РУССКИЙ    |    ENGLISH
Залы и гостиные, будуар и спальня

Залы и гостиные, будуар и спальня

Зеленый зал, соединяя весь дом, в то же время отделял личные покои от залов публичного назначения. Слева от него находится Голубая гостиная, ее изначальный цвет был уточнен при последней реставрации. Ее можно считать личным кабинетом владелицы. Монотонность современной покраски связана с отсутствием каких-либо данных об оригинале. Кусочек более поздней розовой покраски и тонкого растительного орнамента в основании консоли на стене - свидетельство того, что в ранние периоды столь скучных поверхностей в доме не было. От прежнего убора здесь сохранились две угловые скошенные печи, топившиеся из коридора и создававшие теплый уют гостиной. Обычное назначение залов - парадных в зоне анфиладного прохода вдоль окон и уютных, обособленных в глубине сохранилось в замечательном архитектурном решении плафона. Одна реальная и три живописных арки образуют балдахин парадного пространства с парящим квадратом зеркала потолка. Лепная и живописная орнаментика арок (побеги виноградной лозы) смотрится подчеркнуто легко на светлых и белых фонах. Благодаря изображению деревянного каркаса из пересекающихся брусков арки становятся арками паркового боскета с небом-плафоном над ними. Легко и прозрачно выглядят острые ритмы орнамента основного карниза - крупные звездчатые и меньшие заостренные овальные розетки. В карнизе венчающая полочка заменена прямоугольной четвертью - орнамент на ее вертикальной плоскости создает впечатление прорезной поверхности. В обрамлении зеркала плафона использован мотив дубовых листьев и желудей, в символике XVIII века связанный с идеями триумфа и гражданских доблестей.

Задняя часть комнаты, за аркой, имеет свой прямоугольный плафон меньшего масштаба, и очевидно, что расстановка мебели соотносилась с этими архитектурными членениями. Каждая зона комнаты освещалась своей люстрой.

В этой комнате с осевой композицией плафона неожиданно сопоставляется глухой простенок в центре между окнами - ибо стена имеет здесь два, а не три окна. Небольшой особняк не требовал обширных интерьеров, это предопределило и частое размещение окон на фасаде, и их необычное ритмическое соотношение с декорацией небольшой Синей гостиной, с прямоугольниками соседствующих с ними порталов анфилады. Ленточные обрамления окон продолжаются до пола, поэтому окна в глубоких откосах смотрятся так же масштабно, как порталы анфилады. Откосы окон - и верхние, и боковые - почти всегда украшены филенками с широкими обрамлениями, очертания которых создают иллюзию перспективных сокращений и зрительно увеличивают глубину оконных ниш. Исключение во всем здании сделано только для окон маленького будуара, где подобное утяжеление форм мешало бы выразительности основной подкупольной композиции.

По сторонам арок передней части Синей гостиной размещены изображения крылатых голов. Они, как и изображения в портике фасада, весьма похожи на театральные маски. Следует иметь в виду, что маски на фасаде находятся рядом с окнами этой комнаты, правое окно расположено между пилястрами портика. Маски в интерьере имеют позади маленькие крылышки, а внизу - горизонтальные витые ленты. Вполне вероятно, что здесь изображена голова Медузы Горгоны, защищающая обитателей дома и устрашающая его недругов. Здесь выбор уже прямо связан с волей заказчицы и может быть аргументом для трактовки помещения как ее личной гостиной. Тогда понятно и ее престижное размещение в зоне фасадного портика.

Зато следующее помещение анфилады представляет собою самый грациозный пространственный и декоративный каприз архитектора и владелицы. Оно, скорее всего, служило маленьким, в одно окно, кабинетиком-будуаром хозяйки. Зона прохода по анфиладе около окна превращена в очаровательный купольный балдахин. Четыре легкие украшенные лепниной арки - одна пространственная, другие прислонены к стенам - создают легкий кружащийся ритм, объединяемый карнизом и пространством парящего над ними неглубокого глухого купола. Арки опираются на гермы, их высокие, расширяющиеся вверх постаменты завершаются женскими бюстами. Круговое движение этой зоны подхватывается полукруглой апсидой, образующей остальную, глубокую часть комнаты. В апсиде устроена полукруглая, ведущая в коридор дверь; для полного наслаждения музыкой ритмов и непрерывных поверхностей этой маленькой комнаты она должна быть обязательно закрыта.

Стены будуара окрашены в розовый цвет, холодновато-голубоватые откосы окон, постаментов под гермами, обрамлений порталов, чистые белые поверхности между арками и куполом соединяются в переливчатую гамму, подчеркивающую красоту каждого оттенка и каждого сочетания. Назначение этой комнаты определяется ее проходным, промежуточным положением в личных покоях хозяйки. За ней расположена торжественная парадная спальня, образующая прямоугольное помещение в торцевой, обращенной к церкви части дома. Вдоль улицы спальня имеет два окна, с торцевой же стороны ее длина равна четырем осям. Ближайшее к улице окно сделано глухим, и это связано с перспективой парадной анфилады. Эта перспектива не должна была обрываться окном, ритм анфилады чаще всего умножался, делался безграничным с помощью зеркала. И обрамленная полочкой искусственного мрамора высокая, от пола, ниша на стене спальни и была предназначена для зеркала.

Комнаты воспринимались не только в своей самостоятельности и самоценности, но и в пространственной, ритмической, композиционной и цветовой соотнесенности друг с другом. Одна из самых прекрасных перспектив, обнаруживающих взаимозависимости подобного рода, - перспектива из будуара в спальню, где элементы двух покоев сплетаются и по-новому раскрываются при постепенном движении по анфиладе.

Парадная спальня - единственное помещение дома, имеющее трехчастное пространственное решение. Ее центром является квадратное центральное пространство, выделенное двумя поперечными колоннадами коринфского ордера. Нарядность этих колоннад увеличена не только прекрасной искусственной мраморировкой зеленоватого оттенка самих колонн, но и превращением отвечающих им лопаток на стенах в подобные же столбы коринфского ордера. Колонны широко расставлены, центральные проходы подчеркнуто выделены; вместе с арками, поднимающимися над антаблементом колоннады, рельефами в круговых обрамлениях и абрисом стен, композиция напоминает триумфальные арки.

Т. А. Дудина