Гнедовская
Татьяна Юрьевна

Сектор современного искусства Запада
Гнедовская Татьяна Юрьевна

Ведущий научный сотрудник. Доктор искусствоведения, с 2012 г. Заведующий сектором современного искусства Запада (2017-2021). Работает в институте с 1999 г.

Сфера научных интересов — немецкая архитектура конца XIX — первой половины ХХ века

Также:

  • Член Союза архитекторов России
  • Член Ассоциации искусствоведов

Образование:

  • В 1991 году закончила Московский Архитектурный Институт и в том же году поступила в его аспирантуру
  • В 1992 году уехала с семьей в Германию, где была также зачислена в аспирантуру факультета Истории искусства и охраны памятников Высшей Технической школы г. Аахена
  • В 2001 году защитила в Государственном институте искусствознания кандидатскую диссертацию на тему: «Веркбунд и немецкая архитектура начала ХХ века»
  • В 2012 году в Государственном институте искусствознания состоялась защита диссертации на соискание степени доктора искусствоведения: «Поиски стиля в немецкой архитектуре 1890–1940-х гг.»

Художественное творчество:

Параллельно с искусствоведческой деятельностью Т. Ю. Гнедовская занимается разнообразными видами художественного творчества. Ее «Лоскутная живопись» экспонировалась в 2000 г. в Институте Искусствознания, а в 2002 г. — в Московском Доме Архитекторов. В том же году в галерее «Улица ОГИ» прошла выставка льняных платьев, созданных Т. Ю. Гнедовской, а с 2004 года в московских клубах «Апшу» и «Март» проходят театрализованные показы новых коллекций одежды Татьяны Гнедовской.


Основные публикации

Монография:

Немецкий Веркбунд и его архитекторы. История одного поколения. М., 2011. (23 а.л.)(монография издана по гранту РГНФ).

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Беренс и Ратенау — творческий союз или противостояние// Пинакотека. 2000. № 10–11. С 64–69.

«Свободный и спонтанный творец» — Анри Ван де Вельде//Западное искусство. ХХ век. М., 2000. С. 40–71.

От «сентиментализма» к «рационализму». Эволюция жилого особняка в немецкой архитектуре начала ХХ века // Западное искусство. ХХ век. СПб., 2001. С. 175–196.

Архитектура театра. Театр архитектуры (Германия начала ХХ века) // Театр ХХ века. М., 2003. С. 519–571.

Веркбунд и неоклассицизм. О том как поиск «нового» привел к «старому» // Западное искусство. ХХ век. М., 2003. С. 40–68.

Целесообразность мнимая и реальная, или о немецкой промышленной архитектуре начала ХХ века // Мир искусств. Альманах. СПб., 2004. С. 286–308.

Веркбунд и Ар Деко // Искусствознание № 2/05. М., 2005. С. 66–92.

Веркбунд и Ар Деко // Искусство эпохи модернизма. Стиль Ар Деко. М., 2009. С. 66–83.

Веркбунд и нацизм. Политическая интерпретация художественных поисков. // Западное искусство. ХХ век. М., 2007. С. 106–146.

Петер Беренс и Вильгельм Крайс. «Солист» и «статист» немецкого неоклассицизма//Германия ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм // М., 2008. С. 338–368.

Архитектура югендстиля. Мюнхен. Дармштадт. Веймар // Искусствознание № 1–2/09. М., 2009. С. 325–362.

Немецкая архитектура конца 1910-х — начала 1920-х годов. Революция духа//Собрание № 4, декабрь 2010. С.110–119.

Аура и архитекторы. Германия 1920-30-х годов//Художественная аура: Истоки. Восприятие. Мифология. Коллективная монография. М., 2011. С. 193–227.

От «нового стиля» к неоклассицизму…и обратно: о циклических процессах в немецкой архитектурной жизни 1900–1930-х гг.//Западное искусство ХХ век. Судьбы классики в европейском искусстве. Сборник статей. М., 2010. С. 328–376.

Колония художников в Ворпсведе. История одного сообщества // Искусствознание № 1–2/2012. С. 506–545.

От драматического театра — к Большому драматическому. От идеального театра — к тотальному. Реформа немецкого театрального здания и ее итоги в эпоху Веймарской республики // Вопросы театра № 1–2 (выпуск XI)/ 2012. С. 248–273.