Лосева
Анастасия Станиславовна

Сектор искусства Нового и Новейшего времени

Старший научный сотрудник, работает в секторе института с 1994 года, кандидат искусствознания с 1997 года

Сфера научных интересов – русское искусство и архитектура XIX – начала XX века. Архитектура и культура Крыма. Живопись XIX – начала XX века, русский и европейский ориентализм.

Образование:

  • Отделение истории искусства Исторического факультета Московского Государственного университета им. Ломоносова, 1993 (искусствовед, историк искусства)

  • Аспирантура Исторического ф-та МГУ им. Ломоносова, 1993-1996

  • Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствознания «Образ Петергофа эпохи романтизма», 1997

Также: 

  • Преподаватель (в разное время) истории искусства и архитектуры школы «ИКС», школы №1199 «Лига Школ», Института Современного Искусства, сборной команды Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по мировой художественной культуре

  • автор газеты «1сентября. Искусство»

  • автор видеокурса для учителей «Мировая художественная культура в задачах»

  • учредитель и организатор Московской олимпиады школьников по истории искусства совместно с Государственной Третьяковской галереей и МГУ им. Ломоносова

Награды

  • Грамоты Министерства образования, 2005 – 2020 гг.


Основные публикации

Основные публикации

Монографии

«Себя как в зеркале я вижу…». Царские резиденции глазами заказчиков. Спб.: ДБ, 2006.

Основные статьи в научных сборниках, альманахах, журналах

Петергоф эпохи эклектики как модель романтического города.//Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога, М., 1996. С.136 – 143.

Петергоф и Ореанда эпохи романтизма.//Вопросы  искусствознания, IX (2), 1996,c.92 – 109.

Феномен приморских резиденций эпохи романтизма.//Вопросы искусствознания,XI, (2), 1997. с.357 – 375.

Воспитание монарха в эпоху бидермайера.//Искусствознание, 1, 1998. С.378 – 391.

Частные лица и императорские парки. //Искусствознание, 1, 2001. С. 275 – 281.

Архитектурные замыслы НиколаяI в столице и усадьбе. //Русское искусство. II. 2004.

Идея красоты. Образ Крыма в русской культуре второй половины XIX века. //Искусствознание, 1. 2005. С. 155 – 164.

Петербургский особняк сквозь призму путешествий.//Искусствознание, 3 -4. 2007. С.161 – 173.

От уникального к усредненному. Императорский Коттедж и его архитектурное окружение. // Искусствознание. 1 – 2. 2011. С. 248 – 256.

Впечатления В.Д. Поленова о Египте в контексте воспоминаний русских паломников и путешественников второй половины XIX века. // Искусствознание. 3 -4. 2012. С. 300 – 322.

«История искусства и отвергнутое знание: от герметической традиции к XX веку». Второй международный конгресс историков искусства имени Д.В. Сарабьянова. // Искусствознание. 4. 2016. С. 284 – 318.

История русского искусства. Т. 17. Искусство 1880 – 1890гг. // Искусствознание. 4. 2017. С. 256 – 286.

Ореанда – первая резиденция русских императоров в Крыму.( Программа ансамбля и его восприятие). // Русское искусство. II. 2018. С. 38 – 50.

First Russian Imperial Residence in the Crimea. //2nd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education. 2018. 

Жанр путевой пейзажной серии на выставках ТПХВ (1870 – 1880гг). // Искусствознание. 3. 2018. С. 124 – 154. 

Толпа в картине В. Д. Поленова «Христос и грешница» как топос ориентального // В. Д. Поленов и русская художественная культура второй половины XIX — начала XX веков: мат. конф. / ГТГ. М., 2020 (в печати).

Памятники христианского искусства и изобразительный язык часовни И.Затуловской в Йорвасе. //Художественная культура. 2020. №4 (35).

 «Всегда имеется вариант однажды исполненного мотива…». Исследовательский метод М.М. Алленова и творчество М.А. Врубеля. // М.А. Врубель. М., ГТГ. 2021. С.432 – 435. 

Скульптурная декорация как провакация. Эстетизация пограничного в особняках Ф.О. Шехтеля. // Границы нормы: трансформация гуманизма в русской и европейской культуре Нового и Новейшего времени. Сборник материалов III Сарабьяновского конгресса. ГИИ., М. 2021. С. 277 – 290.

Воды Палестины в серии восточных этюдов В.Д. Поленова. Натурное и символическое. //Художественная культура. 2021. №4 (39).

Генисаретское озеро на картине В.Д. Поленова. Впечатления из путешествия и «берег утопии». // Сб. мат. Федоро-Давыдовские чтения  «Мимезис и утопия». 2022.С. 105 – 118. 

Доклады на международных и российских конференциях 

Доклад на конференции в ГТГ «Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830 – 1910-х годов». Идея красоты и образ Крыма в русской культуре второй половины XIX века. Москва. 10.2004.

Доклад на международной конференции «Культура Крыма сквозь века». Первая резиденция русских императоров в Крыму. Аспекты восприятия и архитектурной программы. Неаполь. 05.06.2016.

Доклад на Третьем международном конгрессе им. В.Д. Сарабьянова. Скульптурная декорация как провокация. Эстетизация пограничного в особняках Ф.О. Шехтеля. Москва. 25.10.2018.

Доклад на Федоро-Давыдовских чтениях «Мимезис и утопия» 2021. Генисаретское озеро на картине В.Д. Поленова и «берег утопии». 

Коллективные труды

Придворная культура 1830 – 1850 годов XIXвека. // История русского искусства. Т 15. В печати.