РУССКИЙ    |    ENGLISH

Элемент не найден!

Оглавление

Теория художественной культуры

Гирин Юрий Николаевич Масса versus индивидум

В статье рассматривается авангард начала ХХ века. Рассмотрен период, когда понятие творчества перестало быть прерогативой искусства и сделалось категорией социально-исторической, а сюрреалистическая революция начинала идти вместе с социальной. Для масс характерным стало мышление тотальными категориями инструментально-агрессивного характера. Прослеживается эволюция от мифообраза Всечеловека к образу человека-массы. Императив массы сопровождался самогипнозом заклинаний. Прослеживается коррелят танатологического и массовидного кодов, изменение фигуры суверенной личности и его трансформация в наднациональный образ homo totus.

This article is devoted to avant-garde of the early 20th century. The author considers the period when the notion of creative work ceased to be applied to art only and became a social-historical category, and the surrealist revolution started going together with the social one. It was characteristic of the masses to think in total categories of instrumental-aggressive kind. One can trace the evolution from the myth-image of Total Man to the image of mass-man. The imperative of the mass was accompanied by self-hypnosis of incantations. One can trace a correlation between the Thanatalogical and the mass code, a change in the figure of the sovereign personality and its transformation into the supranational homo totus image.

Ключевые слова: авангард, творчество, массовая культура, личность, активизм, общественное сознание, философия имени, гротеск.

Keywords: avant-garde, creative work, mass culture, personality, Uactivism, social consciousness, the philosophy of name, grotesque.

Гришин Михаил Владимирович Эстетизм в японской культуре

В данной статье рассматривается культ красоты как фундаментальный принцип японской культуры. Культурные феномены, заимствованные из других культур, японская культура перерабатывала в соответствии со своим мировосприятием. Показано, как на первый план в японской культуре выходит принцип «моно-но аварэ», печального очарования вещей, связанный с художественно-эстетическим способом постижения мира. Переживание красоты мира как фундаментального принципа освоения мира через эстетику в определенной мере замещает конфуцианскую метафизику и этику в японской культуре.

In this paper analisis cult of beauty as the main principle of Japanese culture. Phenomenona of culture, borrowed from the other culturies, Japanese culture always have took in according with own apprehension of the world. In this article regard as the foreground in the Japanese culture go out principle mono no aware or "pathos of thing", cjnnecting with artistic-aestetics way of comprehension of the world. Japanese experience of the beauty of the world as main principle learning of the world by means of aestetics in definitely plan substitute for Buddhist and Confucians metaphysics and ethics.

Мороз Оксана Владимировна Проблемы исполнительского искусства в современных арт-практиках
В статье рассматриваются возможности современного искусства выступать в качестве коллективной исследовательской практики, в которой радикальные границы между интенциями автора и зрителя оказываются сняты. Особое внимание уделяется таким формам арт-практик как инсталляция и перформанс. Апеллируя к опыту известных российских и зарубежных художников, автор демонстрирует, что исполнительское искусство, требуемое от зрителя, является практически единственно возможным модусом создания современного произведения искусства.

The article briefly describes the capabilities of modern/contemporary art to act as collective research practices, in which the radical boundary between the author's and the viewer's intentions are removed. Special attention is paid to such forms of art practices as installation and performance. Appealing to the experience of famous Russian and foreign artists the author consistently demonstrates that art of execution, required from the viewer, is practically the only possible mode of creating a work of contemporary art.

Макеенкова Алина Васильевна Понимание искусства как основная задача современного искусствознания

Современное искусство часто обвиняется в том, что по сравнению с классическим или древним наследием, произведения художников ХХ и ХХI веков не могут существовать как произведения искусства вне контекста. Снять напряжение в вопросе противостояния современного и «классического» искусства помогло бы правильное определение задач, которые стоят перед искусствознанием и их иерархия относительно друг друга.

Makeyenkova A.V., Understanding Art as the Main Objective of Modern Art Studies

It is a frequent criticism with regard to modern art that unlike classical or ancient heritage works of artists of the 20th and the 21st century cannot exist as works of art out of a context. To remove tension in the modern vs. "classical" art opposition the correct definition of the tasks which face Art Studies (and their priorities) would help. Therefore, the main goal of this article is transfer of accent from art "decline" to limitations of modern methods of its study.

Черносвитов Павел Юрьевич Смыслогенез кончился?

В статье с нескольких позиций рассматривается современное положение общечеловеческой культуры, включая художественную ее составляющую. Делается вывод о почти неизбежной смене вектора ее развития, поскольку настоящее ее состояние представляется тупиковым.

This article looks at the contemporary state of mankind's culture from a number of points of view and in different aspects including the artistic one. The conclusion is this: there is going to be an almost inevitable change of culture's development vector because its present state appears to be an impasse.

Гирин Юрий Николаевич История и/или искусство

Статья представляет собой некоторые соображения в свободной форме, посвященные вопросу о том, что же является основной формой бытования человека как человека - история или искусство. Автор считает, что историческое смыслополагание человека о себе представляется, если и не отмирающей парадигмой, то во всяком случае, не оправдывает себя в принципе. Истинной же формой самопознания может быть только искусство. История всегда относительна, она зависит от преходящих и постоянно изменяющихся фактов, поэтому она именно не фактична. Искусство же есть вечная форма рефлексии, она есть непреходящий факт человекобытия.

This article offers some considerations in free form devoted to the question: which is the principal form of man's existence as man, history or art? The author maintains that man's conceptualization of himself may not be a fading away paradigm yet but in any case it is not sufficient. in principle. The true form of self-nowledge is only art. History is always relative, it depends on transient and changeable facts, that is why it is not factual. As to art, it is the eternal form of reflexion, it is the constant fact of human existence. 

Кривицкая Евгения Давидовна Французские поэты – идеологи музыкального искусства

Статья посвящена взаимосвязи музыки и литературы во французском искусстве. Рассматриваются выборочные фигуры поэтов и литераторов (Малларме, Кокто, Пруста и др.), оказавших концептуальное влияние на творчество композиторов нескольких поколений XX столетия.

The article is devoted to the relationship of music and literature in French art. They speak about the different poets and writers (Mallarmé, Cocteau, Proust, and others), who have provided a conceptual influence on the work of the composers from several generations of the XX century.

Хренов Николай Андреевич Игровая cтихия в русской культуре начала второго десятилетия ХХI века

Аннотация

Статья посвящена проблеме искусства как сфере творчества культуры. Рассматриваются границы между игровым и серьезным, дионисийским и аполлоническим в разные исторические эпохи. Сопоставляются разные типы личности, кристаллизующиеся на отдельные этапах развития культуры. Особое внимания удалено базовым архетипам русской культуры в истории и в настоящее время.

Ключевые слова: искусство, культура, кино, телевидение, литература, зритель, игровая стихия.

Khrenov N.A. Play Element in Russian Culture at the Beginning of the Play Element in Russian Culture at the Beginning of the Second Decade of the XXI Century

Abstract

The article deals with the problem of art as a sphere of creating culture. Under consideration: the boundaries between playful and serious, Dionysiac and Apollonic in different historical eras. Comparison of different types of personality which crystallize in different periods of cultural development. The focus is on the base archetypes of Russsian culture in history and at present.

Keywords: аrt, culture, cinema, television, literature, audience, play element.

Афасижев Марат Нурбиевич Становление эстетики и теории искусства в Древней Греции

В статье рассматриваются отдельные стороны и черты эстетических воззрений Пифагора, Сократа и Платона в общем контексте становления философской мысли Древней Греции.

This article discusses some aspects and characteristics of the aesthetic views of Pythagoras, Socrates and Plato in the general context of the formation of philosophical thought in Ancient Greece.

Плютто Петр Александрович Культура как игра: исследование реальности социокультурного виртуального

Аннотация

В статье обосновывается проект исследования социокультурных иллюзий, дается их определение, производится классификация человеческих заблуждений и предпринимается попытка представить внеиллюзорную реальность в виде своеобразного аттрактора социокультурных иллюзий. Далее, с помощью принципиально новой интерпретации известной концепции Й. Хёйзинги, рассматривавшего культуру как игру, определяется двойной – серьезно-игровой – смысл бытия социокультурных иллюзий. Реальность социокультурных иллюзий понимается как особая реальность виртуального.

Ключевые слова: социокультурные иллюзии, внеиллюзорная реальность, аттрактор, игра, реальность виртуального.

Plyutto P.A. Culture how to play: a study of virtual reality socio-cultural

Abstract

There are an explanation of the project of the study of sociocultural illusions, an illusions’ definition, a classification of human delusions and an attempt to understand the in-illusory reality in the form of an sui generis attractor of sociocultural illusions in this article. Then the double – serious-and-playing – meaning of sociocultural illusions defines by the way of using a fundamentally new interpretation of well-known conception after J. Heizinga who has considered human culture as a game. The reality of sociocultural illusions is understood as peculiar reality of virtuality.

Keywords: sociocultural illusions, in-illusory reality, attractor, play, reality of virtuality.

Глухов Алексей Анатольевич Философия о власти искусства: Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида

В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский способ выяснения отношений с искусством. В воображаемом разговоре с современными мыслителями позиция Платона выделяется тем, что он, осознавая задачи искусства и его влияние на человеческую жизнь, выстраивает свою собственную философию как политически ответственную поэзию.

The paper offers a review of positions held by prominent philosophers (Plato, Benjamin, Heidegger, Derrida) regarding the power of art. In spite of the essential differences between their approaches to art those thinkers displayed interest in the same questions and problems. That helps to reassess Plato’s harsh criticism of art, which turns out to be a fairly typical philosophical way of dealing with art. In an imaginary conversation with the contemporary thinkers Plato stands out, as he is aware of mission and influence of art in human life and intends his own philosophy to be politically responsible poetry.

Мартиндэйл Колин Второй закон термодинамики как первый закон эволюции искусства. Перевод Н.Корытина

Аннотация

Описан психологический подход к истории искусства, аналогичный дарвиновской модели эволюционного процесса. В основе развиваемой теории лежит идея о том, что главные тенденции истории творческой деятельности человеческого сообщества обусловлены постоянной потребностью художников осуществлять новации – для преодоления эффекта привыкания. Под давлением этой потребности происходит рост непредсказуемости, неопределенности, энтропии форм искусства. Поэтому можно трактовать второй закон термодинамики как первый закон истории искусства. Приводятся результаты проверки данной эволюционной модели на материале истории английской поэзии с XIV века до наших дней.

Ключевые слова: эволюционная модель, социокультурная динамика, история искусства, потенциал возбуждения, энтропия, циклические процессы в культуре, английская поэзия.

Martindale C. The second law of thermodynamics as the first law of evolution of art. / Martindale C. The Clockwork Muse: The Predictability of Artistic Change. Basic Books, 1990.

Abstract

The author proposes a psychological approach to art history similar to Darwin’s model of evolutionary process. The theory is based on the thesis that the main trends of art history are rooted in constant need for novelty in order to overcome habituation effect. Under the pressure of this need within the artistic society one can observe constant growth of unpredictability, incongruity, entropy in works of art. This makes the second law of thermodynamics the first law of art history. Need for novelty which causes entropy growth also results in oscillations of “primordial” content in art works (opposed to “conceptual” one) which correspond to major stylistic changes. Results of English poetry study show an example of suggested model’s consistency.

Keywords: evolutionary model, socio-cultural dynamics, history of art, the excitation potential, entropy, cyclic processes in culture, English poetry.

Художественная культура: история и современность

Гришин Михаил Владимирович Дзэн и японское искусств

В статье рассматривается слияние эстетики и религии дзэн, характерной для японской традиционной культуры. Показано, как религиозные категории дзэн претворяются в художественно-эстетические практики, оказавшие влияние на все традиционное искусство Японии. Произведение японского традиционного искусства – религиозный акт, демонстрирующий реализацию человеком своей истинной природы – сатори.

The article shows merging aesthetic and religion Zen, distinctive for the Japanese traditional culture. Shown how religious categories of Zen transform in artistic-aesthetics practice, maked influence on all traditional art of Japan. Work jf the Japanese traditional art is the religious act, demonstrate realization by men his true nature – satory.

Ключевые слова: дзэн, художественно-эстетическая практика, искусство, медитация, просветление, истинная природа.

Keywords: zen, artistic-aesthetics practice, art, meditation, enlightment, true of the nature.

Сальникова Екатерина Викторовна К предыстории технической визуализации. Предметы-спутники внутреннего созерцания индивида

Статья посвящена аспектам внутренней рефлексии, внутреннего наблюдения или созерцания индивида. Автор анализирует семантику традиционных предметов, которые способствуют внутреннему созерцанию. Сегодня это чашки, бокалы, сотовые телефоны. Но тенденция держать нечто подобное в руках или поблизости существовала в качестве стабильной потребности человека на протяжении веков. В статье анализируются культурные образы черепа, магической живой головы, головы в шлеме и священного сосуда как предыстория современных вещей для активации интеллектуальной рефлексии и внутреннего созерцания.

The article deals with the aspects of the inner reflection, and especially, the inner observation of an individual. The author analyses the semantic of the traditional things, improving the possibilities of inner observation. There are cups, glasses and mobile telephones that are following the intellectual reflection of a man nowadays. But the trend to keep an object in the hands or near by was one of the stable necessities of a human being for ages. The article studies the cultural images of a skull, a magic alive head, a head in the helmet and a saint cup as the prehistory of the technical objects for the activation of the personal inner reflection.

Климанова Ксения Юрьевна Появление документальной эстетики в фэшн-фотографии США и Европы первой половины ХХ века

Эстетика фэшн-фотографии – одного из самых массовых и влиятельных на сегодняшний день жанров фотографии – мало изучена отечественными и зарубежными искусствоведами. Статья посвящена документальному направлению фэшн-фотографии, прослеживается его эволюция от первого появления до 1960-х годов.

Esthetics of one of the most mass and influential genre of photography now days – fashion photography is little explored both in Russian and international art criticism. This article is devoted to documentary esthetics in fashion photography, describing it and identifying evolution tendency of the esthetic principles from the first occurrence to the 1960s.

Ключевые слова: фэшн-фотография, эстетика, документальность

Keywords: fashion photography, esthetics, documentary

Герасимова Анна Александровна Филип Сидни и Джордано Бруно: эстетические представления Северного Возрождения и маньеризма второй половины XVI в.
Статья посвящена кругу вопросов, связных с эстетическими представлениями в культуре Северной Европы, которые нашли отражение в работах Джордано Бруно, написанных во время его пребывания в Англии. Две из этих работ – «Изгнание торжествующего зверя»  и «О героическом энтузиазме» были адресованы сэру Филипу Сидни – автору первой английской поэтики, трактата  «Защита поэзии».
Анализ этих трех текстов направлен на выявление основных эстетических воззрений Сидни и Бруно, а также их связь с культурой позднего Ренессанса и маньеризма.

The article is devoted to problems connected with aesthetic conceptions in the culture of Northern Europe which are dealt with in Giordano Bruno's works written during his stay in England. Two of these, 'Expulsion of Triumphant Beast' and 'The Heroic Frenzies', were addressed by the author to Sir Philip Sidney, the author of the first English treatise on poetry, 'The Defense of Poesy'. An analysis of these three texts aims to reveal the principal aesthetic ideas of Sidney and Bruno and their ties with the culture of the late Renaissance and Mannerism.

Буткова Ольга Владимировна Мифы нашего времени: Две«Алисы»

Статья посвящена анализу двух произведений: литературной сказки девятнадцатого века «Приключения Алисы в стране чудес» писателя Льюиса Кэрролла и современному фильму режиссера Тима Бертона «Алиса в стране чудес». В статье показаны особенности трансформации сказочных сюжетов современной культурой, выдвинуты гипотезы некоторых причин востребованности жанра фэнтези, ставшего сегодня «наследником» волшебной сказки.

The article is devoted to analysis of two artworks: literary fairy-tale «Alice's Adventures in Wonderland» written by Lewis Carroll in XIX century and modern film «Alice in Wonderland» directed by Tim Burton. Some features of transformations of fairy-tale genre are shown in this article. It also contains hypotheses explaining popularity of fantasy in modern culture.

Шапченко Юлия Павловна Тема смерти в русском провинциальном искусстве конца XVIII – первой половины XIX вв.
В статье рассматривается творчество представителей племен самодийской группы, которые обучались в художественной студии при Институте народов Севера (1926–1941). Кратко освещена история создания студии; работы художников-северян сопоставляются с древними космогоническими мифами.

The article examines examples of Samoyedic folk arts by those members of the Samoyedic tribes who studied at the art studio at the Institute of the Peoples of the North (1926–1941). A brief history of the studio is given; works by the artists from the North are compared with ancient cosmogonic myths.

Журкова Дарья Александровна Классическая музыка в форматах коммерческого ТВ

В статье анализируются формы и способы презентации классической музыки на российском коммерческом телевидении, когда сама музыка не является ведущим объектом телетрансляции, но используется в виде источника дополнительных аллюзий и смыслов. Особое внимание уделяется феномену обращения к классической музыке звезд отечественного шоу-бизнеса. Также рассматриваются закономерности преподнесения академической музыки и музыкантов в форматах ток-шоу и реалити-шоу.

The article analyses forms and methods of presentation classical music on Russian commercial TV. In this context the music itself is not a main object of broadcasting, but it becomes the source of extra allusions and meanings. Particular attention is given to the phenomenon of using classical music in the image of Russian pop-stars. The article also discusses the laws of presentation classical music and musicians in TV-formats such as talk-show and realty-show.

Королева Валентина Алексеевна Императорское Русское Музыкальное общество и Пролеткульт на Дальнем Востоке России: союз или конфронтация?

В контексте исторического своеобразия региона автор рассматривает деятельность различных художественных обществ Владивостока, Хабаровска, Благовещенска и Читы, сыгравших важную роль в процессе формирования дальневосточной музыкальной культуры. Показано исключительное значение и своеобразие истории Владивостокского отделения ИРМО, особенности его взаимодействия с Пролеткультом и Рабисом. Представлены судьбы выдающихся музыкантов, чьей заслугой является зарождение педагогической и исполнительской школ, открытие музыкальных учебных заведений и становление системы профессионального музыкального образования на Дальнем Востоке в изучаемый период.

Koroleva Valentina Alekseevna

PhD (History), Assistant Professor, Senior Researcher at the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok.

The Imperial Russian Musical Society and Proletkult in the Russian Far East: Alliance or Confrontation?

The author examines the activities of various artistic societies of Vladivostok, Khabarovsk, Blagoveshchensk and Chita in the context of the Region’s historical originality, which played an important role in the forming of Far Eastern musical culture. An exceptionally significant and distinctive history of the Vladivostok branch of the Imperial Russian Musical Society (IRMO) and the peculiarities of its cooperation with Proletkult and Rabis are shown. The careers of prominent musicians, who contributed a lot to the formation of pedagogic and performing schools, the opening of musical educational institutions and the formation of the professional system of musical education in the Far East during the period in question, are discussed. 

Воскресенская Виктория Владимировна Художественная «натурфилософия» П.Кузнецова и М.Сарьяна первой половины 1910-х годов: идеально-утопическое миростроение

В статье исследуются особенности понимания и образного воплощения природы в искусстве двух творческих соратников Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна в широком контексте актуальной темы взаимоотношения человека и мироздания. Эволюция осознания художниками гармоничной целостности окружающего мира в первой половине 1910-х годов рассматривается как путь углубления их «натурфилософии» в русле художественных и эстетических тенденций эпохи – поисков «всеединства» на почве Востока.

Voskresenskaya Victoria Vladimirovna

PhD, Senior Researcher, Academic Secretary of the Department of General Questions of Art Studies, State Institute for Art Studies, Moscow.

Artistic «Natural Philosophy» of P.Kuznetsov and M.Saryan in the First Half of the 1910s: Ideal-Utopian World-Construction

This article is devoted to a research in the peculiarities of perception and depiction of nature in the work of two companions in art, Pavel Kuznetsov and Martiros Saryan, as seen in the wide context of the topical subject of interrelation between man and universe. The evolution of the artists’ realization, in the first half of the 1910s, of the world’s harmonious integrity is regarded as the deepening of their «natural philosophy» within the framework of artistic and aesthetic trends of that period: search for «unity of all» on the basis of the East. 

Стракович Юлия Владимировна Фоновая музыка: вчера, сегодня, завтра

В статье кратко рассматривается история фоновой музыки и феномена фонового слушания от античности до наших дней. Основное внимание уделяется анализу культурных трансформаций цифровой эпохи и того влияния, которое они оказывают на музыкальное восприятие людей. Автор описывает ряд современных тенденций в создании и исполнении музыки, отражающих происходящие с восприятием перемены, а также указывает на некоторые новые проблемы, возникающие в отношениях музыки и слушателя, и пытается наметить пути их потенциального решения.

Short abstract: The article presents a brief history of background music and background listening phenomena from antiquity to present day. The main focus of the article is the analysis of cultural transformations in the digital age and their impact on people's musical perception. The author sheds light on a number of modern trends in music composition and performance which reflect this perceptual shift. Furthermore, the author introduces several new problems in a relationship between music and the listener and tries to find potential ways of addressing these issues.

Кирьязев Олег Витальевич История одной рокировки

Начиная с эпохи Ренессанса, искусство постепенно освобождается от  влияния религии. Более того - оно перехватывает ряд ее функций: кодовую и профетическую, поскольку в силу своей динамичности успешнее справляется с вызовами времени, чем малоповоротливая религия. Однако ни религия, ни искусство ничего не утрачивают от этого события, но лишь обретают свою идентичность.

Beginning with the Renaissance,  art has gradually freed  itself from the influence of religion. What's more - it captures some of religious functions: the code and the prophetic, because due to its dynamism  it  copes more successfully with the challenges of time than sedentary religion. However, neither religion nor art  lose anything in  this process, but only take on their identity.

Кисеева Елена Васильевна «KONTAKTHOFF» П. БАУШ: СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ИЛИ ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО?

В статье характеризуется новая форма современного сценического танца, представляющая альтернативу традиционному классическому балету. Анализируется один из самых ярких, шокирующих спектаклей немецкого хореографа Пины Бауш «Kontakthoff». Постановки «Kontakthoff» 1978, 1998, 2000, 2008, 2011 годов рассматриваются сквозь призму современных социокультурных реалий.

In this paper a new form of contemporary dance is characterized as an alternative to traditional classic ballet. The subject for analysis is «Kontakthoff», one of the mostly bright and shocking performances by German choreographer Pina Baush. Stage versions of «Kontakthoff», produced in 1978, 1998, 2000, 2008, 2011, are observed in the context of today’s tendencies in culture and social life.

Хасаншин Азамат Данилович НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ТАТАРО-БАШКИРСКОЙ МУЗЫКИ И УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ: МЕЖДУ ИМПЕРСКОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ И ИНДУСТРИЕЙ РЫНКА

Статья посвящена рассмотрению процессов, происходивших в профессиональной музыке (как устной, так и письменной традиции) Урало-Поволжского региона с конца XIX вв. В центре внимания – процесс перехода от этнической культуры к советской имперской цивилизации, в ходе рассмотрения которого вскрываются истоки и развитие конфликта между политикой «культурной революции» в национальных республиках СССР 1920-1930-х годов и традиционной татаро-башкирской музыкальной культурой, сохранившей свой культурный код со времен Золотой Орды и Казанского ханства.

The article is devoted to consideration of the processes, that occur in the professional music both oral and written tradition of the Urals-Volga Region since the end of XIX century to the present days. The author’s attention is concentrated on the transition of culture from its ethnical stage to the Soviet imperial civilization one, on the source and development of the conflict between the “cultural revolution” policy, pursued by the national regions of the USSR during 1930-1940, and Tartar-Bashkirian traditional music, which have been keeping its initial canon since XIII century.

Николаева Елена Валентиновна ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАКТАЛОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Статья посвящена зарубежным и отечественным исследованиям фракталов и фрактальности как особому типу образности в традиционном и цифровом изобразительном искусстве. Фрактал рассматривается как парадигмальный концепт, технический прием, структурно-семантический паттерн и эстетический критерий.

The article is concerned with scientific investigations of fractals and fractality as a special imagery type in traditional painting and digital art. The fractal is considered as a paradigmatic concept, an art technique, a structural and semantic pattern and an aesthetic criterion.
Исхакова Саида Зауровна «Популярное» и «элитарное» в музыкальном искусстве Западной Европы XIII-XIV веков: начало противостояния

Статья посвящена анализу природы взаимодействия академического и массового музыкального искусства на рубеже эпох Средневековья и Возрождения. Автор исходит из предпосылки культурного подобия исторических периодов, находящихся на расстоянии 600 лет, поэтому, рассматривая функционирование «популярного» и «элитарного» пластов культуры в XIII-XIV вв., находит соответствующие параллели в XIX-XX вв. Особое внимание при этом уделено традиции cantus publicus, становившейся на протяжении указанной эпохи всё более доступной для восприятия и включившей в сферу своего воздействия также музыку церковного обихода.  

This article is devoted to analysis of the nature of the relations between academic and mass music on the border between the Middle Ages and the Renaisssance. The autthor bases her research on cultural similarities between historical periods which are 600 years apart, so when examining the functioning of the 'popular' and the 'elitist' strands of culture in the 13th and 14th centuries she detects some parallel phenomena in the 19th and the 20th century. The article focuses in particular on the cantus publicus tradition which was becoming increasingly more accessible for perception and included church music in the sphere of its influence. 

Чуворкина Ольга Александровна Пути обновления иконографического анализа в трудах представителей школы «Анналов» в 1980–2010-е годы

Аннотация

В статье речь идет о методах изучения средневекового христианского искусства, разрабатываемых членами группы исторической антропологии западноевропейского Средневековья при Высшей школе социальных наук (Париж). Работая на пересечении нескольких дисциплин, исследователи-медиевисты пересматривают и обновляют традиционный иконографический подход, оценивают эвристические возможности научных дисциплин и их взаимодействия. Центр разрабатываемой теории и методологии – понятие «образа» – imago.

Ключевые слова: средневековое христианское искусство, imago, средневековая христианская иконография, релятивная иконография, серийная иконография, образ-объект.

Chuvorkina O.A. New directions in medieval iconographic studies developed by the annales school in 19802010

Abstract

The current essay is meant to present new directions in medieval iconography studies developed by the group of European medieval historical anthropology in School for Advanced Studies in the Social Sciences in Paris. While focusing on interdisciplinary research medievalists examine and renew the traditional iconographic analysis, heuristic potential of different scientific approaches and their interaction. The core point of recently developed theory and methodology is the notion of image – Imago.

Keywords: medieval Christian art, Imago, medieval Christian iconography, relational iconography, serial iconography, imago-object.

Уварова Ирина Павловна Диковинный зверинец или «Сага о носорогах»

Фантастические и невиданные «объекты», попадающие в балаган имеют странные взаимоотношения с «высокой» культурой. Они создаются по рецепту бестиария, их образы в балаганном исполнении уходят в произведения Феллини, Мандельштама, Домбровского.

Fantastic and outlandish 'objects' displayed in booths at the fairs have strange relations with 'high' culture. They are modelled on bestiaries, their images go back to the works by Fellini, Mandelstam, Dombrowski.

Кутлалиев Тимур Хафизович Использование реквизита в компьютерных играх (опыт сопоставления театрального и виртуального игровых пространств)

Аннотация

Помимо аудиовизуальных средств изображения виртуального мира, компьютерные игры допускают и использование реквизита, служащего для более глубокого погружения аудитории в игровую реальность и усиления отдельных эпизодов повествования. Известные случаи систематического использования реквизита ограничены играми, детально имитирующими управление летательными аппаратами, и «интерактивной литературой» 1980-х годов, однако и эти немногочисленные примеры демонстрируют возможности применения бутафории как художественного средства.

Ключевые слова: компьютерная игра, реквизит бутафория, интерактивная литература, симулятор управление, запах.

Kutlalyev T.Kh. Using props in computer games (comparing the theatrical experience and virtual game spaces)

Abstract

In addition to the audiovisual means of depicting a virtual world, computer and video games allow the use of props, which serve to increase the players’ immersion into the game’s reality and enhance specific parts of the narrative. Known cases of systematic prop use are limited to the games, that offer a detailed simulation of flying an aircraft, and the interactive fiction games of the 80’s. Even though limited in number, those examples demonstrate the possible applications of the props as artistic means.

Keywords: computer video game props feelies interactive fiction simulation control smell.

Социальная философия и социология художественной культуры

Васильев Сергей Сергеевич Развлекательный театр во Французской революции XVIII века: между политикой и искусством
В статье рассматривается функционирование развлекательного театра в период Французской революции XVIII века. Установлено, что его популярность была связана с потребностью зрителей в психологической компенсации и эмоциональной разгрузке, а низкий художественный уровень постановок стал результатом влияния комплекса творческих, общественно-политических, организационных и экономических факторов. Власть занимала в отношении развлекательного театра двоякую позицию. Она пробовала использовать его как инструмент пропаганды (пример театра Водевиль) и в то же время стремилась разграничить идеологию и развлечение.

The article examines functioning of theater as entertainment during the French Revolution. It is shown that apolitical theater was very popular as an instrument of psychological compensation and emotional discharge, but the artistic quality of performances was low due to creative, social, political, organizational and economic factors. The authorities didn’t have a clear strategy on how to deal with theater as an entertainment. They tried to use theaters that were popular as an instrument of propaganda (for example Vaudeville) but at the same time planned to separate ideology and entertainment.

Рубинштейн Александр Яковлевич «Болезнь Баумоля» в сфере культуры: Опыт эконометрического исследования

В последнее десятилетие наблюдается ренессанс теории У.Дж.Баумоля, расширяется ее применение в других секторах экономики. Настоящая статья посвящена построению эконометрической модели «болезни цен» и тестированию на примере реальной статистики нескольких видов опекаемых благ, создаваемых российскими организациями искусства. 

Rubinshtejn Aleksandr Jakovlevich

PhD (Philosophy), Professor, Deputy Director of the Institute of Economics (RAS), Head of the Department of Economics of Art and Cultural Policy, State Institute for Art Studies, Moscow.

“Baumol’s Disease” in the Cultural Sphere: an Econometrical Research

The past decade saw a renaissance of the W. J. Baumol theory, expansion of its application to other sectors of economics. This article is devoted to a construction of the econometrical model of ‘prices disease’ and testing (using relevant statistics) several kinds of patronized goods created by Russian art organizations.

Калинина Ольга Андреевна Телеканал RussiaToday как инструмент формирования «образа для других»

В статье  рассматривается становление телевещания для зарубежной аудитории на постсоветском пространстве. Автор предпринимает попытку культурологического анализа  продукции  телеканала Russia Today  как единственного на сегодня, занимающегося международным позиционированием России.  В работе затронуты такие социально-философские проблемы, как кризис национальной идентичности в эпоху глобализации и стремление различных культур к поискам  собственной самобытности. Также прослеживается эволюция отечественного вещания на зарубежную аудиторию с советской эпохи по настоящее время.

The article concerns the  forming of overseas television broadcast on the post-Soviet area. The author  has tried to analyze the Russia Today air from the cultural point of view since it’s the only TV channel in Russia aiming to form the international image of the country. The paper covers social and philosophic problems of the overall crisis of national identity in globalization era and struggling of different cultures to find out their originality. The author also tracks the evolution of the foreign broadcast in the Soviet Union and in Russia.

Соколов Константин Борисович Художник между властью и рынком. Мифы и реальность. (Очерк первый)
Статья К.Б. Соколова снята в связи с некорректным использованием автором материалов, опубликованных ранее. Редакция приносит свои извинения Л.А. Булавке-Бузгалиной
Шариков Александр Вячеславович Телевидение и общество: нравственный конфликт

В современной России общество и телевидение пребывают в состоянии затянувшегося конфликта. Конфликт этот имеет этический характер и становится все более глубоким. И если в погоне за сверхприбылью каналы не изменят тактику и стратегию своего развития, не прислушаются к требованиям телезрителей, то страну ждут новые институциональные изменения в виде ужесточения рекламного законодательства, образования новых форм социального контроля.

Society and television in today's Russia are in a state of protracted conflict. This ever-deepening conflict is of ethical nature. So, if the channels continue their policies of pursuit of superprofits, do not change their tactics and strategies and ignore the demands of the televiewers institutional changes lie in store for this country introducing stricter advertising laws and new forms of social control.

Миловидов Станислав Вячеславович Принципы «дополненной реальности» и интерактивная реконструкция в музеях

В статье рассматриваются принципы интеграции дополненной реальности в музейную экспозицию. Выход на первый план в конце XX века визуального способа передачи информации привел к кризису традиционного музея и поиску новых решений для привлечения посетителей. Развитие мультимедийных технологий способствовало их внедрению в пространство экспозиции, корректируя принципы взаимодействия с посетителем. В частности, рассматриваемая в данной статье «дополненная реальность» способствует погружению в тематику музея, наполняя музейное пространство интерактивными виртуальными объектами и различными мультимедийными интерфейсами. Последние на сегодняшний день прочно укоренились в повседневной жизни.

The article discusses methods of integration of the “augmented reality” in the museum exposition. At the end of the 20th century the visual method of transmitting information has led to the crisis of traditional museums and the necessity of new methods of attracting visitors. The progress of multimedia technologies made it possible to integrate them into the exposition space and correct principles of interaction of museum space with the visitors. Particularly, the article examines “augmented reality”, which creates immersion in the museum exposition and fills the museum space with interactive virtual objects and different multimedia interfaces. The latter has become a common feature of everyday life.

Соколов Константин Борисович Социология искусства как часть искусствознания: становление и развитие

Аннотация

В статье описаны процессы становления и развития современной социологии искусства, определены закономерности, главные факторы и основные этапы ее формирования, раскрыты механизмы ее изменения, а также дана характеристика современного ее состояния. Получены ответы на сложные и важные вопросы: об отношениях социологии искусства с эстетикой и искусствоведением, о ее объекте и предмете. Статья дает возможность представить генезис современной социологии искусства как часть общего процесса формирования науки об искусстве.

Ключевые слова: искусствознание, эстетика, социология, общество, художник, публика, институт.

Sokolov K.B. Sociology of Art as part of Art: establishment and development

Abstract

This article describes the processes of formation and development of modern sociology of art, identify patterns, the main factors and the main stages of its formation, to reveal the mechanisms of change, and to characterize its modern state. Received answers to complex and important questions about the relationship of sociology of art and aesthetics and art history, of its object and subject. The article gives an opportunity to present the genesis of modern sociology of art as part of the process of formation of the science of art.

Keywords: art history, aesthetics, sociology, society, the artist, the audience, the institute, art history, aesthetics, sociology, society, artist, public, institute.

Новикова Анна АлексеевнаЧумакова Варвара Павловна Советские фильмы в новой медиасреде: идеализация или дискредитация представлений о прошлом

Аннотация

Статья построена на материалах исследования, проводимого в рамках работы Медиалаборатории Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Было проведено две серии глубинных интервью в сельской глубинке. Были опрошены члены домохозяйств, подключенных к многоканальному телевидению и (или) Интернету.

Ключевые слова: нишевый канал, модели поведения, ценности, социокультурный статус, ценностный конфликт, медиасреда.

Novikova A.A., Chumakova V.P. Soviet films in a new media environment: idealization or discreditation of the notions of the past.

Abstract

The article is based on materials obtained within the framework of research of the Medialaboratory of the Centre of fundamental research of the Higher School of Economics. There were carried out two in-depth series of interviews in villages situated far deep in rural areas. Questions were put to members of houses switched to the multichannel television and/or the Internet.

Keywords: niche channel, models of behaviour, values, sociocultural status, conflict of values, media environment.

Языки художественной культуры

Савинова Елена Анатольевна Курируя искусство новых медиа
В статье автор анализирует феномен искусства новых медиа, предпринимает попытку типологизации НМИ, пытается определить его место в общей истории искусства. На основе выставочного и визуального материала автор рассматривает модели и способы современных кураторских практик, применяемых к искусству новых медиа на разных площадках: от музея до биеннале. Статья имеет ссылки на иллюстративный материал.

In the article the author analyzes the behaviour of New Media Art (NMA), making an attempt to structure different types of NMA and to define the place of NMA in the History of Arts. Basing on the research of exhibitory and visual material the author examines different models and methods of contemporary curatorial practices, applied to NMA on different sites: from a museum up to a biennale. The article refers to illustrative matters. 

Сергеева Татьяна Сергеевна О влиянии мультимедийных технологий на современную музыку

Статья посвящена проблемам влияния средств массовой коммуникации и новых технологий (экранных, компьютерных, мультимедийных) на формирование новых форм и средств выразительности музыкального искусства, появление новых синтетических музыкальных видов и жанров, указывающих на изменение эстетического восприятия в целом.

The article is dedicated to the problems of influence of mass media and new technologies (screen, computer, multimedia) on the forming of new forms and expressive means of musical art, on the emergence of new synthetic musical kinds and genres specifying in change of aesthetic perception as a whole.

Красноскулов Алексей Владимирович В поисках «Южного материка» или Экспедиция через виртуальный океан
Музыкальный потенциал неклассических» пространств всё ещё остаётся terra incognita современного музыкознания. Несмотря на постепенное устранение «белых пятен» музыкального искусства, такие явления, как виртуальное музыкальное пространство, сетевое музыкальное исполнение и интерактивная музыка всё ещё остаются во многом неисследованными территориями. Описываемое в статье исследование в рамках проекта «EXPLAIN» стремится наметить пути и определить методы изучения новых «земель» музыкального «океана».

The musical potential of 'non-classical' spaces is still a terra incognita for contemporary musicology. Despite gradual deleting of 'blanks' in music, such phenomena as virtual musical space, network musical performance and interactive music are still largely unexplored. The research within the EXPLAIN project which is described in the article aims to mark the roads and define the methods of exploring new 'lands' of the musical 'ocean'. 
Хокон Саида ЭнверовнаСиюхова Аминет Магаметовна Этнический костюм как объект и художественное средство телеискусства

Статья посвящена вопросам использования телевидения для актуализации национальных эстетических ценностей в условиях засилья телевизионной продукции массовых культур. Рассмотрены важнейшие функции телевидения, способствующие культурной идентификации локальных сообществ. Представлены примеры использования адыгского этнокостюма в программах ГТРК «Адыгея». Дается анализ структуры и содержания документального фильма М. Емиж, посвященного истории адыгского костюма. Обозначаются культуротворческие задачи, решаемые посредством использования этнокостюма в телевизионных программах.

Article is devoted questions of use of television for actualization of national esthetic values in the conditions of domination of television production of mass cultures. The major functions of television which promote cultural identification of local communities are considered. Examples of use of an ethnosuit in programs of television company "Adygea" are presented. The analysis of structure and the maintenance of a documentary film of M.Emizh devoted stories of a suit of Circassians, is made. Cultural Urotvorchesky problems are formulated, which by means of ethnosuit use in television programs dare.

Сенькина Вера Сергеевна «Тарарабумбия» Дмитрия Крымова – мистерия или балаган?

В статье рассматривается одна из последних постановок известного российского художника и режиссера Дмитрия Крымова, сыгранная в уникальном помещении – зале «Манеж» театра «Школа драматического искусства». Этот театр создавался выдающимся театральным режиссером Анатолием Васильевым и художником Игорем Поповым как театр-храм (задуманный специально для мистерий). В этом пространстве Крымов ставит праздничное, карнавальное шествие по случаю юбилея А. П. Чехова, сталкивая два начала – мистериальное и балаганное. В статье автор пытается рассмотреть, к чему больше тяготеет зрелище Крымова – к мистерии или балагану. Существенным и ключевым становится вопрос, что современный театр заимствует у мистерии и балагана.

«Tararabumbia» of Dmitry Krymov – a mystery or a balagan? In the article author describes and analyzes one of the last performances of a famous artist, scenographer and stage director Dmitry Krymov, which was performed in the unique place – auditorium “The Manege” of the theatre “The school of dramatic art”. This theatre was founded by outstanding Russian stage director Anatoly Vasiliev and designed together with scenographer Igor Popov. It was built as a theatre-temple created specially for mysteries. In this space Krymov has presented a festive, carnival, loud procession devoted to celebrating a jubilee of A. P. Chekhov. He has knocked together a mystery and a balagan principles. In the article author tries to understand by what form (mystery or balagan) this performance is strongly attracted. The key moment is a question about what principles a contemporary theatre borrows from mystery and balagan nowdays.

Гирин Юрий Николаевич От мистерии к цирку (Театр авангарда первой трети ХХ века)

Статья трактует театр авангарда в широком смысле – как модель культуры первой трети ХХ века. В эту эпох художник (живописец, поэт) занимался не только, если и вовсе не искусством — он строил новый мир, который, по замыслу, должен был интегрировать искусство и жизнь, преобразить их в некую инобытийность. Мифогенность эпохи требовала действа, которое реализовывалось в самом широком диапазоне: от вовлечения в низовую реальность высокого театра вплоть до актуализации древнейших архетипов в балаганно-цирковых манифестациях. Главным же актером на сцене эпохи выступал новый персонаж: масса.

Girin Yuri Nikolaevich

PhD (Philology), Leading Researcher at the Institute of World Literature (RAS), Leading Researcher at the State Institute for Art Studies.

FROM MYSTERY TO CIRCUS (Avant-garde theatre of the first third of the 20th century)

The article treats of the theatre of avant-garde in the broad sense, as a model of the first third of 20th-century culture. It was an epoch when the artist (a painter, a poet) did not deal only with art, but created a new world which, according to the artist’s idea, was to integrate life with art, to create some kind of transcendental reality. That is why the whole age of avant-garde may be considered as an act of great mystery in its unity of intuitive-sensory and historical-social aspects, when a creative work was taken as Creation. The mystery nature of the epoch required action which was realized in the widest range: from reforms in high dramatic art up to actualization of the ancient archetypes in low farce and circus manifestations. The principal stage performer of the epoch was a new character: the masses.

Левина Татьяна Владимировна Символ Тарковского и Мамардашвили в контексте платонизма: непереводимость трансцендентного

Концептуальному переводу понятия "трансцендентное", а также связанному с ним понятию "символ" посвящена эта статья. Трудность перевода этих понятий на язык современной культуры состоит в том, что для них возможно только описание, но не объяснение. Это, в свою очередь, связано с особым родом онтологии, которая отсылает к Платону. Символ, который имманентен и трансцендентен одновременно, будет проанализирован на примере философии Мераба Мамардашвили и кинофильмов Андрея Тарковского. Понимание символа Тарковским связано с философией искусства Павла Флоренского и богословием символа Псевдо-Дионисия Ареопагита.

This article is devoted to conceptual translation of the terms "transcendence" and, connected with the former, "symbol". Difficulties which appear in the translation of those concepts into the language of contemporary culture are due to the fact that the terms are descriptive, not explanatory. This indicates a special type of ontology, that refers to Plato. Symbol, which is at the same time transcendent and immanent, will be analyzed through the examples of Merab Mamardashvili's philosophy and Andrey Tarkovsky's films. Their understanding of symbol is linked to Pavel Florensky's philosophy of art and Pseudo-Dionysius's theology of symbol.

Сергеева Татьяна Сергеевна МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР ФИЛЬМОВ С. ПАРАДЖАНОВА

Статья посвящена роли музыки в творчестве С. Параджанова, её влиянию на творческий процесс и методы работы с композиторами. На примере фильма «Ашик Кериб», который анализируется в контексте культуры мусульманского Востока (мусульманская эстетика, символика, типы музыки и др.), рассматриваются музыкально-эстетические установки Параджанова, характерные черты его стиля, способы достижения полноты аудиовизуального синтеза и выражения глубинной идеи.

The article is devoted to a role of music in S. Paradzhanov's creative work, to its influence on his creative process and a method of his work with the com-posers. Paradzhanov's musical-aesthetic views, the characteristic features of his style shown in principles of his work with music at the films on an example of «Ashik-Kerib» which is analyzed in a context of culture of the Muslim East (a Muslim aesthetics, symbolics, types of music, etc.) come to light in the text. The given film is considered from the point of view of its musical originality, achievement of completeness of audiovisual synthesis and expression of deep idea. The music problem in Paradzhanov's creativity wasn't considered till now in the literature devoted to the cinema. However music gives important keys to understanding of a creative method, principles and style of the director. The problem of Parad-zhanov's “music world” is covered in the article for the first time in the musicology.

Деникин Антон Анатольевич “НОВАЯ НАРРАТИВНОСТЬ” И ДИЗЪЮНКТИВНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ В ВИДЕОАРТЕ 1970-80-Х ГОДОВ

В статье анализируются особенности художественного языка и творческие приёмы, использовавшиеся в работах американских и европейских видеохудожников в период с конца 1970-х до окончания 1980-х годов. Автор рассматривает факторы, которые способствовали формированию специфических постмодернистских художественных стратегий и повлияли на появление интереса художников к особым формам дизъюнктивного экранного повествования. 

The article is dedicated to the analysis of art language and the creative strategies in videoworks of American and Europian videoartists during the period from the end 1970 till 1980th years. The author analyzes the factors promoting formation of specific postmodernist art strategies and affected occurrence of interest of artists to special forms of a disjunctive screen narration.

Шак Татьяна Федоровна Методология анализа киномузыки в аспекте музыкального формообразования
Статья посвящена проблеме музыкального формообразования в медиатексте. Основываясь на высказываниях кинорежиссеров и киноведов, автор выясняет, насколько общие закономерности формообразования выявляются в разных видах искусства и какова взаимосвязь типовых музыкальных форм с сюжетной и визуальной формой синтетического текста.

This article is devoted to the problem of musical forms in a mediatext. Basing on statements of film directors and critics the author looks at the extent to which the general laws of form come to light in different arts and at the interrelation between typical musical forms and forms of plot and the visual side of a synthetic text. 

Буткова Ольга Владимировна Молодежная среда: тяга к чудесному. Рецепция книг и фильмов в жанре фэнтези

Аннотация

Статья посвящена культовым литературным и кинематографическим произведениям жанра «фэнтези» и их рецепции в молодежной среде ХХ и начала ХХI века. В связи с «Властелином колец» рассматривается некогда распространенное движение толкинистов, в связи с циклом книг и фильмов о Гарри Поттере анализируется явление поттеромании. Особое внимание уделяется феномену популярности сериала «Игра престолов». Автор задается вопросом, чем объясняется устойчивый интерес к жанру «фэнтези» в молодежной среде.

Ключевые слова: фэнтези, молодежные субкультуры, фантастическая литература, фантастика в кинематографе, сказка, миф.

Butkova O.V. Youth: a craving for the miraculous. Reception books and films in the genre of fantasy

Abstract

The article is dedicated to fantasy in literature and cinema, and reception in the milieu of young people. The subject of this article is “The Lord of Ring” and the movement of “tolkinists”, the books and films about Harry Potter and “potteromania”. The author also writes about phenomenon of popularity of “The game of thrones”.

Keywords: fantasy, youth subcultures, fantastic literature, fantastic cinema, fairy-tale, myth.

Деникин Антон Анатольевич Мультимедиа и искусство: от мифов к реалиям

В статье анализируются художественные аспекты мультимедиа. Обнаруживаются неоднозначность понимания феномена мультимедиа, а также несовершенство и неполнота понятийного аппарата, которые не позволяют доказательно рассматривать мультимедийные практики именно как оригинальный вид современного искусства. Обосновывается гипотеза, что современные мультимедиа-коммуникации – это попытка выработать новый механизм обмена мультимедийной информацией; это попытка создать новый язык человеческой коммуникации XXI века.

This article discusses the art aspects of multimedia. It transpires that there is ambiguity in the understanding of the multimedia phenomenon as well as there are imperfections and incompleteness in the concepts apparatus, all of which makes it impossible to speak with reason of multimedia practices as an original contemporary art. The author maintains that contemporary multimedia communications are an effort to work out a new instrument of exchanging multimedia information, to create a new language for human communication in the 21st century.

Очеретяный Константин Алексеевич Фигуры мысли – фигуры тела

Аннотация

В статье рассматривается тесная связь между логической структурой мысли и телесным измерением присутствия человека в мире. Язык науки, стремящейся охватить и описать мир, рождался и набирал силу через ресурсы иных модификаций сознания: через мифопоэтическое, теургическое, трагическое видение мира. Те способы чувствования и понимания мира, которые вырабатывались в символико-пластических модификациях сознания и были связаны с телесностью человеческого существа, имеют непосредственные отголоски в логических построениях и способах рационализации мира поздних эпох. В ходе критического рассмотрения фигуры мысли сближаются с их источником и прообразом – фигурами тела.

Ключевые слова: метаморфозис, телесность, боль, практики ориентации в мире, логические структуры, миф.

Ocheretyanyy K.A. Figures of thought – figure of body

Abstract

In this article, we consider the strict relationship between logic structure of the thought and somatic dimension of human being. The language of science pretended to describe the world, was born from another types of consciousness: it has its source in mythopoetic, theurgic, and tragic worldunderstanding. Those ways of perception and apperception of the world that was created in symbolic and plastic modification of the consciousness, and was binded with the somatic nature of the human being have their consequences in future logic constructions and in ways of rationalization of the world. During this critical analysis figures of thought make closer to figures of the body.

Keywords: metamorphosis, embodiment, pain, orientation in the world, logic structures, myth.

Деникин Антон Анатольевич О некоторых особенностях новых медиа

Аннотация

В статье рассматриваются технологии и продукты «новых медиа», использующиеся в современных коммуникативных практиках. На основе выявленных отличительных особенностей интерактивных медиапродуктов и произведений, обсуждаются особые кибернетические и телесно-аффективные способы коммуникации, свойственные «новым медиа», выявляется специфика работы создателя – дизайнера проектов «новых медиа», а также обосновывается неточность рассмотрения «новых медиа» (интерактивных мультимедиа) в контексте эстетики традиционных аудиовизуальных и экранных искусств. Предлагаются концептуальные основания для выработки специфической методологии изучения практик.

Ключевые слова: «новые медиа», интерактивность, интерактивные мультимедиа, метамедиа, пользовательское действие, дизайнер «новых медиа», поток, мультимодальность, телесность, кинестетика.

Denikin A.A. Some features of new media

Abstract

The article discusses the technologies and products of New media used in modern communication practices. Based on the identification of the distinctive features of interactive media products, the article discusses special cybernetical and physical-affective modes of communication inherent in New media, specifics of the work of the designer of New media projects, and also proved the inaccuracy consideration of New media (interactive multymedia) in the context of the aesthetics of traditional audiovisual arts and screen arts. The authors offer a conceptual basis for developing a specific methodology for the study of the practices of New media.

Keywords: New media, interactivity, interactive multimedia, metamedia, active user, New media designer, flow, multymodality, embodiment, kinesthetic.

Прикладная культурология

Мусянкова Надежда Александровна Любители и профессионалы: художественная студия Института народов Севера (1926–1941)

В статье рассматривается творчество представителей племен самодийской группы, которые обучались в художественной студии при Институте народов Севера (1926–1941). Кратко освещена история создания студии; работы художников-северян сопоставляются с древними космогоническими мифами.

The article examines examples of Samoyedic folk arts by those members of the Samoyedic tribes who studied at the art studio at the Institute of the Peoples of the North (1926–1941). A brief history of the studio is given; works by the artists from the North are compared with ancient cosmogonic myths.
Дружкин Юрий Самуилович Темная материя: О неявных аспектах художественной культуры

В статье рассматриваются проблемы художественной культуры с точки зрения отношений сознания и бессознательного, чувственно воспринимаемого и невоспринимаемого, познаваемого с помощью научных методов и постигаемого интуитивно. Анализируются различные аспекты данной проблемы, рассматриваются позиции разных авторов на данный круг вопросов. В связи с этим обсуждается вопрос о возможности формирования специализированной художественной психотехники, направленной на расширение области осознания процессов взаимодействия искусства и человека.

The article addresses problems of art and culture in terms of the relations between conscious and unconscious, sensually perceived and unperceivable, scientifically knowable and intuitively understood. Various aspects of this problem are analyzed, and opinions of different authors on this subject are examined. In this connection a possibility is suggested of creating a specialized psychotechnics of art, aimed at broadening the field of awareness of interaction between art and man.

Чеснов Ян Вениаминович Описание культур и понимание людей

В статье, ставшей откликом на появление «Интерпретации культур» К.Гирца, рассмотрены узловые положения его антропологической теории. Благодаря Гирцу антропология смогла интегрировать макросоциологический род исследований с детальным этнографическим анализом, с историческим и философским дискурсом. Интерпретативная антропология Гирца проложила путь новейшим культурным исследованиям в русле семиотики и постмодернизма. В панорамной ретроспекции автором обозначена связь идей Гирца с контекстом мирового гуманитарного знания. 

Chesnov Yan Veniaminovich

PhD (History), Leading Researcher at the Department of General Questions of the Study of Man, Institute of Philosophy (RAS), Senior Researcher at the Department of Folk Art, State Institute for Art Studies, Moscow.

Description of Cultures and Understanding of People

This article which is a comment on The Interpretation of Cultures by C. J. Geertz examines the key concepts of the American scholar’s anthropological theory. Thanks to Geertz anthropology was able to integrate macrosociological research with detailed ethnographic examination and with historical and philosophical discourse. Geertz’s interpretive anthropology paved the way for the newest methods of culture studies within the framework of semiotics and postmodernism. The author provides a panoramic retrospect to show how Geertz’z ideas are linked with the context of the world humanities.

Дуков Евгений Викторович Ночная культура: освоение новых пространств, жанров и форм

Статья посвящена современным поискам ночной культурной жизни в России. Рассмотрены ночные клубные образования, в архетипе которых сочетание ночного ресторана с музыкой, большей частью, авторской, и танцами, их основные новые концепции, главным образом, в столицах. Рассмотрен процесс джентрификации в городах России и ее роли в развитии нового авангарда. Оценена роль государственных учреждений культуры в организации ночной жизни и некоторых видов спорта.

Dukov Evgenij Viktorovich

PhD (Philosophy), Professor, Head of the Department of Theatre Arts Mass Genres, State Institute for Art Studies; Editor-in-Chief of on-line serial Art & Culture Studies.

Night Culture: Mastering of New Spaces, Genres and Forms

This article is devoted to contemporary explorations in the field of cultural night life in Russia. The author examines night club forms whose archetype combines the night restaurant with music, mostly of the auteur type, and dancing, as well as their main new conceptions, mostly in capital cities.The author discusses the process of gentrification in Russian towns and its role in the development of new avant-garde. There is an evaluation of state culture institutions’ role in organizing night life and some kinds of sports.

Корытин Никита Николаевич Семь веков английской поэзии

Перевод Корытина Н.Н.

Яковенко Иван Владимирович Психомотивная методика и кинематограф

В статье анализируется психомотивная методика. Выявляются общие черты и различия в сравнении с интертекстуальным методом. Рассматриваются метод свободных ассоциаций классического психоанализа и мотивный анализ Гаспарова, на основе чего и был выработан психомотивный подход к анализу художественного текста. На примере российского фильма А. Стриженова «Юленька» показана работа данной аналитической методики.

This article analyses psychomotive methodology. It reveals its common features and differences as compared with the intertextual method. It discusses the free associations method of the classic psychoanalysis and the Gasparov motive analysis on which the psychomotive approach to analysing an art text has been based. The Russian film Yulenka directed by A. Strizhenov shows how the analytical methodology in question works.

Шеметова Татьяна Николаевна ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПИКСЕЛЬ ИЛИ ЧЕЛОВЕК?

Статья посвящена вопросам идентификации современного человека в виртуальной реальности с точки зрения моделей формирования идентичности на примере фильма Джеймса Кэмерона «Аватар», 2009. Автором так же затрагивается вопрос о процессе идентификации реально существующего человека и виртуального мира через понятие «перцептивного реализма».

The article is devoted to the identification of modern human in virtual reality, in terms of formation of identity, for example, James Cameron's "Avatar", 2009. The author also addresses the question of the identification process real-life person andvirtual worlds via the concept of "perceptual realism".

Пожаров Алексей Игоревич «Я ПОВЕРНУЛ ГЛАЗА ЗРАЧКАМИ В ДУШУ»: НОЧЬ И УЖАС В КИНО И ВОКРУГ НАС

Увеличивающийся информационный поток все больше одолевает человека множеством новых проблем. Их вбирает в себя кинематограф, чтобы потом показать, как это выглядит со стороны. Одним из постоянных спутников страха всегда была ночь. Почему именно ночное время так манит к себе создателей и потребителей всевозможных страшилок? Один из возможных ответов – в этой статье.

The increasing flow of information is flooding people with a load of new problems. Cinematography gladly absorbs them in order to show how it appears. Night has always been a companion of fear. Why does nighttime always attract creators and consumers of all kinds of horror stories? This article contains possible answer.

Журкова Дарья Александровна Новая история классической музыки – великие музыканты на современном киноэкране

В статье на материале зарубежного кинематографа рассматриваются мифологемы, создаваемые современной популярной культурой в отношении истории классической музыки и музыкантов. Анализируются актуальные проблемы современного общества и его герои, обнаруживающие себя в декорациях далёких эпох.

The article considers myths created by contemporary popular culture about the history of classical music and musicians (using foreign cinema as material); analyzes the pressing questions of modern society and its characters as shown in the 'decor' of distant historical periods.

Сергеева Татьяна Сергеевна Фламенко в кинотворчестве Карлоса Сауры: традиционное искусство в контексте медиакультуры (на примере фильма «Кармен»)

В статье анализируются причины, формы и особенности использования искусства фламенко в кинотворчестве Карлоса Сауры. Автор выявляет музыкально-звуковые и пластические средства фламенко, их роль в воплощении испанской классики и специфику их функционирования в медиатексте. Более подробно этот процесс рассмотрен на примере фильма «Кармен».

In this article the forms, reasons for and peculiarities of the use of the art of the flamenco in Carlos Saura's films are analyzed. The author brings to light the musical, sound and dance devices of the flamenco, their role in presenting the Spanish classics and special features of their functioning in the media text. This process is examined in more detail by a study of the film "Carmen".

Прыгун Алина Сергеевна Размышление о художественной акции Валерия Савчука

Аннотация

В статье идет речь о возможности мыслить художественными образами, акцией; продумывается заявленный автором концепт «философ как художник». Анализируется проблема взаимоотношения художника и куратора, который создает среду интерпретации, задает контекст высказываний. Основной акцент сделан на анализе объекта и одновременно акции «Забороустрашение». Разговор со зрителем идет о природе забора в культуре и особенности его коннотаций в отечественной культуре. По версии Савчука, забор есть не только ограда, но и место сообщения, объявлений и свободного волеизъявления людей.

Ключевые слова: куратор, актуальное искусство, акция, инсталляция, мышление образами, философ как художник, забор, сообщение, топос.

Prygun A.S. The reflections on the performance art of Valery Savchuk

Abstract

The article is about the ability to think artistic images, body, performance art, thinking over the concept of «a philosopher as an artist» claimed by the author. The problem of communication between an artist and a curator, who creates the sphere of interpretation, sets in the context of expressions, acts as an authority of conceptualization is being set. The main emphasis is put on both the analysis of the object and the performance art «Frightening of the fence». V. Savchuk gets into conversation with a viewer about the essence of the fence in the culture and peculiarities of its manifestation in our culture. The fence is not only an enclosure and a message, a letter, an announcement and a free will expression, but also a distinguishing feature of the state of our society.

Keywords: curator, contemporary art, performance art, installation, think images, philosopher as an artist, fence, message, topos.

Тараканова Екатерина Михайловна Классика в пространстве «попсы»: Чайковский на льду

Аннотация

Через анализ синтетического жанра – ледового шоу – автор выходит на систему понятий: популярное искусство – попса – китч – трэш. В статье высказывается идея, что в современном российском обществе сегодня сложился особый феномен, определяемый как «трэш-культура». Взаимопроникновение традиционного искусства, популярного искусства, попсы, китча и трэша отображает схема, приведенная в конце статьи.

Ключевые слова: популярное искусство, попса, китч, трэш, ледовое шоу.

Tarakanova E.M. Classics in the space of «popsa»: Tchaikovsky on ice

Abstract

Through the analysis of the synthetic genre – an ice show – the author looks at the system of concepts: the popular art – «popsa» – kitsch – trash. The article expresses the idea that in the contemporary Russian society there is a special phenomenon, defined as «a trash culture». The interpenetration between the traditional art, popular art, «popsa», kitsch and trash is displayed in the diagram at the end of the article.

Keywords: popular arts, popsa, kitsch, trash, ice show.

Новые издания

Сараф Михаил Яковлевич Верность теме, верность методу

Рецензия на книгу М.Н.Афасижева «Изображение и слово в эволюции художественной культуры. Эпоха Возрождения»

Левин Леонид Иосифович Живая история

Рецензия на книгу Г.Г.Дадамяна «Атлантида советского искусства. 1917-1991»

Мироненко Елена Сергеевна СВОЕВРЕМЕННЫЕ ДИАЛОГИ ЭПОХ И КУЛЬТУР
Рецензия на книгу Анатолия Цукера «Драматургия Пушкина в русской оперной классике»
Николаева Елена Валентиновна Культурологическое путешествие по историческим ландшафтам визуальности

Рецензия на книгу: Сальникова Е.В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. М. : Прогресс-Традиция, 2012.

Хроника научной жизни

Мусянкова Надежда Александровна Копирование в любительском и наивном искусстве: круглый стол в Государственном институте искусствознания 11 марта 2013 года

Памятные даты

Яковлева Анна Михайловна Памяти Георгия Степановича Кнабе
Афасижев Марат Нурбиевич ПАМЯТИ УЧЕНОГО