Демидова
Мария Александровна

Сектор классического искусства Запада
Демидова Мария Александровна

Кандидат искусствоведения, с 2004 года. Старший научный сотрудник Отдела Классическое искусство Запада, с 2004 г.

Сфера научных интересов — западноевропейское искусство эпохи Возрождения, XVII века

Также:

  • Доцент кафедры Теории и истории христианского искусства ПСТГУ с 2003 г. Читает курс лекций «Искусство эпохи Возрождения»; спецкурс «Теоретическая мысль эпохи Возрождения»

Награды:

2012 г. медаль Патриарха Тихона 2-ой степени за педагогическую деятельность

Образование, квалификация, стажировки:

  • Отделение истории искусства исторического ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова, 1992 (специальность: искусствоведение)
  • Аспирантура исторического ф-та МГУ 1999–2003 (соискатель)
  • Защита диссертации на соискание степени канд-та искусствоведения «Дворец Фонтенбло эпохи Франциска I и его место в истории французской ренессансной архитектуры», 2003 г.
  • Месячная стажировка во Франции в рамках программы «Jeunesse et Patrimoine», 1992 г.
  • Месячная стажировка в Центре высших исследований Ренессанса (CESR) во Франции, 2006 г.

С 2003 по 2017 год преподавала   в ПСТГУ на факультете Церковных художеств (курс «История искусства Возрождения» для бакалавров; курс «Трактаты и теоретическая мысль эпохи Возрождения» для магистров).



Основные публикации

Монография:

Идеальная резиденция ренессансного правителя. Дворец Фонтенбло эпохи Франциска I. (издание при содействии фонда РГНФ). – М.: Прогресс-Традиция, 2010.

Ренессансные образы дворца Фонтенбло. Их истоки и формирование. –Saarbrüken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.

Избранные статьи:

Ансамбль Фонтенбло и «война дворцов»: метаморфозы античной виллы // Искусствознание 1/02 (XIX). – М.: ГИИ, 2002.

«… Хотел быть первым здесь, а не последним в Риме». Декоративное убранство дворца Фонтенбло // Искусствознание 2/02 (XX). – М.: ГИИ, 2002.

Образ итальянского дворца при дворах европейских владык // Пинакотека 16 – 17. 

Ренессансный дворец во Франции: к вопросу о формировании типологии // Вестник истории, литературы и искусства. Альманах РАН. – М., 2007, Т. IV. С. 50 – 61.

Метаморфозы античного гротеска в эпоху Возрождения // Классическое искусство от Древности до XX века. – М.: КомКнига, 2007.

Французский сад XVI столетия. Пути самоопределения // Искусствознание 1/06. – М.: ГИИ, 2006.

Иконографическая программа галереи Франциска I во дворце Фонтенбло. Очередная попытка интерпретации. // Искусствознание 1 – 2/09. – М.: ГИИ, 2009.

Мастер и художественная среда в искусстве французского Возрождения // Культура, эпоха и стиль. Классическое искусство Запада. Сборник статей в честь 70-летия М. И. Свидерской. Министерство культуры РФ, Государственный институт искусствознания. – М.: Галарт, 2010.

Ансамбль Фонтенбло после Франциска I. Ренессансный дворец, или «школа» маньеризма // Искусствознание 3 – 4/10. – М.; ГИИ, 2010. 

«Своя» и «чужая» античность в искусстве французского Возрождения // Искусствознание, 1 – 2/12. – М.: ГИИ, 2012.

Неожиданная форма политической сатиры во французской живописи XVI века // Искусствознание 1 – 2/14. – М.: ГИИ. С. 390 – 417.

Церемония Вхождения Генриха II в Париж (1549). К вопросу о принципах формирования ренессансного образа // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. Выпуск 1 (21). – 2016. С. 9 – 28.

Серия картин Тициана «Венера и музыкант»: единство темы, множественность смыслов // Искусствознание 3–4/16. – М.: ГИИ, 2016. «Паломничество души». К вопросу об иконографии Sacra Allegoria Джованни Беллини // Искусствознание 4/17. – М.: ГИИ, 2017. С. 50 – 73.

Нимфа источника. О судьбе образа в ренессансном искусстве // От классической античности до модерна // Сборник статей сектора классического искусства Запада памяти Михаила Яковлевича Либмана. – М.: ГИИ, 2018. С. 126 – 154.

Трактат Гораполлона «Иероглифика» и его возможное влияние на воплощение сюжета «Поклонение волхвов» во Флоренции XV века // Сборник статей по материалам II   Международного конгресса историков искусства им Д.В. Сарабьянова «История искусства и отвергнутое знание: от герметической традиции к XXI веку». – М.: ГИИ, 2018. С.165 – 184.

Фонтан Невинных в Париже: исторический контекст и проблемы иконографии // Из истории художественной культуры Западной Европы V –XX веков. Сборник статей памяти Е.И. Ротенберга. (подготовка к печати). 

«Танец человеческой жизни»: «Гипнэротомахия Полифила» и другие источники замысла картины Никола Пуссена // Искусствознание 1/19. – М.: ГИИ, 2019 (в печати).

Интерпретация эмблемы ‘Concordia’ Андреа Альчато у Питера Пауля Рубенса и Диего Веласкеса// Вестник Санкт-Петербургского университета.Искусствоведение. 10, no. 1 (2020): 152-176.

Иконология» Чезаре Рипы: атлас памяти и манифест идеалиста//Искусствознание3/20. С. 82-121.

Фонтан Невинных в Париже: исторический контекст и проблемы интерпретации// Из истории художественной культуры Западной Европы V-XX веков. Коллективная монография памяти Е.И. Ротенберга. Отв.ред.-сост. М.И. Свидерская, Е.В. Шидловская. Москва: БуксМАрт, 2020. С. 186-216.

Мифография для иконографии: трактат Винченцо Картари Le Imagini de i dei degli anthichi//Искусствознание3/21. С. 102-145.

Учебно-методическая работа:

Программа курса «Искусство эпохи Возрождения». М. ПСТГУ, 2009.

Основы искусства Возрождения. Программа для бакалавров //М. ПСТГУ. 2016.

Искусство Возрождения. Программа для бакалавров// М. ПСТГУ. 2016.

Трактаты и теоретическая мысль эпохи Возрождения. Программа для магистров//М. ПСТГУ. 2016.