16.12.2014

Ушел из жизни Йован Чирилов


16 ноября 2014 года на восемьдесят четвертом году жизни скончался художественный директор и автор программ Международного театрального фестиваля БИТЕФ Йован Чирилов.

Великий деятель нашей культуры и театра, драматург, театровед, писатель, обозреватель, составитель словарей, переводчик, философ и эрудит, он руководил БИТЕФом с момента его основания в 1967 году.

Йован Чирилов родился в 1931 году в сербском городе Кикинда. В 1955 году он окончил философский факультет Белградского университета.

Один из самых выдающихся и уважаемых интеллектуалов в тогдашней Югославии и в Сербии, он оставил творческое наследие, исчисляемое десятками книг: романов, сборников стихов, эссеистики, газетных колонок и мемуаров. В 2000 – 2007 годах он был председателем Национальной комиссии Югославии (затем Сербии) при ЮНЕСКО. Город Белград обязан ему ценным собранием книг и документов. Йован Чирилов оставил неизгладимый след в нашей театральной жизни и культуре.

Вместе с Мирой Траилович он основал старейший и наиболее значительный международный фестиваль в юго-восточной Европе. Сохраняя память о Йоване Чирилове и о его великом интеллектуальном наследии, не имеющем себе равных в нашей культуре, мы обязаны заботиться о БИТЕФе и нести ответственность за этот уникальный художественный организм.

Коллектив БИТЕФ-театра и команда фестиваля БИТЕФ прощаются с Йованом с чувством огромной печали и уважения.

Страницы из книги российского театроведа Натальи Вагаповой «Международные театральные сезоны в Белграде: БИТЕФ 1967- 2007», опубликованной издательством «ГИТИС» в 2011 году.

«…Вряд ли найдется среди деятелей театра любой страны человек, который не улыбнется, услышав в телефонной трубке негромкий, спокойный и дружелюбный голос: «Здравствуй. Это Йован». Называть фамилию совершенно излишне.

…Какое впечатление производит Йован? Приятное интеллигентное лицо. Большие карие глаза смотрят куда-то внутрь, или, наоборот, вовне, очень редко – прямо на собеседника. От этого взгляд Йована кажется немного рассеянным и как бы отсутствующим. Однако он отнюдь не витает в облаках. Просто сосредоточен на своих мыслях. Тем не менее всё окружающее замечает моментально, сразу включается в беседу и реагирует стремительно. Так же стремительно и вы должны отвечать на его вопросы, часто неожиданные и не всегда связанные с театром. Времени на размышления вам не оставляют, да и к затронутой теме могут никогда больше не обратиться. Зато, если ваши мнения совпадают, Йован искренне радуется. Если же не совпадают, то не спорит, довольствуется вашим кратким ответом по сути: видимо, это дает ему пищу для дальнейших размышлений.

Впрочем, он всегда уверен, что собеседник его понимает. (Стоит ли напоминать, что Чирилов бегло говорит на многих языках). Но не это главное. В нем абсолютно отсутствует так часто встречающееся в наших театральных кругах высокомерие. Он скорее склонен переоценивать людей, чем недооценивать. Даже о белградских критиках, которые не раз обрушивались на него с несправедливыми упреками, он никогда не сказал ни одного дурного слова. Когда же конфликт исчерпан, он продолжает общаться с недавним оппонентом, словно ничего и не было.

… При всей кажущейся рассеянности и способности присутствовать (иногда незримо) одновременно в нескольких местах, Йован обладает исключительным умением мыслить системно и излагать свои мысли сжато и внятно. Это особенно заметно в его вступительных статьях к каталогам БИТЕФа, в предисловиях к сборникам отечественной и зарубежной драматургии и в его рецензиях на книги и спектакли…

Неудивительно, что этого человека тепло принимают во всех театральных городах мира. Йован умеет общаться, умеет понимать с полуслова тех, кого считает своими друзьями. Никто не удивится, увидев фотографии Чирилова рядом с Питером Бруком, Юрием Любимовым, Эудженио Барбой, Анатолием Эфросом, Фернандо Аррабалем, Львом Додиным, Джорджо Стрелером или Робертом Уилсоном.

…Никогда не распространяясь о любви к своей стране, он очень ценит внимание и интерес к культуре и истории Сербии. Йован – один из самых уважаемых театральных деятелей Белграда. Недаром он возглавил комиссию по переименованию столичных улиц, когда стало возможным возвращение так дорогих сердцу каждого жителя Белграда столичных улиц».

Йован Чирилов знал и ценил современный русский, шире – советский театр. Немало усилий и дипломатических талантов он употребил в советские времена при поддержке Миры Траилович, чтобы пригласить на БИТЕФ «еретиков» советского театра: Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, Анатолия Васильева, которые получали заслуженные награды. Международный фестиваль в Белграде, на который съезжались представители европейской прессы, открывал миру искусство наших режиссеров. Позже были удостоены Гран-при БИТЕФа Георгий Товстоногов, Лев Додин, Петр Фоменко, Андрей Могучий, Роман Виктюк. С успехом выступали на подмостках Белграда Светлана Врагова, Дмитрий Черняков, Кирилл Серебренников и многие другие российские режиссеры.

Бывая в Москве, Чирилов не раз бывал в Государственном институте искусствознания, выступал на заседаниях Сектора искусства стран Центральной Европы, на конференциях и презентациях. Можно сказать, что он был нашим постоянным внештатным сотрудником. Йован восхищался тем, как широко представлена в Институте искусствоведческая наука. Он любовался залами нашего старинного особняка. Но еще больше он ценил наши печатные труды. Мы охотно дарили ему наши издания, но он умудрялся еще купить в нашем книжном киоске множество книг по всем видам искусства. На многие из них, вернувшись на родину, он охотно писал рецензии.

В лице Йована Чирилова мы потеряли верного и надежного друга, подлинного европейского интеллектуала – шестидесятника.

Вечная ему память!