28.12.2015

Завершилась конференция «“И дышат почва и судьба…” К 100-летию со дня рождения Г.В. Свиридова»


В Государственном институте искусствознания завершилась международная научная межотраслевая конференция «„И дышат почва и судьба...“ Жизнь и творчество Г.В. Свиридова в контексте русской и мировой культуры. К 100-летию со дня рождения композитора», которая была организована и проведена в рамках мероприятий Министерства культуры РФ, посвященных празднованию 100-летия со дня рождения Г.В. Свиридова.

Организаторами конференции явились Министерство культуры РФ, Государственный институт искусствознания, Центр по изучению творческого наследия Г.В. Свиридова (Свиридовский институт), Санкт-Петербургский государственный университет, Лондонский университет, Центр русской музыки — Гольдсмит колледж.

В конференции приняли участие 32 докладчика, в том числе 5 зарубежных исследователей (В. Морозан — издательство «Musica Russica», США, С. Кэмпбелл — Университет г. Глазго, Р. Джиллис — Университет г. Манчестер, Т. Вилсон — Лондонский университет, В. Скуратовский — Днепропетровская консерватория) и 27 российских ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Красноярска, Екатеринбурга, Бердска.

Конференция проходила в течение трех дней с 16 по 18 декабря 2015 г. в залах Государственного института искусствознания. В ее работе приняли участие крупнейшие отечественные ученые из Государственного института искусствознания, Московской государственной консерватории, Российской Академии художеств, Санкт-Петербургского государственного университета, Российской Академии музыки имени Гнесиных, Уральской государственной консерватории, Красноярской государственной академии музыки и театра, ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, Курского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова, ГБОУДОД ДМШ им. Г.В. Свиридова (г. Москва).

Открытие научного симпозиума было приурочено ко дню рождения Г.В. Свиридова — 16 декабря, которое отмечалось поминальной литией на могиле композитора на Новодевичьем кладбище. Конференция началась приветственным словом директора ГИИ Н.В. Сиповской.

Мемориальная часть юбилейной конференции продолжилась за Круглым столом с участием деятелей отечественной культуры, близко знавших и творчески общавшихся с Г.В. Свиридовым. С воспоминаниями о композиторе выступили искусствовед А.А. Золотов, поэт В.А. Костров, композитор А.Б. Вульфов, музыковед Е.М. Левашев.

Научная часть началась с нескольких основополагающих докладов и лекций, проблематику которых можно обозначить как «Жизнь творческого наследия Г.В. Свиридова и современные задачи изучения и пропаганды его творчества». Выступление А.Б. Вульфова «Георгий Свиридов: итоги творчества в контексте европейской музыкальной культуры», лекции Е.М. Левашева «Г.В. Свиридов и задачи современной музыкологии» и В. Морозана «Хоровая музыка Г.В. Свиридова в США и других странах Запада» обозначили несколько кардинальных проблем и направлений исследований.

В докладе А.Б. Вульфова был отчетливо сформулирован один из главных тезисов научного симпозиума, что «100-летие композитора и мыслителя Г.В. Свиридова требует осознать значение его миссии в истории России, постигнуть роль и особенности его наследия в развитии культуры нашей страны и всего мира».

В лекции Е.М. Левашева среди нескольких направлений перспективных исследований (по тематике истории русской музыки последнего периода, контекстуальной связи свиридовского наследия с яркими произведениями зарубежных авторов, новаторских подходов Г.В. Свиридова к проблемам музыкальной формы и гармонии) особое внимание было обращено на кардинально важные для этого композитора моменты. К ним следует отнести: яркое выявление национального начала (как творческое противодействие этнической обезличенности), тенденция доступности музыкального языка широким кругам слушателей, глубинная связь музыки с поэзией, необходимость разработки новых методов аналитического исследования музыкального материала (как например, методология кластерного анализа, о чем Е.М. Левашеву говорил сам Г.В. Свиридов).

Лекция исследователя и издателя русской музыки В. Морозана (издательство «Musica Russica», г. Сан-Диего, США) представила отечественной публике тот срез фактологических материалов, который неизвестен в России, даже несмотря на развитие интернет-публикаций. Так, в частности, выступающий отметил, что «начало знакомства западных музыкантов с музыкой Г.В. Свиридова можно отнести к августу 1988 г., когда к Тысячелетию крещения Руси в окрестностях Нью-Йорка были проведены научная конференция и хоровой фестиваль (главный дирижер — В.Н. Минин). Ряд американских хоровых дирижеров, впервые ознакомившись на этом фестивале с циклом „Три хора к трагедии А.К. Толстого Царь Федор Иоаннович“, стали включать его в свои концертные программы и в записи компакт-дисков. Одна из записей, в исполнении хора „Gloriae Dei Cantores“, привлекла внимание режиссеров в Голливуде, в результате чего в 1990-е годы музыка Свиридова прозвучала в двух популярных фильмах. С тех пор интерес к исполнению хоров Свиридова на Западе растет с каждым годом, в том числе благодаря публикациям нотного издательства „Musica Russica“ в г. Сан-Диего (США). Например, произведения Свиридова прозвучали в исполнении техасского хора „Conspirare“ на диске „Sacred Spirit of Russia“ [Священный дух России], удостоенном премии Грэмми в категории „наилучшее хоровое исполнение“ в 2014 г.».

В первый день симпозиума также были прочитаны доклады: C. Кэмпбелл (Университет г. Глазго, Шотландия). «Стихи Роберта Бернса, положенные на музыку Г.В. Свиридовым: Сказка о Шотландии?»; В.И. Скуратовский (Днепропетровская консерватория, Украина). «Георгий Свиридов: монолог от третьего лица».

Второй день конференции был посвящен обсуждению широкого круга проблем, касающихся истории взаимоотношений между Г.В. Свиридовым и Д.Д. Шостаковичем, вопросам сохранности творческого архива композитора, философско-религиозным основаниям его творчества, исполнительскому анализу хоровых сочинений композитора. Были прочитаны следующие доклады и лекции: А.С. Белоненко. «Д.Д. Шостакович и Г.В. Свиридов. К истории взаимоотношений», Т.Ю. Масловская. «Г.В. Свиридов: сакральное и мирское», Р. Джиллис. «Russia Cast Adrift: Georgy Sviridov and the Soviet Betrayal of Rus’», Ю.М. Опарина. «Воплощение музыкальности поэзии А. Блока в творчестве Г. Свиридова (на примере кантаты „Ночные облака“ и романсов)», Н.П. Хондзинский. «Г. Свиридов: „Лапотный мужик“. Рождение музыки из трагедии эпохи», Е.И. Чигарева. «Синтез музыки и Слова в „Песнопениях и молитвах“ Георгия Свиридова», Ю.В. Терехова. «Творческое наследие Г.В. Свиридова в его музыкальном и литературном архиве: задачи и перспективы изучения, находки и утраты», Л.А. Серебрякова. «О духовной символике в музыке Г.В. Свиридова», М.М. Лучкина. «Судьба Героя в метатексте творчества Георгия Свиридова», М.Э. Емельянова. «Симфония для струнного оркестра Г.В. Свиридова: поиск творческого пути», А.И. Васильченко. «Вокальный цикл Г.В. Свиридова на стихи М.Ю. Лермонтова».

Лекция Заслуженного деятеля искусств России, директора Свиридовского института, доцента Института истории СПбГУ А.С. Белоненко была посвящена большой и важной теме истории взаимоотношений двух крупнейших творческих фигур XX века — Д.Д. Шостаковича и Г.В. Свиридова.

Основные положения доклада были представлены на фоне широкой исторической панорамы музыкально-общественной жизни СССР. Докладчик особо отметил, что «отношения друг с другом следует рассматривать с точки зрения не сугубо истории музыкальной культуры, но гораздо шире, в контексте истории русской культуры, истории нашей духовной жизни. Основой для доклада послужили многочисленная литература о Шостаковиче, печатные статьи, доклады и выступления Шостаковича и Свиридова, архивные документы и документы из Личного архива Г.В. Свиридова, мои личные воспоминания о наших беседах с Георгием Васильевичем».

Доклад Санкт-Петербургского музыковеда и композитора М.Э. Емельяновой был посвящен одному из малоизвестных сочинений Г.В. Свиридова — Симфонии для струнного оркестра, «ставшей этапным сочинением на пути творческого становления композитора. История создания Симфонии представлена в контексте развития советской музыкальной культуры 1930-х годов. В центре доклада — обзор дискуссии, развернувшейся вокруг симфонии в 1941 г. на Пленуме оргкомитета Союза советских композиторов, посвященном проблемам советского симфонизма».

Доклад «Судьба Героя в метатексте творчества Георгия Свиридова» кандидата искусствоведения, проректора по научной работе Красноярской Академии музыки и театра М.М. Лучкиной обобщил ценные наблюдения о творческом процессе композитора, о сквозной для него тематике, связанной с художественно-музыкальным образом России. Докладчик отметила, что «мир музыкальных произведений Г.В. Свиридова воспринимается как метатекст, центральным образным стержнем которого является образ России, запечатленный как в его реальной исторической конкретике, так и сквозь призму национальных архетипов».

Третий день открылся докладом Е.М. Левашева «Новые области рассмотрения источниковедческих материалов: аудиозаписи авторских исполнений и материалы документальных фильмов о Г.В. Свиридове», где центральным смысловым положением стал тезис о расширении и уточнении методов определения достоверности тех или иных исторических источников.

Отметим также наиболее запомнившиеся выступления, открывающие новую страницу в изучении наследия композитора. Музыковед, соискатель Государственного института искусствознания В.А. Александрова посвятила свои изыскания весьма перспективной тематике «Г.В. Свиридов как пианист-исполнитель», так как деятельность композитора в этом ракурсе никогда еще не становилась предметом изучения. В то время как «Свиридов был действительно крупным пианистом своего времени, а не просто композитором, исполнявшим свои произведения».

Выступление доктора искусствоведения, профессора Курского государственного университета М.Л. Космовской, посвященное как научной методике, так и издательской практике подготовки дневников русских музыкантов, в первую очередь Н.Ф. Финдейзена, отразило более общую художественно-этическую проблематику публикации литературного наследия. Её же доклад на тему «Музыка и личность Г.В. Свиридова в восприятии современными школьниками (по итогам конкурса-фестиваля „Наш Свиридов“, Курск 2014–2015 учебный год)» наглядно продемонстрировал широкую и активную пропаганду наследия композитора среди учащихся музыкальных и общеобразовательных школ не только Курска, но и других городов России.

Совместный доклад «Научно-организационная и художественно-просветительская деятельность Г.В. Свиридова» старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания Н.И. Тетериной и доктора искусствоведения, профессора, главного научного сотрудника Государственного института искусствознания Е.М. Левашева был суммирующим, подводящим итог деятельности композитора, которая оказала прямое влияние на развитие нескольких групп гуманитарных наук: методологию хорового исполнительства, медиевистику, этномузыкознание, палеографию, историю церковно-певческого искусства, фольклористику и лингвистику. Г.В. Свиридов входил в редколлегию серии «Памятники русского музыкального искусства», участвовал в работе над Предварительным томом «Полного академического собрания сочинений М.П. Мусоргского в 32-х томах», где помещена специально написанная им вступительная статья «О Мусоргском», публично выступал со сцены Большого театра (21 марта 1989 г.) в день юбилейных торжеств, посвященных 150-летию со дня рождения М.П. Мусоргского. По инициативе Г.В. Свиридова и поддержавшего его Т.Н. Хренникова было осуществлено издание нотного и литературного текста реконструированной Е.М. Левашевым музыки к пьесе рубежа XVII–XVIII столетий «Рождественская драма, или Комедия на Рождество Христово» Димитрия митрополита Ростовского (М.: Советский композитор, 1989).

Помимо обсуждений заслушанных лекций и докладов, заинтересованные участники конференции могли ознакомиться с материалами сообщений, авторы которых не смогли приехать в Москву, но прислали свои тексты (порой далеко выходящие по объему за временные рамки устного прочтения).

Закрытие конференции сопровождалось концертом, в котором прозвучали вокальные сочинения Г.В. Свиридова в исполнении фортепианного дуэта В.В. и С.В. Аптекарь-Айнагуловых (ф-но) с участием певицы, солистки Москонцерта Ларисы Лазаревой (меццо-сопрано).

К открытию конференции был выпущен буклет объемом 58 страниц.

В буклет были включены специально написанные статьи, тезисы наиболее важных докладов, а также впервые публикуемые иллюстративные материалы, любезно предоставленные А.С. Белоненко.

Статьи: А. Вульфов. Георгий Свиридов: итоги творчества в контексте европейской музыкальной культуры; М. Аркадьев. Лирическая вселенная Георгия Свиридова; В. Александрова. Влияние личности П.Б. Рязанова на творческое становление молодого Г.В. Свиридова; В. Александрова. М.А. Юдин — первый педагог Г.В. Свиридова по композиции. Штрихи к портрету; А. Бирюков. Певческие традиции фатежан.

Тезисы докладов: В. Морозан. Исполнение хоровых произведений Г.В. Свиридова в Северной Америке и в Западной Европе; S. Campbell. Sviridov’s settings of poems by Robert Burns: a fairy-tale about Scotland?; А. Белоненко. Д.Д. Шостакович и Г.В. Свиридов. К истории взаимоотношений; R. Gillies. Russia Cast Adrift: Georgy Sviridov and the Soviet Betrayal of Rus’; T. Wilson. Georgy Sviridov’s Music as Quotation within the Work of Nikolai Korndorf: a Hermeneutic Investigation; Е. Чигарева. Синтез музыки и Слова в «Песнопениях и молитвах» Георгия Свиридова; Ю. Опарина. Воплощение музыкальности поэзии А. Блока в творчестве Г. Свиридова (на примере кантаты «Ночные облака» и романсов); М. Лучкина. Судьба Героя в метатексте творчества Георгия Свиридова; М. Емельянова. Симфония для струнного оркестра Г.В. Свиридова: поиск творческого пути; Н. Тетерина, Е. Левашев. Научно-организационная и художественно-просветительская деятельность Г.В. Свиридова; С. Зверева. К вопросу о едином пространстве русской музыкальной культуры в 1920-е годы: на примерах из истории хоровой музыки — советской и «эмигрантской».