РУССКИЙ    |    ENGLISH

Сектор социологии искусства

Сектор социологии искусства был создан в ГИИ в 1992 г. (до последнего времени он носил название Отдел теоретической социологии искусства). Главным направлением его деятельности является работа по теме «Системные исследования художественной жизни». Эти исследования опираются на общеметодологические положения современной теории искусства, согласно которым искусство, погруженное в социальный контекст, образует сферу художественной культуры — относительно самостоятельную область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды общественных отношений, регулирующих функционирование искусства, взаимосвязи художников, власти, рынка и публики. Бытие и развитие художественной культуры во времени и пространстве представляет собой художественную жизнь общества, которая и есть основной предмет социологии искусства.

Социология искусства призвана дать исторически конкретную картину состояния художественных вкусов, интересов и оценок как художников, так и «потребителей» художественного продукта, выяснить факторы, их формирующие, проанализировать структуру и деятельность социальных институтов, организующих производство и взаимоотношения искусства и публики. При этом, исходя из нашей концепции, главная социальная функция искусства — его воздействие на картину мира людей, т. е. на их мировидение, мироощущение и психологическую организацию. Поскольку разные субкультуры и этносы отличаются друг от друга своеобразием картин мира, они нуждаются и в «особом» искусстве для их формирования и развития. Отсюда — не только разнообразие национальных искусств; художественные вкусы существенно различаются и в разных субкультурах даже в рамках одного этноса.

Таким образом, коллектив Сектора разрабатывает принципиально новую теорию, объясняющую особенности функционирования искусства в обществе — теорию социокультурной стратификации, в основе которой лежит представление о картине мира человека и о делении общества на субкультуры, различающиеся особенностями своих картин мира и своим «художественным мировидением».

 
Научные сотрудники: