «Лучшая иллюстрированная книга» в XIII конкурсе Издательского совета Русской Православной Церкви (А.С. Преображенский), Медаль Российской Академии Художеств (О.А. Кривцун), диплом РАХ (Е.В. Сальникова). И это далеко не полный список, но хотелось бы не забыть И.И. Никольскую, признанную персоной года в номинации «Жизнь в музыке» по рейтингу национальной газеты «Музыкальное обозрение» и В.Ю. Силюнаса, утвержденного королем Испании Филиппом VI Командором Ордена за гражданское достоинство. Наконец, 31 января — как раз вовремя — пришел Приказ о награждении Почетной грамотой Министерства культуры РФ В. А. Щербакова, замечательного исследователя и главного редактора журнала «Вопросы театра».

Тему наград продолжило подведение итогов Ежегодного конкурса книги, проводимого ГИИ в течение 20 лет в нескольких номинациях, выявивших по итогам 2018 года 8 лауреатов и 20 дипломантов.

Кульминацией праздника, как всегда, стал капустник. В этом году наше знатное «феерическое позорище» прошло под многозначным титулом «Ученый завет», напомнив сотрудникам не только о самых ярких событиях минувшего года, но и о Десяти Заповедях. И весьма кстати, если вспомнить финал торжественной речи директора: «На этот год у нас большие планы — институту исполняется 75 лет, надо встретить достойно. Поэтому работать будем много».

DSC02499.JPG

DSC02508.JPG