28.11.2014

В ГИИ откроется международная научная конференция «Русские художники в швейцарских собраниях»


2014 год стал знаковым для России и Швейцарии. Он посвящен 200-летию установления дипломатических отношений между двумя странами. Межкультурный диалог всегда играл ведущую роль в установлении и развитии контактов между государствами. В этом году многие события культуры в области театра, музыки, изобразительного искусства были приурочены к юбилейной дате. Перекрестные сезоны культуры включали гастроли Театра Бориса Эйфмана в Швейцарии, концерты швейцарских музыкантов в России (Струнного фестивального оркестра Люцерна, Швейцарского «Кармина Квартета»), Неделю российского кино в Локарно и Неделю документального швейцарского кино в Москве, выставку современного швейцарского искусства из коллекции Музея современного искусства Мигрос (Цюрих) в ГЦСИ.

Международная научная конференция «Русские художники в швейцарских собраниях», которая состоится 2-3 декабря 2014 года, является частью программы мероприятий, посвященных юбилею установления дипломатических отношений между нашими странами. Конференция проводится Государственным институтом искусствознания МК РФ (Москва) совместно со Швейцарским институтом искусствознания (Цюрих). Это первый совместный проект двух ведущих научно-исследовательских центров в области изучения культуры и искусства в России и Швейцарии. Оба института ‒ члены Международной Ассоциации научно-исследовательских институтов истории искусств (RIHA). Подобное сотрудничество в сфере академической науки и исследований современного арт-рынка имеет особое значение в межкультурном диалоге двух стран. Конференцию откроет Чрезвычайный и Полномочный Посол Швейцарии в Российской Федерации господин Пьер Хельг.

Тема российско-швейцарских художественных связей больше известна узким специалистам, чем широкой публике. Программа конференции представляет интересную ретроспективу художественного взаимодействия России и Швейцарии в XIX веке. Особое место в работе конференции занимает проблема частных коллекций. «Русская» часть знаменитого собрания Оскара Геза Пти Пале в Женеве до недавнего времени являлась одной из самых крупных коллекций искусства рубежа XIX–ХХ веков не только в Швейцарии, но и в Европе. А Музей современного искусства небольшого швейцарского города Аскона волею судеб стал основным хранителем произведений русской художницы Марианны Веревкиной. В докладах сотрудников Государственной Третьяковской галереи, принимающих участие в конференции, прозвучит такая важная тема, как приобретение в 2011 году уникальной коллекции 70-ти рисунков Н. Ге из собрания швейцарского коллекционера Кристофа Больмана, сделавшее Третьяковскую галерею крупнейшим хранителем графики этого выдающегося художника.

Швейцарские коллеги из Цюриха расскажут об извилистых дорогах обретения произведений советского конструктивизма коллекциями Швейцарии и о первых швейцарских коллекционерах произведений искусства нонконформистов. В конференции примет участие Арина Ковнер, владелица галереи «Окно» (KulturAtelier "Okno") в Цюрихе. Ее имя уже давно стало легендой в мире коллекционеров – она была в числе первых в Швейцарии, кто еще в 80-е годы прошлого века, стал серьезно и систематично собирать советское концептуальное искусство. Выступление г-жи Ковнер будет сопровождаться просмотром короткометражного фильма о коллекции. Завершится работа конференции обзором «русского сегмента» арт-рынка Швейцарии конца ХХ – начала XXI века.

Программа конференции

Контакты и дополнительная информация:

Евгения Шидловская, Куратор конференции, Государственный институт искусствознания

Тел. +7 916 168-33-29 E-mail: iskusstvoznanie.sias@gmail.com