Орлова
Ксения Валерьевна

Сектор современного искусства Запада
Орлова Ксения Валерьевна

Кандидат искусствоведения с 2012 г. Старший научный сотрудник Сектора современного искусства Запада Отдела современного искусства, с 2007 г.

Основная сфера научных интересов — история европейского модернизма, в частности искусство и культура Испании.

Также:
  • Член Общероссийской общественной организации историков искусства и художественных критиков (АИС)
  • Член Международного художественного фонда
  • Член Российского философского общества.
  • Научный сотрудник Музея-квартиры И. Д. Сытина (2002-2018 г.)
  • Куратор многочисленных выставок, связанных с деятельностью книгоиздателя И. Д. Сытина (среди которых — «Детские Иллюстрированные издания Т-ва И. Д. Сытина», «Иван Дмитриевич Сытин. Берсеневка начала ХХ века. Старинные фотографии, документы из фондов Музея-квартиры И. Д. Сытина», «Счастливое детство. Советское искусство 1930–1970-х годов»), выставок современных художников (как «Портрет. Работы Леонида Петрушина») и др.
  • Один из создателей Музея И. Д. Сытина в Муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Берсеневской специальной (коррекционной) образовательной школе-интернате (д. Берсеневка), 2009
  • Член экспертного совета/жюри V Всероссийского конкурса работников средств массовой информации «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности», учрежденный Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), 2008
  • Постоянный член Экспертного совета / Жюри ряда международных и отечественных проектов, таких как: «Фестиваль Абстракции», «Арт-портрет», «Современный Авангард», «Арт-география», «Талант России», «Санкт-Петербургская Неделя Искусств», «Портрет животного», «ART LOVE FESTIVAL», «Ассамблея пленэров», «Арт-поэзия», «Арт-салон», «Ассамблеи Искусств в Пекине», Международной выставки-ярмарки современного искусства, Международной выставки и др. С 2018 года.
  • Регулярно читает публичные лекции (такие как «Между абстракцией и сюрреализмом. Сюрреализм волшебного у Жоана Миро» в Центре авангарда Еврейского музея, Мастер-класс, посвященный творчеству Жоана Миро, для студентов Школы современного искусства «Свободные мастерские» в ММСИ, 2013; лекция об И. Д. Сытине «Сытин: труды и дни» в Историческом обществе «Клио», 2012 и др.)

Награды:

  • Диплом финалиста конкурса на лучшую научную публикацию 2019 года за монографию «Жоан Миро. Поезд следует без остановок», 2019
  • Диплом победителя конкурса на присуждение Стипендии имени А. И. Комеча, 2011
  • Благодарность от Российского Императорского Фонда поддержки культуры, образования и зодчества «ДЕРЖАВА», 2006

Образование:

  • Романо-германское отделение и отделение русского языка как иностранного филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, 2000
  • Стажировка в Universidade de Lisboa, Португалия, 1996
  • Стажировка в Universidade de Evora, Португалия,1997
  • Стажировка в Colegio de España de Salamanca, Испания, 1998
  • Факультет истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, 2006
  • Стажировка в Fundació Joan Miró de Barcelona, Испания, 2004
  • Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма по программе «Экспертиза антиквариата», 2005
  • Соискатель аспирантуры ГИИ (научный руководитель Батракова С.П.), 2007–2012
  • Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения по теме «Сюрреалистическая живопись Жоана Миро» в ГИИ, 2012

Основные публикации

Монографии:

«Жоан Миро. Поезд следует без остановок». М.: БуксМАрт, 2019. 

Статьи:

Классика глазами Жоана Миро // Искусство постигать искусство. Сборник статей к 100-летию Н.А. Дмитриевой. М.: БуксМАрт, 2020. 

Sculpture by Joan Miro // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). August 2019. Proceedings of the 5th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2019) https://www.atlantis-press.com/proceedings/icadce-19/125916048

Artist’s diaries and personal notes as a source of understanding his art. Joan Miro’s Catalan notebooks // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). January 2018.  The International Conference on Art, Science, Experience and Education (ASEE 2017). 2018.  https://www.atlantis-press.com/proceedings/icassee-17/25888414

Joan Miro and the Ancient Catalan Art // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR), volume 103. 2017 International Conference on Culture, Education and Financial Development of Modern Society (ICCESE 2017). Paris: Atlantis Press. 2017. https://www.atlantis-press.com/proceedings/iccese-17/25875346

Скульптура Жоана Миро // Искусство скульптуры в ХХ–ХХI веках: мастера, тенденции, проблемы. М., БуксМАрт, 2017.

Жоан Миро: творчество между двумя войнами // Западное искусство. ХХ век. 1930-е годы. М., 2015.

Образы Жоана Миро // ДИ № 3. М., ММСИ, 2013.

Помогите Испании. Политическое послание Жоана Миро» // Проблемы развития зарубежного искусства. Италия. Испания. Сборник докладов научной конференции, посвященной памяти М. В. Доброклонского. СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина. Спб., 2012.

Испанские художники в Париже // Проблемы развития зарубежного искусства. Франция. Сборник докладов научной конференции, посвященной памяти М. В. Доброклонского. СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина. Под научн. Ред. Н. М. Леняшиной Спб., 2011.

Два Фонда Жоана Миро // ДИ № 1. М., ММСИ, 2011.

Жоан Миро. История одного автопортрета // Научные публикации // Академия РАХ № 2. М., 2010.

Жоан Миро. Через течения модернизма к собственному стилю // Аспирантский сборник № 5, М., ГИИ, 2009.

Жоан Миро. В поисках стиля // Сборник докладов научной конференции, посвященной памяти М. В. Доброклонского. СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина. Спб., 2009.

Жоан Миро. Начало пути // Театр. Кино. Музыка. Живопись. М., РАТИ ГИТИС, 2009.