12.03.2018

В институте открылась выставка «Наивные и аутсайдеры»


12 марта в Государственном институте искусствознания открылась выставка произведений из собрания Ксении Богемской и Алексея Турчина. На ней представлена небольшая часть коллекции, которую начала собирать Ксения Георгиевна Богемская (1947-2010), талантливый и неутомимый исследователь примитива, более 35 лет занимавшийся изучением творчества самодеятельных, наивных художников и художников-аутсайдеров.

Первые научные труды Ксении Георгиевны были посвящены живописи импрессионистов и истории пейзажа. С 1985 года совместно с сотрудниками отдела народной художественной культуры Государственного института искусствознания она начала углубленно изучать советское самодеятельное творчество, искусство примитива, наивную живопись. К.Г. Богемскую приглашали в жюри и оргкомитеты региональных, всероссийских и всесоюзных выставок, комиссии по самодеятельному творчеству при Московском союзе художников и Союзе художников СССР. В середине 1990-х она открыла первую в Москве галерею наивного искусства «Дар» в Московском центре современного искусства на Якиманке. Благодаря ее активной просветительской деятельности, организации выставок, статьям, каталогам, монографиям, участию в крупных международных проектах «INSITA» — информация о русском наивном искусстве и художниках-аутсайдерах стала распространяться и за рубежом.

Выставка отражает два основных направления, по которым собрание продолжает формировать сын К.Г. Богемской — Алексей Валерьевич Турчин. Картины наиболее ярких представителей отечественного наивного искусства — Павла Леонова, Кати Медведевой, Алевтины Пыжовой, Владимира Макарова, Алексея Кондратенко в полной мере раскрывают особенности простодушного восприятия окружающего мира. Необычнее всего они проявляются в жанре портрета, когда модель наделяется некими фантазийными чертами, которые, по мнению художников-самоучек, подчеркивают индивидуальность портретируемого. Крестьянские сцены Евфимии Варфоломеевой, Михаила Ржанникова и Ваагна Сакияна воплощают традиционные народные представления об идеальном мироустройстве, получающие выражение в повседневном деревенском быту. Мотив обнаженного женского тела на картинах Павла Леонова и Александра Белых претерпевает сильные метаморфозы, но привлекает внимание своей брутальной выразительностью.

Наибольшую известность не только в нашей стране, но и за границей приобрели работы художника-аутсайдера Александра Лобанова, изображавшего себя с оружием разных марок в пышном узорчатом обрамлении. Лишенный слуха и речи, он искал свои пути общения с окружающими через «сочиненную» автобиографию. Оригинальные композиционные решения и яркие образы свойственны творчеству художников из Ярославля — Катюши (Екатерины Скворцовой), Андрея Цымбала, Андрея Вавилова, сотрудничающих с клубом социальной реабилитации «Изотерра», возглавляемым его бессменным основателем В.В. Гавриловым. Произведения польской художницы Марианны Вишниос всегда наполнены сильным религиозным переживанием.

Среди частных собраний наивного и аутсайдерского искусства Москвы и Петербурга, собрание К.Г. Богемской и А.В. Турчина отличается широким спектром охвата материала, включающим произведения не только русских, но и иностранных авторов. В нем наиболее разнообразно представлены все основные тенденции любительского искусства последней четверти ХХ — начала XXI века, включая аутсайдер-арт.


Кураторы выставки: Алексей Турчин, Елизавета Плавинская, Надежда Мусянкова

Выставка продолжит работу до 5 апреля.
Вход свободный, с 10.00-18.00.

IMG_6247.JPG