Лазарева
Екатерина Андреевна

Сектор искусства Нового и Новейшего времени

Кандидат искусствоведения, с 2011 г. Старший научный сотрудник, с 2013 г. Работает в институте с 2011 г. в Отделе Изобразительного искусства и архитектуры (с 2013 г. — Сектор искусства Нового и Новейшего времени Отдела Изобразительного искусства и архитектуры).

Сфера научных интересов — западноевропейское и русское искусство ХХ века, в особенности, искусство итальянского футуризма и русского авангарда, авангардные движения в искусстве ХХ века и современное искусство.

Ученый секретарь Сектор искусства Нового и Новейшего времени Отдела Изобразительного искусства и архитектуры, с 2013 г. по 2015 г.

Также:

  • Доцент кафедры теории и истории искусства факультета истории искусства Российского Государственного Гуманитарного Университета, с 2018 г.
  • Преподаватель высшей школы «Среда обучения», с 2020 г.

Награды:

Номинант Премии Кандинского-2012 в номинации «Молодой художник. Проект года»

Лауреат Премии ИННОВАЦИЯ-2019 в номинации «Куратор года».

Победитель конкурса Государственного института искусствознания на лучшее научное издание 2020 года в номинации «Публикация»

В прошлом:

  • Научный сотрудник Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, 2001
  • Ведущий редактор «Художественного журнала», 2002–2007
  • Редактор раздела «Искусство» сетевого журнала Openspace.ru, 2010–2012
  • Старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусства факультета истории искусства РГГУ (с 2014 г. — кафедра теории и истории искусства), 2013–2018
  • Куратор музея современного искусства «Гараж», 2017–2021

Образование, квалификация, стажировки:

  • Кафедра всеобщей истории искусства факультета истории искусства Российского Государственного Гуманитарного Университета, 1995–2000 (специальность: искусствоведение)
  • Аспирантура Государственного института искусствознания, 2001–2005
  • Московская школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, 2009–2012 (специальность: проектная фотография)
  • Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения «Судьбы футуризма в Италии и России во 2-й пол. 1910–1930-е годы», 2011

Основные публикации

Монографии:

Сергей Шутов. Бортовой журнал'08/Sergey Shutov. Captain’s Log’08/Авт.-сост. Е. Лазарева, С. Шутов. — М.: Книги WAM. — 2008. — 272 с., с ил. ISBN 978-5-91432-015-4.

Второй футуризм. Манифесты и программы итальянского футуризма. 1915–1933/Введ., сост., пер. с ит. и коммент. Е. Лазаревой. — М.: Гилея. — 2013. — 224 с. ISBN 978-5-87987-076-3.

Лазарева Е. Борис Орлов: контуры времени. — М.: BREUS. — 2017. — 120 c., ил. ISBN 978-5-99046-206-9.

Лазарева Е. Виктор Пивоваров: траектория полетов. — М.: BREUS. — 2017. — 120 c., ил. ISBN 978-5-99046-200-7.

Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909—1941: В 2 томах/Сост., предисл., вступл. к разд., коммент., кр. свед. об авторах и библ. Е. Лазаревой. — М.: Гилея. — 2020. 398 с., илл. + 382 с., илл. ISBN 978-5-87987-122-7.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Лазарева Е. Воспоминания о будущем // Искусство. — М.: 2008. — № 4. — С. 24–27.

Лазарева Е. Авангард vs. Репрезентация // Художественный журнал. — М.: 2009. — № 73–74. — С. 9–15.

Лазарева Е. «Механическое искусство» и «аэроживопись». К истории главных эстетических программ итальянского футуризма 1920–1930-х гг. // Искусствознание. — 2010. — № 1–2. — С. 530–548.

Лазарева Е. «Как на войне»: военный словарь в искусстве ХХ – начала XXI века//Русский авангард и война: [сборник статей]/Ред.-сост. К. Ичин. — Белград: Филологический факультет Белградского университета. — 2014. — С. 342–354.

Лазарева Е. Футуризм как предчувствие новых медиа//Расщепление визуального: значение новых медиа/Сост. О. Лукьянова. — М.: МВО «Манеж». — 2014. — С. 78–83.

Лазарева Е. Эстетизация политики vs. политизация эстетики//Проекции авангарда: каталог-исследование/Сост. О. Шишко. — М.: Арт Гид. — 2015. — С. 54–57.

Lazareva, Ekaterina. Futurism and War Conference, Zagreb (28–29 June 2014)//International Yearbook of Futurism Studies/G. Berghaus ed. — Vol. 5. — Berlin/Boston: De Gruyter. — 2015. — 477–485

Лазарева Е. Футуризм как традиция в итальянском и русском искусстве//Западное искусство. ХХ век. Тридцатые годы: [сборник статей]/Ред.-сост. А. В. Бартошевич, Т. Ю. Гнедовская. — М.: Государственный институт искусствознания. — 2016. — С. 240–258.

Лазарева Е. «Человек, умноженный Машиной»//Искусствознание. — 2016.  — №1–2. — С. 90–113.

Lazareva, Ekaterina. Moscow Conceptualism: between Avant-garde and Officious//ARTA magazine. — Bucharest. — 2016. — No.20-21. — P.77–83.

Лазарева Е. Военная риторика в искусстве авангарда//«На крайнем пределе веков»: Первая мировая война и культура [сборник статей]/Ред.-сост. Е. А. Бобринская, Е. С. Вязова. — М.: Государственный институт искусствознания. — 2017. — С. 104–111.

Лазарева Е. Второй авангард: к вопросу о терминологии//И после авангарда – авангард: [сборник статей]/Ред.-сост. К. Ичин. — Белград: Филологический факультет Белградского университета. — 2017. — С. 91–104.

Lazareva, Ekaterina. The Futurist Concept of “Man Extended by Machines”//International Yearbook of Futurism Studies/G. Berghaus, D. Pietropaolo, B. Sica eds. — Vol. 8. — Berlin/Boston: De Gruyter. — 2018. — 213–231.

Lazareva, Ekaterina. Russian Fashion Design//Handbook of International Futurism/G. Berghaus ed. — Berlin/Boston: De Gruyter. — 2019. — 154–161.

Лазарева Е. О понятии концептуализма//Это не московский концептуализм: [сборник статей]/Ред.-сост. К. Ичин. — Белград: Филологический факультет Белградского университета. — 2021. — С. 7–21.

Лазарева Е. Киборг и гендер: от Маринетти к Харауэй и обратно//Границы нормы: трансформация гуманизма в русской и европейской культуре Нового и Новейшего времени: Сборник статей/Ред.-сост. Е. А. Бобринская, А. С. Корндорф. — М.: Государственный институт искусствознания. — 2021. — С. 471–485.

Лазарева Е. Футуристский стиль: экстравагантность и униформа//Искусствознание. — 2022. — № 1. — С. 278–303.

Каталоги выставок и собраний, музейные издания:

Lazareva, Ekaterina. Overcoming Alienation//Prague Biennale 1/exhibition catalog. — Milano: Giancarlo Politi Editore. — 2003. — P.184–185.

Лазарева Е. Всё и один: диалектика универсального и индивидуального//Сергей Шутов. Бортовой журнал'08/Авт.-сост. Е. Лазарева, С. Шутов. — М.: Книги WAM. — 2008. — С. 25–31.

Лазарева Е. Программа ESCAPE: квадратура круга//ESCAPE diary 1999–2010. — Москва: ММСИ. — 2010. — С. 272–281.

Лазарева Е. Здесь и сейчас Лизы Морозовой//Невозможное сообщество. Книга 2/Ред. В. Мизиано. — М.: ММСИ. — 2011–2015. — С. 228–236.

Лазарева Е. Вадим Фишкин и его победа над солнцем//Невозможное сообщество. Книга 2/Ред. В. Мизиано. — М.: ММСИ. — 2011–2015. — С. 376–382.

Лазарева Е. Будущее в настоящем//Die Zukunft fotografieren/Фотография будущего/Ed. W. Iro, E. Lazareva, E. Ruelfs. — Heidelberg: Kehrer Verlag. — 2015. — P.10–15.

Колесников В., Лазарева Е., Митюшина А. Словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке. — М.: Garage. — 2017. — 102 c., ил.

Lazareva, Ekaterina. A Critical Chronology, 1993 – 2017//Critical Mass: Moscow Art Magazine 1993–2017/Misiano V., Addison R. eds. — Moscow: Garage Museum of Contemporary Art. — 2017. — P.324–375.

Лазарева Е. Ухудшая плохую картинку//Максим Спиваков. 1/2/Ред. Е. Софронов. — М.: ММСИ, Музей Вадима Сидура. — 2018. — С. 26–33.

Лазарева Е. Предисловие: Конвертация в текст//Новоженова А. Коробка с карандашами: тексты, рисунки, дизайн. О фотографии. — М.: V-A-C Press. — 2021. — C. 7–13.