Царевская
Татьяна Юрьевна

Сектор древнерусского искусства

Доктор искусствоведения, с 2008 г.

Ведущий научный сотрудник, с 2013 г.

Работает в институте с 1999 г.  в Секторе (Отделе) Древнерусского искусства. Сфера научных интересов – средневековое русское и византийское искусство, монументальная живопись и иконопись Великого Новгорода XI-XVIII вв.


Прочая деятельность

Главный хранитель Софийского кафедрального собора Великого Новгорода, с 1993 г. 

Древлехранитель Новгородской епархии Московского Патриархата РПЦ, с 2015 г.

Член Консультационно-Экспертного совета Новгородской и Старорусской епархии.

Председатель Государственной экзаменационной комиссии МДА РПЦ, с 2020 г. 

Член редакционного совета научного журнала «Визуальная теология» (учредитель – Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого)

Член редакционного совета научного журнала Московской Духовной Академии «Вестник церковного искусства и археологии» 

Член редакционного совета журнала «Вестник сектора древнерусского искусства ГИИ


Награды 

Почётная грамота Министерства культуры РФ, ПР. № 550, 14.09.2000 г.

Диплом лауреата премии им. И.Е. Забелина (МК РФ, Гос. Исторический музей) за 2000 г. за исследование «Фрески церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах)»

Диплом победителя конкурса Гос. Института искусствознания на лучшую публикацию 2004 г. за коллективную монографию «Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI – первая четверть XII века» 

Нагрудный знак Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ «За высокие достижения», 2003 г.

Юбилейная медаль «В память 1150-летия Великого Новгорода», 2009 г.

Почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», 2011 г.

Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского», 2014 г. 

Медаль им. Н.Г. Богословского «За вклад в развитие Новгородского музея», 2020 г.


В прошлом:

Старший научный сотрудник Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, 1985-1989

Старший научный сотрудник Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, с 1991 по 2003 г.

Ведущий научный сотрудник с 2003 по 2011г.

Заместитель генерального директора НГОМЗ по научной работе, с 2011 по 2014 г.

Научный консультант и эксперт Коллекции древнерусской иконописи, Амбровенето-Банк Интеза, Италия, 1996-2003


Образование, квалификация, стажировки:

Отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета, 1985 (специальность: искусствоведение)

Аспирантура исторического факультета Московского Государственного Университета, 1989-1992

Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Новгородская  монументальная живопись второй половины XII века. Росписи церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»)», 1993

Стажировка в Центре И.Дуйчева, София, Болгария, 1993

Грант «Summer Fellowship, Byzantine Studies» в Центре Думбартон Окс при Гарвардском университете, Вашингтон, США, 1999.

Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде: проблемы идейного содержания и художественного своеобразия храмовой декорации позднепалеологовского времени», 2009.



Основные публикации

Монографии

  1. Фрески церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах). Новгород, 1999 (издана по гранту РГНФ).

  2. Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и её место в искусстве Византии и Руси второй половины XIV века. М., 2007 (монография издана по гранту РГНФ).

  3. Церковь Николы на Липне. Великий Новгород, 2020.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах

  1. Некоторые особенности иконографической программы росписей церкви Благовещения на Мячине (“в Аркажах”) // Древнерусское искусство: Исследования и атрибуции. Спб., 1997. С. 83-95. 

  2. Новые данные о составе росписей церкви Николы на Липне // Древнерусское искусство:  Русь. Византия. Балканы. XIII век. Спб., 1997. С.413-431. 

  3. Le raffigurazioni di S. Clemente nell’arte di Novgorod nel XII secolo. La sua venerazione in Russia //Il mondo e il sovra-mondo dell’icona. Convegno internazionale. Fondazione Giorgio Cini. Venezia, Ottobre 1996. Milano, 1998.  

  4. Николо-Дворищенский собор в Новгороде. М., «Северный паломник», 2002

  5. Церковь Рождества Христова на Красном поле. М., «Северный паломник»,  2002

  6. Тема обретений главы Иоанна Предтечи в новгородских росписях XII в.// Древнерусское искусство: Русь и страны Византийского мира. СПб., 2002. С. 449-459 

  7. The “Seven Sleepers of Ephesus” in the decoration of the Prothesis of the Church of the Annunciation at Arkhazhi (Novgorod) // Λαμπιδων. Αφιέρωμα στη μνήμη της Ντούλας Μουρίκη. Т. 2. Аθήνα 2003. 857-862. 

  8. Новгородская монументальная живопись третьей четверти XV в. //Древнерусское и поствизантийское искусство: Вторая половина XV – начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 26-39.

  9.  Икона «Спас на престоле» 1362 года как духовное завещание новгородского архиепископа // ΣΟΦΙΑ. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. М., 2006. С. 471–490 

  10. Об истоках стиля икон из церкви св. Варвары в Пскове // От Царьграда до Белого моря. Сборник статей по средневековому искусству в честь Э.С. Смирновой. М., 2007. С. 615–636 

  11. Особенности системы и идейного содержания росписи церкви Феодора Стратилата на Ручью. Связь с палеологовской традицией и черты новаторства //Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника 2006. Новгород, 2007. С. 58–63 

  12. Княжеская тематика в росписи церкви Николы на Липне близ Новгорода // Образ Византии. Сборник статей в честь О.С. Поповой. М., 2008. С. 603- 620

  13. Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и судьба одного из направлений позднепалеологовского искусства // Искусствознание 2008, 1. М., 2008. С. 3–39  

  14. Темы Прославления Креста и Великой Субботы в программе росписи церкви Феодора Стратилата в Новгороде // Искусствознание 2008, 4. М., 2008. С. 146-161 

  15. Тема аскезы в росписях церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде // Искусство Христианского мира. Вып. VII. М., 2003. С. 85–98 

  16. Икона «Спас на престоле» 1362 года как духовное завещание новгородского архиепископа // ΣΟΦΙΑ. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. М., 2006. С. 471–490 

  17. О новгородской стенописи времени архиепископа Евфимия II // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 3. Великий Новгород, 2009. С. 61-75.

  18. Роспись церкви Феодора Стратилата в Новгороде в контексте духовной жизни позднепалеологовской эпохи //ДРИ: Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. М., 2009. С. 219-234.

  19. Успенский (Большой) иконостас Софийского собора. Великий Новгород. М., 2011

  20. Целительский аспект почитания св. Николая Чудотворца и его проявление в новгородском искусстве XIII в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Вып. 1 (4). М., 2011. С. 26-41.

  21. Фреска церкви Спаса на Ильине улице «Богоматерь Одигитрия» и её художественные истоки // Зограф 34 (2010). Белград, 2011. С. 125 – 136.

  22. Роспись Троицкого собора Клопского монастыря // Новгородский архивный вестник. Вып. 11. Великий Новгород, 2013. С. 198-210.

  23. Освоение пластической формы новгородскими живописцами в церкви Рождества Христова на Красном поле // В созвездии Льва. Сборник статьей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица. М., 2014. С. 516-537.

  24. Цветные нимбы в искусстве Византии и Средневекового Запада. Некоторые аспекты символики // Ежегодник НГОМЗ 2012. Великий Новгород, 2014. С. 115-125.

  25. Тематика золотного шитья из домонгольского княжеского погребения в Новгородской Софии // Образ христианского храма. Сб. Статей по древнерусскому искусству. К 60-летию А.Л. Баталова. М., 2015. С. 125-149

  26. Новые данные о первоначальной росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде // Искусство христианского мира 13(сб., посв. памяти В.Д. Сарабьянова). М., 2016. С.195-207  

  27. Tsarevskaya T. Nouveaux donnés sur la peinture originelle du Katholikon St. George du Monastère Yuriev près de Novgorod // Ni and Byzantium. XIV International symposium. Ni Градови и грађaни византиjског света/. Ni, 2016. P. 355 – 370.

  28. Новые данные о первоначальной росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде // Искусство христианского мира 13. М., 2016. С.195-207  (сб., посв. памяти В.Д. Сарабьянова)

  29. Живопись церкви Николы на Липне и искусство византийской периферии: Общее и особенное // Древнерусское искусство. Византийский мир: региональные традиции в художественной культуре и проблемы их изучения. М.. 2017. С. 23-36.

  30.  О появлении Страстного цикла в системе алтарной декорации новгородских церквей // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация . Вып. 7. Великий Новгород, 2017. С. 32-52. Статья опубликована также на портале Интернет: https://www.academia.edu/35045406

  31. Икона «Богоматерь Тихвинская» в Софийском соборе Великого Новгорода: предание, история, реставрация // Столбовский мир и возвращение Новгородской земли в состав Российского государства. Материалы научной конференции. Великий Новгород, 2017. С. 160-175.

  32. Феофан Грек. Фрески в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2018 (научно-популярное издание, альбом)

  33. Археологические данные о росписи гражданской постройки XIV в. на Владычном дворе в Великом Новгороде // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 31–44 

  34. Программые основы первоначальной фресковой декорации северо-западного помещения Владычной палаты  (кельт Иоанна) в Новгородском кремле // Актуальные проблемы теории и истории искусства. IX. 2019.  С. 472-483

  35. Ранний вариант новгородской иконографии Софии Премудрости Божией и обстоятельства его появления // Зограф 43. Београд, 2019. 151-170. 

  36. Фреска «Богоматерь с Младенцем на престоле», 1466 года, из новгородского Софийского собора: особенности иконографии и расположения в храмовом пространстве // Вестник сектора древнерусского искусства, № 1/2019. М., 2019. С. 91- 106

  37. От редактора // Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде. К 900-летию основания. Великий Новгород: Новгородский музей-заповедник, 2019. С. 7-9.

  38. Изображения новгородских святителей в «келье Иоанна» Владычной палаты в Великом Новгороде: время и обстоятельства появления // Вестник Сектора древнерусского искусства. Журнал по истории древнерусского искусства. 2/2020. С. 46-64.

  39. Орнаментальные мотивы первоначальной декорации новгородской Владычной палаты // Актуальные проблемы истории и теории искусства – X. Древнерусское искусство. 2021.С. 346-359

  40. Изображения новгородских святителей в «келье Иоанна»  Владычной палаты: время и обстоятельства появления. Часть вторая (окончание)// Вестник Сектора Древнерусского искусства ГИИ, 2021/1. С. 110-126.

  41. История основания храма Николы на Липне и его архитектурный образ // «София». 2021/1. Издание Новгородской епархии, 2021. С. 5–14.

  42. Об одной малоизвестной росписи XVI в. в Новгородской Владычной палате // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2021. № 2 (84). С. 200-215

  43. К 90-летию Энгелины Сергеевны Смирновой // ΔΩΡΕΆ: к 90-летию Энгелины Сергеевны Смирновой. Сборник статей. М.: Госуарственный институт искусствознания, 2022. С. 6–22. 

  44. Об идейной концепции и истоках стиля росписи церкви Рождества Христова на Красном поле // ΔΩΡΕΆ: к 90-летию Энгелины Сергеевны Смирновой. Сборник статей. М.: Госуарственный институт искусствознания, 2022. С.372-393.

  45. Philippova O.S., Dmitriev A.Yu., Tsarevskaya T.J.,. Dmitrieva S.O. Comprehensive study of 12th century wall paintings from the St. George Cathedral of the Yuryev Monastery in Veliky Novgorod (Russia) using complementary physicochemical methods / Heritage Science (USA). (Scopus) 2022

Материалы конференций

  1. Некоторые особенности иконографического состава росписей церкви Николы на Липне //Искусство Руси, Византии и Балкан XIII века. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, сентябрь 1994. СПб, 1994. С. 52.

  2. Тема «Обретений главы Иоанна Предтечи» в новгородских росписях XII в. // Искусство Руси и стран Византийского мира XII века. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, сентябрь 1995. СПб., 1995. С. 39-40 

  3. The Theme of Christ in Glory in the Apse Decoration of the Church of the Annunciation at Arkazhi // Acts, 18th Internarional Byzantine Congress, Selected Papers: Main and Communications, Moscow, 1991. Vol.III, Shepherdstown, 1996. 

  4. Образ св. Климента в новгородском искусстве XIII в. // Искусство Византии и Древней Руси. К 100-летию со дна рождения А.Н.Грабара. Тезисы докладов международной конференции. Москва, 24-26 сентября 1996. СПб., 1996. С. 28-29 

  5. Тема Страшного суда в росписях Николо-Дворищенского собора Новгорода (Новые открытия) // Византия. Русь. Западная Европа: Искусство и культура. Тезисы докладов международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.Н. Лазарева. Москва, 29 сентября – 2 октября 1997. СПб., 1997. С. 10-11.

  6. О Царьградских реликвиях Антония Новгородского // Тезисы и материалы Международного симпозиума «Реликвии в искусстве и культуре Восточнохристианского мира». М., 2000. С.69-70 

  7. Новгородская монументальная живопись третьей четверти XV в. //К 500-летию создания фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре (Русское и поствизантийсоке искусство рубежа XV-XVI веков). Тезисы докладов Международной конференции. М., 2002. С. 79-80. 

  8. Богословие исихазма в программе росписи церкви Феодора Стратилата на Ручью //Идея и образ. Принципы и методы изучения средневекового искусства стран православного мира. Тезисы докладов Международной научной конференции 1–2 ноября 2005 г. М., 2005. С. 39–41 

  9. Образы свв. врачей и целительский аспект почитания св. Николая Чудотворца в древнем Новгороде // Боянската църква между Изтока и Запада в изкуството на хритиянска Европа. Международна конференция,  София, 16-17 април 2010 г. Резюмета. С. 14-15.

  10. Опыт и перспективы виртуальной реконструкции росписи церкви Николы на Липне //Проблемы реконструкции и реставрации памятников исторического и культурного значения. Материалы всероссийской конференции. СПб., 2011. С.87-88

  11. Цветные нимбы в средневековом искусстве // Искусство Древней Руси и стран византийского мира. Вып. II. Материалы II научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения В.А. Булкина. 3-4 декабря 2012 года. СПб., 2012. С. 11-13.

  12. Освоение пластической формы новгородскими живописцами на примере росписи церкви Рождества Христова на Красном поле // Древнерусское искусство. 1963-2013. Итоги и перспективы. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, 15-17 октября 2013 года. М., 2013. С. 62-63.

  13.  «Зело философ хитр…»: иконология жестов в росписи церкви Спаса на Ильине // Сергий Радонежский и русское искусство второй половины XIV – первой половины XV века в контексте византийской культуры. Тезисы докладов Международного научного симпозиума. Москва, 10-12 ноября 2014 года. М., 2014. С. 40 – 42.

  14. Tatiana Tsarevskaya. The Passion Cycle in the Program of the Altar Decoration and the Problem of Its Roots in Novgorod Churches of the Late 14th Century// http://byz2016.rs/TematskeSednice/utorak/TSFC_1_Rethinking%20the%20Passion%20Cycle.pdf. P.8-9.

  15. Программные основы первоначальной фресковой декорации северо-западного помещения Владычной палаты  (кельт Иоанна) в Новгородском кремле // Актуальные проблемы теории и истории искусства. IX. 2019.  С. 472-483.

  16. Святыни Новгорода в программе фресковой декорации Владычной палаты в Новгородском детинце // VIII Международная научная конференция Актуальные проблемы теории и истории искусства Тезисы докладов. М., 2018. С. 255 – 257 https://actual-art.spbu.ru/images/2018/AA_thesis2018.pdf

  17. Художественная индивидуальность круга Феофана Грека в новгородской монументальной живописи // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. К юбилею О.С. Поповой. Международная научная конференция. Москва, 7-10 ноября 2018 года. Тезисы конференции. М., 2018. С. 49-51.

  18. Tsarevskaya T. Artistic and ideological trends in the fresco decoration of the Vladychnaia (Archbishop’s) Chamber in Velikij Novgorod // 39 Συμπόσιο Βυζαντινήσ Και Μεταβυζαντινήσ Αρχαιολογίασ ΚαιΤέχνησ.Αθήνα, 30, 31 Μαΐου και 1 Iουνίου 2019. Σ. 175-176.

  19. Изображения святителей в «келье Иоанна» новгородской Владычной  палаты // X Международная научная конференция Актуальные проблемы теории и истории искусства Тезисы докладов. М., 2020.

  20. Церковь Николы на Липне и ее храмовая икона: некоторые вопросы топографии и иконографии // Между Востоком и Западом. Святой Александр Невский, его эпоха и образ в искусстве. Международная научная конференция. Москва, 15-18 сентября 2021 года. М., 2021. С. 37 – 38.

Каталоги выставок и собраний, музейные издания

  1.  L’Immagine dello spirito. Icone dalle terre Russe. Collezione Ambroveneto. Milano, 1996. (Catalog of icons). (1 п.л.)

  2. Icone russe. Collezione Banca Intesa. Catalogo ragionato. In 3 vol. Mondadori Electa S.p.A., Milano, 2003 (3 п.л.).

  3. Об истоках стиля икон из церкви Св. Варвары в Пскове // Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника 2007. Новгород, 2008. С. 46-56.

  4. Спас на престоле. София Премудрость Божия. Статьи каталога: Кат. № 11, 29 //Иконы Новгорода XI – начала XVI в. М., 2008 (1 а.л.). 

Коллективные труды:

  1. Церковь Благовещения на Рюриковом Городище. Николо-Дворищенский собор // Лифшиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Новгорода: Конец XI – первая четверть XII века. СПб., 2004

  2. Роспись церкви Благовещения на Мячине. Роспись церкви Николы на Липне // Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб., 2007. С.419-421 (0,5 а.л.).

  3. История русского искусства. Т. IV. М., 2019 (коллективная монография, под ред. Э.С. Смирновой)

  4. Участие в качестве автора в издании «Православной энциклопедии»

Научное и ответственное редактирование:

  1. Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 3.

  2. Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 4.

  3. Новгород и Новгородская земля. Выпуск 5.

  4. Ежегодник НГОМЗ 2011

  5. Ежегодник НГОМЗ 2012. Великий Новгород, 2014

  6. Л.Е. Красноречьев. Деревянное зодчество Новгородчины.Великий Новгород, 2012.

  7. Материалы Всероссийской конференции по вопросам изучения, сохранения и реставрации монументальной живописи. Великий Новгород, 26-28 ноября 2013 г. Великий Новгород, 2015.

  8. Л.А. Филиппова. М.М. Сперанский в новгородской ссылке. Великий Новгород, 2014.

  9. Секретарь Л.А. Новгородский Антониев монастырь. Исторические очерки. Великий Новгород, 2016 г. 338 с.

  10. Коллективная монография «Собор рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгородк. К 900-летию основания». 2019. 580 с.