Вирен
Денис Георгиевич

Сектор современного искусства Запада
Заведующий сектором
Вирен Денис Георгиевич

Заведующий Сектором современного искусства Запада. Кандидат философских наук, с 2015 г. Работает в институте с 2015 г.

Сфера научных интересов – история и современное состояние кинематографий Восточно-Центральной Европы, прежде всего – Польши; польское искусство и литература второй половины XX в.; польско-российские художественные связи; культура восточноевропейского пространства.

Ученый секретарь Диссертационного совета Д 210.004.01, с 2016 г.

Также:

  • Переводит научную и художественную литературу с польского на русский
  • Сотрудничает как автор и переводчик с различными журналами («Киноведческие записки», «Сеанс», «Искусство кино», «Вопросы театра», «Иностранная литература») и интернет-изданиями («Кинопоиск», «Cineticle», culture.pl, «Новая Польша»)
  • Преподает на кафедре истории театра и кино ИФИ РГГУ
  • Читает открытые лекции и делает вступительные слова перед кинопоказами (Государственная Третьяковская галерея, Еврейский музей и центр толерантности, Институт славяноведения РАН и др.)
  • Участвует в организации кинофестивалей и ретроспектив в России и Польше (в том числе как отборщик и член жюри), автор российских программ для ряда польских фестивалей (ANIMATOR, ZUBROFFKA и др.) 
  • Работает на Московском международном кинофестивале переводчиком польских делегаций
  • Увлекается пленочной фотографией. Авторская выставка «(Не)очевидный Дрогобыч и окрестности» в рамках литературно-художественного фестиваля «Вторая осень» (Дрогобыч, Украина), ноябрь 2018 г.
  • Член Гильдии киноведов и кинокритиков России

Образование:

  • Сценарно-киноведческий факультет ВГИКа им. С.А. Герасимова (киноведческое отделение; мастерская Л.А. Зайцевой, В.Н. Турицына, А.С. Трошина, Н.А. Дымшиц), дипломная работа на тему «Проза Ярослава Ивашкевича глазами польских кинематографистов», 2010
  • Очная аспирантура Государственного института искусствознания (2010-2013)
  • Защита кандидатской диссертации на тему «Экспериментальные тенденции в польском кино 1970-х годов. Гжегож Круликевич и другие» (науч. рук. И.И. Рубанова), 2015
  • Стипендиат программы Министерства культуры и национального наследия Польши «Gaude Polonia», 2015
  • Стипендиат Центра польско-российского диалога и согласия (Варшава), 2017

В прошлом:

  • Сотрудник редакции историко-теоретического журнала «Киноведческие записки» (2006-2010)
  • Эксперт по вопросам кино в Польском культурном центре в Москве (2010-2015)

Награды:

  • Приз XXVII Международного фестиваля ВГИК за лучшую работу по истории отечественного кино – «Дела и люди. А. Мачерет и Ю. Райзман», 2007
  • Приз XXIX Международного фестиваля ВГИК за лучшую работу по истории зарубежного кино и приз журнала «Искусство кино» за лучшее киноведческое исследование – «Изображение современности в послевоенном польском документальном кино», 2009
  • Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков СК России в номинации «История зарубежного кино» за книгу «Эксперимент в польском кино 1970-х», 2019


Основные публикации

Монография:
  • Эксперимент в польском кино 1970-х. М.: ГИИ, 2018.
Статьи:

  • Восточная Европа в поисках ориентиров // Киноведческие записки. 2007. № 85. С. 299-305.
  • Россия и Польша: стремление друг к другу сквозь противоречия // Менеджер кино. 2008. № 6 (44). С. 32-35.
  • Арнштам Лео Оскарович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Том I. М., 2010. С. 34-37.
  • Соль польской земли. Ретроспектива фильмов Казимежа Куца. М.: Музей кино, 2011. (подготовка брошюры)
  • (Не)зримое присутствие. Об авангардных тенденциях в кино Польши // Киноведческие записки. 2012. № 100/101. С. 238-245.
  • Деконструкция соцреалистического канона в польском кино 1970-1980-х // Россия и Польша: память империй / империи памяти. СПб: Эйдос, 2013. С. 292-300.
  • «Навылет» Гжегожа Круликевича – манифест экспериментального киноязыка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2013. № 4 (80). Часть 3. С. 17-22.
  • Кинооператор в роли режиссера. Творческий метод польского документалиста Богдана Дзиворского // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 170. С. 79-82.
  • The Relationship Between Form and Content in Early Grzegorz Królikiewicz Documentaries // Images. 2014. Nr 24, vol. XV. S. 277-280.
  • В поиске себя. Польские режиссеры нового времени // На рубеже веков. Современное европейское кино: творчество, производство, прокат. М.: ВГИК, 2015. С. 313-334.
  • Various Obsessions of Alexander Sroczyński // Obsession. Perversion. Rebellion. Twisted Dreams of Central European Animation. Bielsko-Biała, Kraków: Galeria Bielska BWA, 2016. P. 99-108.
  • Пять имен: за кем следить в польском кино // Сеанс. 2018. № 66. С. 56–60.

  • Non-accidental presence. The reception of Krzysztof Kieślowski in Russia // IMAGES. 2018. Vol. XXIV/no. 33. P. 109–115.

  • Современные художники и авторское кино. Польский опыт // Первый российский эстетический конгресс. Доклады и выступления. СПб.: Российское эстетическое общество, 2018. С. 58–65.

  • Długie pożegnania z nadzieją. Kino „poodwilżowe” w ZSRR // Rok 1968 – kultura, szuka, polityka. Bydgoszcz: Wydawnictwo Uniwersytetu Kazimierza Wielkiego, 2019. S. 265–273.

  • На подступах к исследованию «кино морального беспокойства» // Художественная культура. 2019. № 3. Том 2. С. 200–213.

  • Кино второй половины 1970-х в общественной жизни Польши // Художественная культура. 2019. № 4. С. 204–214.

  • «Сатанинское танго» Белы Тарра – фильм о катастрофе // Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма. Коллективная монография / Под ред. Е.В. Сальниковой, В.Д. Эвалльё, А.А. Новиковой. М., 2020. С. 263-274.